приговор по ст.105 ч. 1 УК РФ (убийство отца дочерью)



Дело № ***

П Р И Г О В О РИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Псков *** 2010 года

Псковский городской суд Псковской области в составе:

Председательствующего судьи Чернова С.А.,

при секретаре Шумкиной И.А.,

c участием государственного обвинителя - старшего помощника прокурора г. Пскова Яковлевой М.А.,

подсудимой Андреевой А.В.,

защитников Федорова С.Ф., Попова В.Ф., представивших удостоверения № ***,*** и ордер ***,***

а также потерпевшей А.Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Андреевой А.В., родившейся *** 1987 г. в г.П., гражданки РФ, проживающей без регистрации в г.П., ул.Г., не работающей, имеющей 7 классов образования, не замужем, не военнообязанной, ранее не судимой,

обвиняемой в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ

У С Т А Н О В И Л :

Андреева А.В. совершила убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, при следующих обстоятельствах:

*** 2010 года Андреева А.В., придя в гости к своей матери Л.З.В., проживающей в коммунальной квартире №*** д.*** по ул.Г., и застав там отца - А.В.Ф., приняла участие в совместном с ними распитии спиртных напитков.

**** 2010 года около 04.20 часов в указанной комнате между Андреевой А.В. и А.В.Ф., находившимися в состоянии алкогольного опьянения, возникла ссора, в ходе которой Андреева А.В., на почве личных неприязненных отношений, имея умысел на убийство А.В.Ф., взятым в руку ножом умышленно нанесла А.В.Ф. один удар в область живота справа, причинив телесное повреждение в виде колото-резаного ранения живота справа, проникающего в брюшную полость, с повреждением брыжейки тонкого кишечника повлекшего тяжкий, опасный для жизни человека вред здоровью. Затем, когда А.В.Ф. попытался от неё скрыться в коридоре квартиры, Андреева А.В. его там настигла и, реализуя свой преступный умысел на убийство отца, нанесла тому еще два удара ножом в область груди, причинив колото-резаное ранение грудной клетки слева в области реберной дуги, проникающего в левую плевральную полость с повреждением сердечной сумки, повлекшего тяжкий опасный для жизни человека вред здоровью, а также колото-резаное ранение грудной клетки справа, проникающего в правую плевральную полость между 4-5 ребрами, со сквозным повреждением средней доли правого лёгкого, нижней доли правого и нижнедолевого бронха, повлекшего тяжкий, опасный для жизни человека вред здоровью, со смертельным исходом от массивной кровопотери, обусловленной по ходу раневого канала правого лёгкого.

При этом Андреевой А.В. А.В.Ф. также были причинены кровоподтек на правом плече, кровоподтек, ссадина на правом предплечье, не причинившие вреда здоровью А.В.Ф.

Подсудимая Андреева А.В. после изложения предъявленного обвинения, при выяснении вопроса о признании вины, виновной себя в убийстве А.В.Ф. признала полностью, однако указала, что самих действий, совершённых против А.В.Ф. и направленных на его убийство она не помнит, поскольку по её мнению она находилась либо в состоянии аффекта, либо действовала в условиях необходимой обороны от нападавшего на неё А.В.Ф.

Вместе с тем, подсудимая Андреева А.В. после исследования всех доказательств, представленных стороной обвинения подтвердила суду, что убийство А.В.Ф. было совершено ею в ночь с ***на*** 2010 года, в коридоре коммунальной квартиры №*** д.*** по ул. Г., с применением кухонного ножа.

Кроме признательных показаний самой подсудимой, её вина в совершении убийства объективно установлена показаниями потерпевшей, свидетелей, протоколами следственных действий и заключениями экспертиз.

Потерпевшая А.Н.Ф. показала, что А.В.Ф. являлся её родным братом, а Андреева А.В. - её племянницей. Днём *** 2010 года ей от сотрудников милиции стало известно, что А.В.Ф. был убит в квартире его прежней супруги Л.З.В., и к убийству причастна его дочь Андреева А.В.

Свидетель Л.З.В. подтвердила суду, что в ночь с ***на*** 2010 года у нее в гостях находились бывший муж А.В.Ф. и дочь Андреева А.В., кроме того, у неё в комнате ночевала С.Ю., подруга дочери, поскольку той негде было спать.

В ходе распития спиртного у неё с А.В.Ф. возник конфликт, в который также вмешалась дочь. Дальнейших событий она не помнит так как, находясь в состоянии алкогольного опьянения, уснула. Утром её разбудили сотрудники милиции и сообщили, что у неё в квартире дочь - Андреева А.В. ножом убила А.В.Ф.

Свидетель С.Ю. суду пояснила, что в ту ночь, с ***на*** 2010 года, она ночевала в комнате на матрасе у Л.З.В., поскольку ей негде было спать. Там же в комнате находились А.В.Ф. с Андреевой А.В., которые употребляли спиртное. Ночью она проснулась от шума, происходящего в комнате. А.В.Ф. с Андреевой А.В. ругались, при этом А.В.Ф. Андрееву А.В. от себя оттолкнул, и та упала к ней на постель, а затем встала и после непродолжительной перебранки нанесла удар рукой А.В.Ф., как ей показалось спросонья, в живот. Что находилось в руке Андреевой А.В., она также не видела, но удар шёл по направлению снизу вверх. После этого А.В.Ф. вышел из комнаты, а Андреева А.В. проследовала за ним. Разбуженная, она тоже встала и вышла из комнаты в коридор. Там у ванной комнаты она обнаружила склонившуюся над лежащим на полу А.В.Ф. Андрееву А.В., которая просила отца не умирать. Рядом с ними на полу лежал кухонный нож.

Она, обратилась за помощью к соседям по коммунальной квартире, и те вызвали скорую помощь с милицией.

Свидетель З.М.В. подтвердила суду, что *** 2010 года, около в 04.30 часов, к ней в комнату постучала С.Ю. и попросила о помощи. К той на помощь вышел муж - З.М.С., от которого она узнала, что Андреева А.В. убила своего отца ножом. Непосредственно перед этим она ночью слышала, доносившуюся из комнаты Л.З.В. перебранку.

Из показаний свидетеля З.М.С. следует, что в ночь с ***на*** 2010 года они с женой проснулись от того, что между А.Н.Ф. Настей и А.Н.Ф. происходила ссора. Примерно около 04.30 часов утра, к ним в комнату постучалась С.Ю., и попросила вызывать сотрудников скорой помощи. Он вышел из комнаты и увидел, что между кухней и коридором лежит со следами крови А.В.Ф., а рядом с ним - нож. Там же в истерическом состоянии находилась Андреева А.В. По обстановке он понял, что Андреева А.В. ножом убила своего отца.

Свидетель Л.О.В. - сестра подсудимой показала, что в ночь с ***на*** 2010 года, в промежуток времени между 03.30 часов - 04.30 часов утра Андреева А.В. ей звонила по телефону и жаловалась на её (Л.О.В.) отчима - А.В.Ф., находящегося в состоянии алкогольного опьянения и ведущего себя агрессивно по отношению к матери и сестре. Она посоветовала Андреевой А.В. вызвать сотрудников милиции и не доводить конфликт до крайности. После этого, от матери ей стало известно, что Андреева А.В. её совет не восприняла и действуя по своим соображениям, ножом убила своего отца.

Показания допрошенных свидетелей о месте обнаружения трупа А.В.Ф. и ножа объективно согласуются с результатами осмотра места происшествия. Из протокола осмотра места происшествия (т. 1л.д.23-31), составленного с соблюдением норм уголовно-процессуального закона, следует, что труп А.В.Ф. и кухонный нож со следами вещества бурого цвета были обнаружены ***2010 г. в коридоре квартире № *** по ул. Г.***. На трупе при его осмотре были обнаружены три колото-резаных раны. С места происшествия для последующего исследования были изъяты обнаруженные труп и нож.

По заключению судебно-медицинской экспертизы (т.2л.д.61-67) смерть А.В.Ф. наступила в течение нескольких минут от массивной кровопотери, обусловленной по ходу раневого канала правого лёгкого после получения тем колото-резаного ранения грудной клетки справа, проникающим в правую плевральную полость между 4-5 ребрами, со сквозным повреждением средней доли правого лёгкого, нижней доли правого и нижнедолевого бронха, повлекшего тяжкий, опасный для жизни человека вред здоровью.

Кроме того, у А.В.Ф. имелись телесные повреждения в виде кровоподтека на правом плече, кровоподтека, ссадин на правом предплечье, не причинивших вреда здоровью А.В.Ф., а также в виде колото-резаного ранения живота справа, проникающего в брюшную полость, с повреждением брыжейки тонкого кишечника, а также в виде колото-резаного ранения грудной клетки слева в области реберной дуги, проникающего в левую плевральную полость с повреждением сердечной сумки, повлекшие тяжкий опасный для жизни человека вред здоровью. Признаков борьбы, самообороны при исследовании трупа не обнаружено, что исключает возможность данных действий.

По заключению медико-криминалистической экспертизы, колото-резаные повреждения, обнаруженные на трупе А.В.Ф., могли быть причинены изъятым с места происшествия и представленным на экспертизу ножом (т.2л.д.78-88).

По заключению судебной психолого-психиатрической экспертизы Андреева А.В. не находилась в состоянии физиологического аффекта, могла в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, поскольку находилась в состоянии простого алкогольного опьянения (т. 2л.д. 145-156).

Исследованные доказательства суд находит достаточными для разрешения уголовного дела по существу.

Проверив и оценив доказательства как каждое в отдельности, так и в совокупности, суд пришел к выводу, что объективных причин не доверять показаниям потерпевшей и свидетелей у суда не имеется. Показания данных лиц суд признает допустимыми доказательствами и расценивает как достоверные, поскольку они не противоречат установленным фактическим обстоятельствам уголовного дела. Совокупность доказательств указывает на то, что никто иной, а именно Андреева А.В. умышленно причинила А.В.Ф. колото-резанные ранения ножом в ночь с***на*** 2010 г. в квартире № *** по ул. Г.***, и тот от массивной кровопотери, обусловленной по ходу раневого канала правого лёгкого, скончался.

Признанные выше достоверными доказательства полностью согласуются с протоколом осмотра места происшествия и заключениями экспертиз. У суда нет оснований не доверять выводам экспертов, а также сомневаться в законности следственных действий, и суд признает данные доказательства также достоверными.

Проверяя и оценивая показания подсудимой в совокупности с вышеизложенными доказательствами, признанными судом достоверными, суд находит показания Андреевой А.В. достоверными лишь в части времени и места совершения преступления. В остальной части, о том, что находилась в состоянии аффекта, либо оказывала сопротивление от нападения своего отца, суд расценивает как ложные, отвергая их. Поскольку как судом установлено, Андреева А.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, самостоятельно ввязалась в конфликт между отцом и матерью. Конфликт ничего из себя не представлял, так как её мать легла спать, и сестра по телефону Андреевой А.В. предлагала заканчивать развитие ссоры с отцом, что объективно подтверждается свидетельскими показаниями Л.З.В.. Показания Андреевой А.В. о том, что она держала оборону от нападок отца, также объективно опровергаются показаниями свидетеля С.Ю., приведёнными выше. Эти же свидетельские показания указывают на то, что А.В.Ф. в ночь с ***на*** 2010 г. какую либо угрозу для Андреевой А.В. не представлял. Это же обстоятельство нашло свое подтверждение и в протоколе осмотра места происшествия, согласно которому А.В.Ф., не оказывая сопротивления, пытался уйти от Андреевой А.В., что также объективно подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы, из которой следует, что признаков борьбы, самообороны при исследовании трупа не обнаружено.

Не обнаружено таких признаков и на теле подсудимой.

Таким образом, довод подсудимой о том, что ее действия были направлены лишь на необходимую оборону от, поскольку А.В.Ф. вел себя агрессивно, суд находит несостоятельным.

Суд также отвергает и её показания относительно того, что она находилась в состоянии аффекта, поскольку это обстоятельство опровергается заключением эксперта, и оснований не доверять его выводам у суда не имеется.

На основании имеющихся и исследованных в совокупности доказательств, суд приходит к убеждению о наличии у Андреевой А.В. прямого умысла на лишение жизни А.В.Ф.

К такому выводу суд пришел исходя из способа и орудия преступления, количества, характера и локализации телесных повреждений, обнаруженных на трупе А.В.Ф., поведения Андреевой А.В., предшествующего преступлению, последовательности совершаемых ею действий, ее неприязненного отношения к потерпевшему, свидетельствующих о том, что виновная желала причинение смерти А.В.Ф.

Таким образом, суд находит вину Андреевой А.В. доказанной.

Действия Андреевой А.В. суд квалифицирует по ст. 105 ч. 1 УК РФ, так как она совершила убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

При назначении наказания суд учитывает, что Андреева А.В. по характеру и степени общественной опасности совершила умышленное преступление против личности, относящееся к категории преступлений особо тяжких, за совершение которого предусмотрено наказание только в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

Обстоятельствами, смягчающими наказание Андреевой А.В. является признание вины, способствование в ходе предварительного следствия раскрытию преступления, а также тяжелое заболевание виновной и аморальность поведения самого потерпевшего.

Суд учитывает также, что Андреева А.В. по месту жительства характеризуется удовлетворительно, страдает хроническим алкоголизмом, и преступление совершила в состоянии алкогольного опьянения.

Исключительных обстоятельств дела, позволяющих назначить Андреевой А.В. наказание ниже низшего предела, а также обстоятельств для назначения ей условного осуждения, суд не находит.

С учетом аморальности поведения А.В.Ф., предшествовавшего совершению преступления, а также иных имеющихся смягчающих наказание обстоятельств, суд считает достаточным для исправления виновной назначить ей наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Наказание Андреевой А.В. в соответствии со ст. 58 ч.1 п. б УК РФ надлежит отбывать в исправительной колонии общего режима.

Мера пресечения в виде заключения под стражу отмене или изменению не подлежит.

Гражданский иск не заявлен.

Процессуальные издержки по оплате труда адвокатам Потапову С.А., Прокофьеву А.В., Федорову С.Ф., участвующим в уголовном деле по назначению, отказ от услуг которых Андреевой А.В. не заявлялся, в силу ст. 132 УПК РФ подлежат взысканию с осужденной в доход государства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Андрееву А.В. виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ и назначить ей наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок наказания исчислять с *** 2010 г.

Меру пресечения в виде заключения под стражей не изменять, оставить прежнюю.

Вещественные доказательства: футболка мужская белого цвета, рубашка мужская коричневого цвета, жилет мужской вязаный, джинсовые брюки мужские темно-синего цвета, майка женская из синтетического трикотажа белого цвета, нож кухонный, две пластиковые бутылки «Вино столовое ПОРТ-ВИН 777», стеклянная бутылка «Водка РОСА», две стопки стеклянные, хранящиеся при уголовном деле, уничтожить.

Взыскать с Андреевой А.В. в доход государства расходы по оплате труда адвоката Прокофьева А.В. в сумме 596,76 рублей, адвоката Федорова С.Ф. - в сумме 298,37 рублей, адвоката Потапова С.А. - в сумме 298,37 рублей.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Псковского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденной содержащийся под стражей - в тот же срок со дня вручения ей копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а если дело подлежит рассмотрению по представлению прокурора или по жалобе другого лица - в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу или представление.

Председательствующий С.А.Чернов

Приговор в кассационном порядке не обжаловался.

Вступил в законную силу.