ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
******** **** года г.Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
судьи Королевой Е.С.,
при секретаре Головой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Пскова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Ф» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Пскова, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ЗАО «Ф» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки в сфере соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов выявлены нарушения требований Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а именно ЗАО «Ф» в аптеке, расположенной по адресу: ул. ******, д.*, г.Псков, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски.
Просит обязать ЗАО «Ф» обеспечить доступ инвалидов в аптеку, расположенную по адресу: г. Псков, ул. ******, д.* путем установки пандуса и поручней.
В судебном заседании Прокурор г. Пскова требования поддержал, дал пояснения соответствующие выше.
Представитель ответчика ЗАО «Ф» П.Ю.В. по требованиям не возражала. В обосновании пояснила, что проект установки в аптеке пандуса находится в стадии разработки, после согласования документации пандус будет установлен.
Суд, выслушав объяснения прокурора представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Судом установлено, что аптека, расположенная по адресу: ул. ******, д.*, г.Псков, принадлежит ЗАО «Ф» на праве собственности (л.д. ** - **).
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
В ходе проведенной прокуратурой города проверки в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры на территории города Пскова были выявлены нарушения ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как видно из представления прокурора, вынесенного в адрес ответчика **.**.**** г. № 1-1836-08 в нарушении требований закона, руководителем ЗАО «Ф», в аптеке расположенной по адресу : ул. ******, д.*, г.Псков, условия для беспрепятственного доступа инвалидов в том числе использующих кресла- коляски, не созданы. Так, не обустроен безопасный подъем на уровень площадки входа в здание аптеки: отсутствует пандус. Отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов в аптеку необоснованно ставит в зависимость от их физического состояния осуществление гарантированных им Конституции РФ прав и законных интересов, что приводит к нарушению прав инвалидов и создает трудности в удовлетворении их потребностей (л.д.*,* ).
В своем представлении от **.**.**** № *-****-** прокурор требовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению отмеченных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих.
Представление прокурора от **.**.**** г. № *-****-** об устранении вышеуказанных нарушений было получено директором филиала ЗАО «Ф» **.**.**** г.(л.д.*), однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Как видно из объяснений директора ЗАО «Ф» П.Ю.В. от ** ***** **** г. о требованиях действующего законодательства о необходимости обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов (включая инвалидов- колясочников) она осведомлена. Однако пандус на входной группе аптеки отсутствует. В настоящее время проект установки в аптеке пандуса находится в стадии разработки (л.д. **).
Представитель ответчика ЗАО «Ф» П.Ю.В. в судебном заседании дала аналогичные показания, пояснила, что много времени занимает согласование документации в связи с чем работа по установке в аптеке пандуса не выполнена.
Суд учитывает, что представление прокурора ответчиком было получено **.**.**** г., прошло длительное время, более двух лет, указанный период по мнению суда, достаточен для согласования всей документации и проведения работ по установке в аптеке пандуса и поручней, с заявлением на согласование реконструкции входа с устройством пандуса ЗАО «Ф» обратилось к начальнику Управления по градостроительной деятельности Администрации г. Пскова только **.**.**** г.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком были нарушены требования Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд полагает, что требования об обеспечении доступа инвалидов в помещение аптеки по адресу: г. Псков, ул. ******, д.* путем установки пандуса и поручней подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход соответствующего бюджета в сумме **** рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ЗАО «Ф» обеспечить доступ инвалидов в аптеку, расположенную по адресу: г. Псков, ул. ******, д.* путем установки пандуса и поручней.
Взыскать с ЗАО «Ф» госпошлину в доход соответствующего бюджета в сумме **** рублей.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Решение в кассационном порядке не обжаловалось
Вступило в законную силу
Судья Е.С.Королева