решение по иску о признании отказа в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным и признании нуждающимся в жилом помещении



Дело № 2-3449/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** ** 2010 года г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Мальгиной М.И.,

при секретаре Монич Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершова М.Ф. к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании нуждающимся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Ершов М.Ф. обратился в суд с иском к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании его нуждающимся в жилом помещении.

В обоснование иска Ершов М.Ф. указал, что проживает и зарегистрирован в квартире № * в доме № ** по ул.Н. в г.Пскове, которая на праве общей долевой собственности принадлежит ему, его супруге Е.З.В. и сыновьям Е.А.М. и Е.С.М., кроме того в данном жилом помещении проживает его внучка Е.А.С. Поскольку на каждого члена семьи приходится менее 14 кв.м. общей площади квартиры, в июне **** года он обратился в Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова с заявлением о признании его как ветерана подразделений особого риска нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение жилищного сертификата на приобретение жилья, однако в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ему было отказано, по тем основаниям, что в установленном законом порядке он не признан малоимущим. Истец считает, что данный отказ является незаконным, нарушающим его жилищные права и интересы, по вине ответчика он, как ветеран подразделений особого риска, не может реализовать свое право на участие в Федеральной целевой программе «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865, в связи с чем просит удовлетворить заявленные исковые требования.

В судебном заседании Ершов М.Ф. и его представитель К. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова иск не признал, пояснив, что не оспаривает факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, однако, поскольку в силу положений действующего Жилищного кодекса РФ для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, гражданин в установленном законом порядке должен быть признан малоимущим, законных оснований для постановки истца на указанный учет не имеется.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела судом установлено, что Ершов М.Ф. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается копией удостоверения (л.д.10), имеет право на меры социальной поддержки, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 2123-1.

В соответствии с п.3 части 1 ст.15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1 участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставляются меры социальной поддержки, в том числе гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

При этом Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) установлены равные права участников ликвидации последствий катастрофа на Чернобыльской АЭС как принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 года, так и после указанной даты в части обеспечения их жилой площадью.

Кроме того, в соответствии с п.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, исходя из его масштабов и числа пострадавших, является реально невосполнимым и не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, а следовательно, государство, приняв на себя обязанность по возмещению такого вреда путем предоставления денежных и других материальных компенсаций, доплат к социальным выплатам и льгот, должно стремиться к возможно более полному его возмещению; кроме того, данная обязанность государства обусловлена и фактической невозможностью возмещения такого вреда в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав.

Из приведенных правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П, следует, что возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания - на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств - компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты как в денежной, так и в натуральной форме (материальные компенсации, льготы и др.).

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью. На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).

Такое регулирование имело целью создание для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, а основанием для бесплатного внеочередного или первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, которым, в свою очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность РФ как социального правового государства.

Судом установлено, что Ершов М.Ф. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № * в доме № ** по ул.Н. в г.Пскове, также сособственниками являются его супруга Е.З.В. и сыновья Е.А.М. и Е.С.М. (л.д.12-15).

Согласно выписке из лицевого счета (л.д. 19) в квартире, расположенной по указанному адресу, проживают и зарегистрированы Ершов М.Ф., Е.З.В., Е.А.М. и Е.С.М.

Общая площадь данного жилого помещения составляет 53,1 кв.м., на каждого члена семьи истца приходится менее 14 кв.м. общей площади - учетной нормы площади жилого помещения, установленной Постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2005 г № 447, следовательно, имеются основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилье.

** ** **** года Ершов М.Ф. обратился в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова с соответствующим заявлением о принятии его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако, письмом Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова от ** ** **** года Ершову М.Ф. было разъяснено, что для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ему необходимо решение о признании его малоимущим, то есть фактически отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.9).

В соответствии с ч.2 ст.52 Жилищного Кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

На основании ч.3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

При этом данная норма не содержит указания на обязательность признания граждан указанных категорий малоимущими для постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Предусмотренных ст.54 Жилищного кодекса РФ оснований для отказа в принятии Ершова М.Ф. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется.

Истец ранее право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, не использовал.

С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что Ершов М.Ф. не обеспечен жильем в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения, установленной Постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2005 г № 447, имеет статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ относится к иной определенной федеральным законом категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, суд приходит к выводу, что отказ Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова в принятии Ершова М.Ф. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не соответствует требованиям ст.ст.49, 52 Жилищного Кодекса РФ, следовательно является незаконным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Ершова М.Ф. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Ершовым М.Ф. понесены расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей (л.д.2,4), в связи с чем суд полагает необходимым взыскать с Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова в пользу Ершова М.Ф. в возмещение судебных расходов 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова в принятии Ершова М.Ф. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать Ершова М.Ф. нуждающимся в жилом помещении.

Взыскать с Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова в пользу Ершова М.Ф. в возмещение судебных расходов 200 (двести) рублей.

Решение в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ** ** 2010 года

Судья М.И.Мальгина

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.