решение о взыскании недополученной заработной платы ( отказ)



Дело № 2 - 2183/2010

Решение

Именем Российской Федерации

**** 2010 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

Председательствующего судьи Кавериной Г.П.

При секретаре Недюрмагомедовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лукъянченковой Натальи Константиновны к МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2 им. М.П. Мусоргского» о взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда,

установил:

Лукъянченкова Н.К. обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании недополученной заработной платы за период с **** 2009г. по **** 2010г. в размере ** рублей, мотивируя тем, что ****2009г. с ней был заключен трудовой договор, согласно которому установлен оклад по должности «преподаватель фортепьяно» в сумме ** рубля и по должности «концертмейстер» ** рубля. В соответствии с п. 4.2 Договора ей были установлены доплаты- повышающий коэффициент за квалификационную категорию 15 % от оклада и стимулирующие надбавки - 10% от оклада за стаж работы и за интенсивность труда 10 % от оклада. Она не согласна с размером установленного должностного оклада, так как ФЗ от 24.04.2008г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальная оплата труда установлена в сумме ** рублей. В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). При этом в соответствии с частями 2 и 3 ст. 129 ТКК РФ, частью 2 ст. 135 ТК РФ оклад (должностной оклад) являются фиксированными размерами оплаты труда работника за исполнение норм труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени, а также за исполнение трудовых ( должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Вознаграждение за труд, признаваемое в соответствии с частью 1 ст. 129 ТК РФ первым по значимости слагаемым элементом заработной платы находится под особой защитой Конституции. Истица основываясь на положениях ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 133 Трудового Кодекса РФ, положениях Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах (1966г.) считает, что, заработная плата без учета компенсационных и стимулирующих выплат должна составлять минимальный размер оплаты труда. Из смысла данной нормы закона следует, что месячная заработная плата любого работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Просит взыскать за период с **** 2009г. по **** 2010г. недополученную заработную плату, исходя из размера ставки заработной платы ** рублей. Разница между выплаченной ей заработной платой по ставке ** рубля и положенной к выплате заработной плате по ставке ** рублей составляет за период с **** 2009г. по **** 2010г. сумму ** рублей.

Истица в судебное заседание не явилась, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие, в связи с нахождением в отпуске.

Представитель ответчика в лице директора МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2 им. М.П. Мусоргского» Н.Ю. исковые требования истца не признал. В судебном заседании пояснил, что он согласно трудового договора, заключенного с Администрацией г. Пскова и Устава учреждения является исполнителем бюджета. Все распоряжения по бюджету осуществляются Администрацией города Пскова городской Думой. В решении Псковской городской Думы от 27.08.2009 года № 900, указано, что необходимо осуществить финансовое обеспечение расходных обязательств муниципального образования «Город Псков», связанных с реализацией данного решения в пределах бюджетных ассигнований выделенных соответствующим муниципальным учреждениям на обеспечение выполнения функций учреждений в части средств на оплату труда работников. Кроме того, согласно письма финансового управления Администрации г. Пскова переход на новую (отраслевую) систему оплаты труда в соответствии с Решением Псковской городской Думы от 27.08.2009 года № 900 должен быть осуществлен в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Об этом финансовое управление неоднократно сообщало в письменном виде. В Положении к постановлению Администрации г. Пскова от 30.09.2009 года № 1748 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, финансируемых из бюджета города Пскова, подведомственных Управлению культуры Администрации г. Пскова» предусмотрены ставки, их размер на основании которых муниципальные образовательные учреждения должны создать собственные Положения об оплате труда. Согласно постановления Администрации г. Пскова от 29.04.2010 г. № 861 внесены изменения по оплате по специальности концертмейстера. Специальность приравнена к преподавателю высшей категории. Положение об оплате труда МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № ** им. М.П. Мусоргского» разработано на основе ведомственного положения и согласовано с начальником управления культуры Администрации г. Пскова. В настоящее время размер заработной платы истицы изменился в сторону увеличения. Не существует иных документов Администрации г. Пскова, согласно которых иным способом и в другом размере выплачивается заработная плата. Исковые требования истца заявлены необоснованно.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению.

Согласно п.2,3 ст. 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ФЗ от 20.04.2007г. № 54-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О Минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации в ст. 129 ТК РФ « Основные понятия и определения» исключены понятия минимального размера оплаты труда и его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы, но при этом в соответствии с ч.2 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Из содержания ст. 129, 133 ТК РФ следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Судом установлено, что истица ****.1972 г. принята на работу в качестве преподавателя по классу фортепьяно ( выписка из приказа ** п.** от ****.1972г.).

Как усматривается из материалов настоящего гражданского дела ****2009г. с истицей заключен трудовой договор (л.д.**). Трудовой договор подписан и не оспаривался истицей.

В соответствии с п.4.2 указанного трудового договора истице установлен оклад по должности «преподаватель», «концертмейстер» ** рубля, повышающий коэффициент за квалификационную категорию 15 % от оклада и стимулирующие надбавки - 10% от оклада за стаж работы и за интенсивность труда 10 % от оклада ( л.д. ** оборот).

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Как усматривается из материалов дела Лукъянченковой Н.К. начислена заработная плата за **** месяц 2009г. в сумме ** рублей, **** 2009г. -в сумме ** рублей, **** 2009г.- в сумме ** рублей, **** 2009г. - в сумме ** рублей, **** 2010г. -в сумме ** рублей, **** 2010г.- в сумме ** рублей **** 2010 года -в сумме ** рублей, **** 2010г. - в сумме ** рублей. ( л.д.**).

Сама истица не отрицала, что фактически получала вышеуказанные суммы (л.д.**).

Таким образом, величина получаемой истцом заработной платы труда, с 01.09.2009г. превышает минимальный размер оплаты труда 4330 рублей, установленный ФЗ от 24.04.2008г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Доводы истицы о том, что именно должностной оклад должен составлять не менее ** рублей не основаны на Законе, регламентирующем трудовые правоотношения, так как с 01 сентября 2007 года признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов ( должностных окладов), а также базовых окладов ( базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

В связи с указанным и с учетом требований ст. 133 ТК РФ размеры тарифных ставок, окладов ( должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

Истец ссылаясь на ст. ст.129, 135 ТК РФ неверно дает толкование понятия заработной платы утверждая о первом по значимости элементе заработной платы «Вознаграждении за труд», между тем заработная плата и есть вознаграждение за труд, которая зависит от квалификации работника, сложности и количества отработанных дней, качества выполненной работы. Заработная плата - это и компенсационные и стимулирующие выплаты.

Доводы истца о том, что один из элементов «Вознаграждения за труд» должен быть не ниже установленного Федеральным Законом минимального размера оплаты труда несостоятельны, так как не основаны на законе.

Вознаграждение за труд и есть заработная плата, которую получает работник, а не один из «первых» элементов и не составляющая часть заработной платы, как ошибочно полагает истец.

Кроме того, ссылка истца на Положение Международного пакта « Об экономических, социальных и культурных правах ( 1966)» неубедительна, поскольку, Положение не содержит понятие заработной платы в отличие от внутреннего законодательства станы.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что исковые требования к школе заявлены необоснованно, поскольку финансирование МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2 им. М.П. Мусоргского» бюджетное учреждение. Финансирование осуществляется на основе нормативов, предусмотренных для муниципального образования «Город Псков».

Суд соглашается с доводами представителя ответчика, изложенными в судебном заседании, поскольку они аргументированы и убедительны.

Согласно п.1.2 Устава МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2 им. М.П. Мусоргского» утвержденного постановлением Администрации города Пскова от 06.10.2008г. №2371 и Решения Псковской городской Думы 29 ноября 2007г. №228 Учредителем учреждения является муниципальное образование «Город Псков» в лице органа местного самоуправления -Администрация г. Пскова

В соответствии с п. 5.4 Устава, директор учреждения несет ответственность за принятие обязательств, сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, нецелевое использование бюджетных средств.

Как указано в п. 6.1 Устава финансирование учреждения осуществляется на основе нормативов муниципального образования «Город Псков», определяемых по типу, виду и категории образовательного учреждения.

Из материалов дела следует, что в целях совершенствования оплаты труда, обеспечения прав, законных интересов и социальной защищенности работников бюджетных учреждений муниципального образования «Город Псков» Псковской городской Думой принято Решение № 900 от 27.09.2009г., из которого следует, что 01 декабря 2009г. введена новая система отплаты труда для работников бюджетных учреждений муниципального образования «Город Псков».

В соответствии п.1 Решения Псковской городской Думы № 900 от 27.09.2009г. введены с 01 декабря 2009г. новые системы оплаты труда ( отраслевые) для работников бюджетных учреждений муниципального образования « Город Псков», оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе изменения тарифной системы оплаты труда работников бюджетной сферы, за исключением работников муниципальных общеобразовательных учреждений, перечень должностей которых установлен Законом Псковской области от 26 июля 2007г. № 684-оз «Об оплате труда отдельных категорий работников государственных общеобразовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета, и муниципальных общеобразовательных учреждений в Псковской области».

Финансирование, обеспечение расходных обязательств муниципального образования «Город Псков», связанных с реализацией вышеуказанного Решения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, выделенных соответствующим муниципальным учреждениям на обеспечение выполнении функций в части средств на оплату труда работников ( п. 3. Решения Псковской городской Думы № 900 от 27.09.2009г.).

Решение Псковской городской Думы № 900 от 27.09.2009г. не отменено и не изменено.

Переход на новую (отраслевую) систему оплаты труда в соответствии с Решением Псковской городской Думы от 27.08.2009г. № 900 осуществляется в пределах утвержденного фонда оплаты труда.( письмо Финансового Управления Администрации города Пскова).

Постановлением Администрации города Пскова от 30.09.2009г. № 1748 утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, финансируемых из бюджета города Пскова, подведомственных Управлению культуры администрации города Пскова ( далее Положение).

Как указано в п.1.2 Положения заработная плата работников включает: должностные оклады по занимаемой должности, выплаты компенсационного и стимулирующего характера согласно условиям оплаты труда.

В соответствии с п. 2.1 и п2.2. Приложения к Постановлению Администрации города Пскова размеры должностных окладов ( окладов) работников учреждений культуры устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007г. № 570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии» согласно приложению с настоящему Положению. При наличии дополнительных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, работникам учреждений могут устанавливаться повышающее коэффициенты к должностным окладам ( окладам).

Согласно Приложению №1 к Положению утверждены размеры должностных окладов. В том числе должностной оклад преподавателя, концертмейстера и этот оклад составляет **, что и предусмотрено в трудовом договоре истца.

Трудовое законодательство не предусматривает Положение, согласно которого истице должен быть установлен должностной оклад равный ** рублей минимальной оплате труда.

Кроме того, в компетенцию суда не входит рассмотрение споров, связанных с установлением размеров должностных окладов, тарифной ставки в бюджетном учреждении, предусмотрен иной вариант их установления о чем выше изложено.

Выводы суда, подтверждаются материалами дела,объяснениями представителя ответчика и Положением об оплате труда работников МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2 им. М.П. Мусоргского» и приложением к нему, утвержденным Постановлением Администрации города Пскова от 30.09.2009г. № 1748.

Таким образом, исковые требования истца не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. Со стороны работодателя трудовое законодательство не нарушено, поскольку работодатель действует на основании нормативно-правых документов муниципального образования «Город Псков».

Не подлежат удовлетворению требования истца о возмещении морального вреда ** рублей, поскольку под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания работника, причиненные неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими его трудовые права, закрепленные законодательством, соглашением, коллективным договором, иными локальными нормативными актами организации, трудовым договором.

Причинение морального вреда является следствием неправомерных действий или бездействия работодателя.

Факт причинения морального вреда должен быть доказан работником. Доказательством могут служить: заболевание, возникшее в связи с потерей работы; нравственные страдания, обусловленные потерей работы и невозможностью найти другую работу; невозможность трудоустроиться, получить статус безработного в связи с задержкой выдачи трудовой книжки; задержка заработной платы, поставившая семью в сложное материальное положение, и т.д.

Суду не предоставлено, доказательств, причинения морального вреда работодателем Лукъянченковой Н.К..

В соответствии со ст.393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Таким образом, суд освобождает истца от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ суд:

Решил :

Лукъянченковой Н.К. в иске к МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2 им. М.П. Мусоргского» о взыскании недополученной заработной платы за период с **** 2009г. по **** 2010г. в сумме ** рублей и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение десяти дней, со дня изготовления мотивированного решения.

Судья : Г.П. Каверина

Решение обжаловано в кассационной инстанции. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменений, а жалоба без удовлетворения. Вступило в законную силу.