Решение по делу о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии



Дело №2-3987/2010

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2010 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Л.В.,

при секретаре Бердниковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубевой З.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Голубева З.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе (межрайонное) о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истец Голубева З.Н. заявленные требования поддержала, в обоснование указала, что 15 июля 2010 года, имея необходимый 30-летний медицинский стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе с соответствующим заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением Управления Пенсионного фонда РФ от 15 октября 2010 года ей необоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом из стажа работы были исключены следующие периоды: с 16.07.1991 года по 14.09.1992 года время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, с 16.09.2003 года по 11.10.2003 года время нахождения на курсах повышения квалификации, с 20.09.1981 года по 03.10.1982 года время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в льготном исчислении (год работы за год и три месяца). С данным решением она не согласна, в связи с чем просит признать неправомерным отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии, указанные периоды и назначить пенсию с момента обращения.

В судебном заседании представитель истца заявленные Голубевой З.Н. требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, указав, что не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с 20.09.1981 года по 03.10.1982 года в должности медицинской сестры терапевтического отделения П. больницы как год за один год и три месяца (сельская местность) в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, так как Голубева З.Н. находилась в этот период в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Также не подлежит включению период работы истца с 16.09.2003 года по 11.10.2003 года, в указанный период Голубева З.Н. находилась на курсах повышения квалификации, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» только время работы засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, данная работа должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня. Указал, что период с 16.07.1991 года по 14.09.1992 года в должности медицинской сестры в МУЗ «Г.» нельзя включить в специальный стаж в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, так как Голубева З.Н. находилась в этот период в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как усматривается из материалов дела, Голубева З.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с 20 сентября 1981 года по 03 октября 1982 года, а также с 12 марта 1990 года по 16 июля 1991 года до достижения ребенком возраста 1,5 лет, с 16 июля 1991 года по 14 сентября 1992 года.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) от 15 октября 2010 года в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не зачтены периоды нахождения Голубевой З.Н. в отпуске по уходу за ребенком с 20 сентября 1981 года по 03 октября 1982 года и с 12 марта 1990 года по 14 сентября 1992 года.

Суд считает отказ пенсионного органа в части не включения указанных выше период Голубевой З.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии незаконным по следующим основаниям.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, периоды нахождения Голубевой З.Н. в отпуске по уходу за ребенком с 20 сентября 1981 года по 03 октября 1982 года и с 16 июля 1991 года по 14 сентября 1992 года подлежат включению в специальный стаж.

В соответствии с пп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в стаж работы как год и 3 месяца.

Согласно разъяснениям Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 6 июля 1982 года № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 г. № 156/10-30 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Отпуск по уходу за ребенком с 20 сентября 1981 года по 03 октября 1982 года был предоставлен Голубевой З.Н. в период ее работы (с 06.08.1980 года по 26.05.1981 года) в должности медсестры терапевтического отделения П. больницы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. При этом время в названной должности ответчиком включено в специальный стаж Голубевой З.Н. на льготных условиях, то есть один год за один год и три месяца.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что периоды нахождения Голубевой З.Н. в отпуске по уходу за ребенком с 20 сентября 1981 года по 03 октября 1982 года подлежат включению в специальный стаж Голубевой З.Н. на льготных условиях, то есть один год как один год и три месяца.

В рамках заявленных Голубевой З.Н. требований, правовой оценки также требует период с 16 сентября 2003 года по 11 октября 2003 года нахождения Голубевой З.Н. на курсах повышения квалификации.

Из выписки из приказа №*** от 15 сентября 2003 года следует, что медицинская сестра онкологического кабинета МУ «Г.» Голубева З.Н. направлена на усовершенствование «Сестринское дело» медицинских сестер МУ «Г.» на базе П. с 16 сентября 2003 года по 11 октября 2003 года.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

С учетом положений указанных норм права, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право Голубевой З.Н. на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии со статьей 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела следует, что 15 июля 2010 года Голубева З.Н. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное).

Учитывая, что спорные периоды работы Голубевой З.Н. подлежат зачету в специальный стаж, то по состоянию на 15 июля 2010 года Голубева З.Н. имела 30 лет необходимого стажа для назначения досрочной пенсии.

С учетом изложенного, требования Голубевой З.Н. о назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения - с 15 июля 2010 года подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

С учетом данной нормы, с ответчика в пользу Голубевой З.Н. подлежат взысканию понесенные по делу судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 197-198, 338 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Голубевой З.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения, удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) включить в стаж работы Голубевой З.Н. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периоды:

- с 16.07.1991 года по 14.09.1992 года - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком;

- с 16.09.2003 года по 11.10.2003 года - время обучения на курсах повышения квалификации;

- с 20.09.1981 года по 03.10.1982 года - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в льготном исчислении в отношении один год работы за один год и три месяца.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) назначить Голубевой З.Н. досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения с момента обращения с 15 июля 2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) в пользу Голубевой З.Н. судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в размере *** (***) рублей.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Псковского городского суда Псковской области: Л.В.Емельянова

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.