решение по иску о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения и признании участником федеральной целевой программы `Жилище` на 2002-2010 годы



Дело № 2-4304/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2010 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Теселкиной С.М.

при секретаре Ивановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верзун Л.П. к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании нуждающейся в получении жилого помещении, постановке на учет, признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы,

У С Т А Н О В И Л:

Верзун Л.П. обратилась в суд с иском к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения и постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, а также признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В судебном заседании Верзун Л.П. и ее представитель Кошурников М.А. исковые требования и доводы в их обоснование поддержали. Пояснили, что истица проживает и зарегистрирована в жилом доме № *** пос.С в г.П, собственником которого является П.В. Кроме нее в данном жилье проживают родственники собственника, членом семьи которых она не является. Другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет. Считают, что Верзун Л.П. имеет право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, поскольку она не обеспечена жильем по установленным законодательством Псковской области нормам, а также должна быть признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как относящаяся к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц.

Представитель ответчика - Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова Семенов А.Ю. исковые требования не признал. Пояснил, что не оспаривает факт нуждаемости истицы в получении жилого помещения. Вместе с тем, жилищная комиссия не может поставить ее на учет нуждающихся, поскольку в силу положений действующего Жилищного кодекса РФ для постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения необходимо признать истицу малоимущей. Не оспаривает, что в случае постановки на учет нуждающихся, Верзун Л.П. имеет основания для участия в программе и получения жилищного сертификата.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

На основании ч. 3 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

При этом данная норма не содержит указания на обязательность признания граждан указанных категорий малоимущими для постановки их на учет нуждающихся

В силу п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы (в редакции Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 08.08.2007 N ГКПИ07-435), право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

При этом Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило» установлены равные права участников ликвидации последствий катастрофа на Чернобыльской АЭС как принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 года, так и после указанной даты в части обеспечения их жилой площадью.

Более того, в п.4.2 вышеназванного Постановления Конституционный Суд РФ указал, что введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений (п. 8 Правил) является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Судом установлено, что Верзун Л.П. является гражданином, проживавшим в зоне с правом на отселение, что дает ей право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.11), не имеет в собственности жилых помещений на территории г. Пскова и Псковской области.

В настоящее время Верзун Л.П. на основании соглашения с собственником проживает и зарегистрирована по месту жительства в жилом доме № *** пос.С в г.П, членом семьи владельца данного жилого дома не является.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания Верзун Л.П. нуждающейся в получении жилья и постановке на учет нуждающихся.

Верзун Л.П. в соответствии со ст. 52 ЖК РФ обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова с соответствующим заявлением о принятии на учет, представила документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Предусмотренных ст. 54 ЖК РФ оснований для отказа в принятии Верзун Л.П. на учет в качестве нуждающегося не имеется.

Однако, письмом Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова Верзун Л.П. было разъяснено, что для постановки на учет нуждающейся в получении жилого помещения ей необходимо решение о признании ее малоимущей, то есть фактически отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

По мнению суда, данное решение не соответствует ст. 49, 52 Жилищного Кодекса РФ, поскольку Верзун Л.П., являясь не обеспеченной жилым помещением и имея статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ относится к иной определенной федеральным законом категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения.

В связи с чем, суд полагает требования Верзун Л.П. о признании нуждающейся в получении жилого помещении, постановке на учет подлежащими удовлетворению.

Обоснованными суд признает также требования истицы о признании ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поскольку она изъявила желание принять участие в данной программе, ранее право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, ранее не использовала, нуждается в улучшении жилищных условий. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10.11.2009 г. № 17-П время постановки истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в данном случае не должно влиять на ее право на получение социальной выплаты на приобретение жилья..

Таким образом, суд удовлетворяет требования Верзун Л.П. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Верзун Л.П. удовлетворить.

Признать Верзун Л.П. нуждающейся в получении жилого помещения.

Обязать Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова поставить Верзун Л.П. на учет нуждающихся в получении жилого помещения, как относящуюся к определенной федеральный законом категории, составом семьи один человек.

Признать Верзун Л.П. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено *** 2010 года

Судья С.М. Теселкина

Решение суда в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.