решение по иску о признании действий незаконными и обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения



.

Дело № 2-369/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**. 2011 года г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи М.И.Мальгиной

с участием прокурора А.Ю.Ключникова,

при секретаре Е.В.Монич,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Псковского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации и Тутыгина С.А., к Администрации г.Пскова, Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма на жилое помещение и возложении обязанности заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Псковского гарнизона, действующий в интересах РФ и Тутыгина С.А., обратился в суд с иском к Администрации г.Пскова, Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании незаконным отказа Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова в заключении договора социального найма с Тутыгиным С.А. на жилое помещение - квартиру № ** дома № ** по ул.Г. в г.Пскове и возложении на Администрацию г.Пскова обязанности заключить с Тутыгиным С.А. договор социального найма квартиры, расположенной по указанному адресу, включив в договор в качестве членов его семьи супругу Т.Н.Г., сына Т.С.С. и дочь Т.В.С..

В обоснование иска он указал, что решением жилищной комиссии войсковой части 81430 от **.**.2010 года военнослужащему Тутыгину С.А., как военнослужащему, подлежащему увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющему общую продолжительность военной службы более 10 лет, и членам его семьи по договору социального найма было распределено жилое помещение расположенное по адресу: г.Псков, ул.Г., д.** кв.**. Жилой дом, в котором расположено вышеуказанное жилое помещение, строился на денежные средства Министерства обороны РФ, относился к жилым домам, находившимся в федеральной собственности и закрепленным на праве оперативного управления за ФГУ «Псковская КЭЧ района». Ранее данное жилое помещения также было предоставлено другому военнослужащему по договору социального найма. Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 14.12.2004 года № 1614-р «О передаче в муниципальную собственность находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Минобороны России» ФГУ «Псковская КЭЧ района» были переданы в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения, расположенные в г.Пскове, в том числе и жилой дом № ** по ул.Г. в г.Пскове. В ** 2010 года ФГУ «Псковская КЭЧ района» с целью соблюдения прав военнослужащего Тутыгина С.А. обратилось в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова с ходатайством о заключении с ним договора социального найма квартиры № ** дома № ** по ул.Г. в г.Пскове, однако Администрация г.Пскова отказывается заключить данный договор и требует освободить спорное жилое помещение, что, по мнению военного прокурора Псковского гарнизона, нарушает жилищные права и интересы истца.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица на стороне истца - ФГУ «Псковская КЭЧ района» заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель третьего лица на стороне истца - войсковой части 81430 заявленные исковые требования поддержал, пояснив, что Тутыгин С.А. является военнослужащим войсковой части 81430 с **.**.2003 года, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет, подлежит увольнению по организационно-штатным мероприятиям после обеспечения жильем по установленным нормам, в связи с чем решением жилищной комиссии войсковой части 81430 от **.**.2010 года военнослужащему Тутыгину С.А. и членам его семьи по договору социального найма было распределено жилое помещение расположенное по адресу: г.Псков, ул.Г., д.** кв.**.

Представитель ответчика Администрации г.Пскова, представляющий также интересы соответчика Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова, иск не признал, пояснив, что в настоящее время муниципальное образование город Псков является собственником спорных жилых помещений, следовательно Администрация г.Пскова вправе по своему усмотрению распоряжаться данным жильем и не обязана обеспечивать жилыми помещениями военнослужащих, в том числе и увольняемых с военной службы, поскольку указанная категория граждан подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Пскова возражает против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным представителем ответчиков.

Выслушав объяснения сторон, представителей третьих лиц, военного прокурора Псковского гарнизона, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела судом установлено, что Тутыгин С.А. с **2003 года проходит военную службу по контракту в войсковой части 81430, имеет выслугу лет в календарном исчислении 11 лет 9 месяцев, в льготном исчислении более 15 лет 7 месяцев, подлежит увольнению по организационно-штатным мероприятиям после обеспечения жильем по установленным нормам (л.д.82).

Согласно справке войсковой части 81430 членами семьи Тутыгина С.А. являются: супруга Т.Н.Г., сын Т.С.С. и дочь Т.В.С. (л.д.75).

На основании решения жилищной комиссии войсковой части 81430 от **.**. 2010 года (протокол № 11) военнослужащему Тутыгину С.А. на состав семьи 4 человека было распределено освободившееся жилое помещение по адресу: г.Псков, ул.Г., д.** кв.** (л.д.13).

Ранее вышеуказанное жилое помещение ФГУ «Псковская КЭЧ района» было предоставлено военнослужащему Ч.А.И. и членам его семьи на основании ордера от **.**.2000 года (л.д.94-95) на условиях социального найма.

Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 14.12.2004 года № 1614-р «О передаче в муниципальную собственность находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Минобороны России» (л.д.48) и акту приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность (л.д.52-54) квартира № ** в доме № ** по ул.Г. в г.Пскове была передана в муниципальную собственность г.Пскова.

Как следует из копии выписки из реестра муниципального имущества г.Пскова (л.д.28) квартира, расположенная по указанному адресу, в настоящее время является муниципальной собственностью города Пскова.

Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт «г») Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в порядке обеспечения их жильем, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

В развитие названных конституционных положений Федеральной Закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривая механизм реализации ими права на жилище.

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998г. "О статусе военнослужащих" (в редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 01.12.2008 № 225-ФЗ) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.

Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст.19 Жилищного кодекса РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.

При разрешении настоящего спора суд учитывает, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение, которое не ограничивается вышеперечисленными нормами действующего законодательства условиями предоставления жилья военнослужащим только в качестве служебного.

Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства.

Доводы представителя ответчиков о том, что предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является правом, а не обязанностью администрации муниципального образования, основан на неправильном толковании указанной нормы материального права.

Доводы о том, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение за счет средств федерального бюджета, также являются неправильными, поскольку решение вопроса о том, каким именно из предусмотренных законов способов должны быть улучшены жилищные условия военнослужащего, состоящего на соответствующем учете в войсковой части, относится к компетенции этой войсковой части.

В данном случае такой вопрос решен войсковой частью 81430 в соответствии с требованиями п.5 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" путем предоставления Тутыгину С.А. с семьей квартиры № ** дома № ** по ул.Г. в г.Пскове, ранее занимаемой другим военнослужащим и освободившейся за его выездом на другое место жительства, на условиях договора социального найма.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение, как ранее занимаемое военнослужащим и членами его семьи по договору социального найма, должно распределяться не в общем порядке, а исключительно военнослужащему и членам его семьи на тех же условиях, следовательно отказ Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова в заключении договора социального найма с Тутыгиным С.А. на жилое помещение - квартиру № ** дома № ** по улице Г. города Пскова, является незаконным.

Принимая во внимание, что в соответствии с п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Тутыгин С.А. как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, имеет право на обеспечение жильем с учетом совместно проживающих членов его семьи, и истец не возражает против предоставления ему спорной квартиры на условиях договора социального найма, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении на Администрацию г.Пскова обязанности заключить с истцом договор социального найма квартиры № ** дома № ** по ул.Г. г.Пскова заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова в заключении договора социального найма с Тутыгиным С.А. на жилое помещение - квартиру № ** дома № ** по улице Г. города Пскова.

Обязать Администрацию города Пскова заключить с Тутыгиным С.А. договор социального найма жилого помещения - двухкомнатной квартиры № ** дома № ** по улице Г. города Пскова, включив в договор в качестве членов семьи нанимателя супругу Т.Н.Г., сына Т.С.С. и дочь Т.В.С.

Решение в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено **.**. 2011 года.

Судья М.И.Мальгина

Решение обжаловано в кассационном порядке.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения.

Вступило в законную силу.