решение по делу о признании действий незаконными и заключении договора социального найма жилого помещения



.

Дело № 2-663/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**. 2011 года г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи М.И. Мальгиной

при секретаре А.В. Федоровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Румянцева В.Р. к Администрации г.Пскова, Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма на жилое помещение и заключении договора социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Румянцев В.Р. обратился в суд с иском к Администрации г.Пскова, Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании незаконным отказа Администрации г.Пскова заключить с ним договор социального найма на квартиру № ** дома № * по ул.Г. в г.Пскове и обязании заключить с ним договор социального найма данного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что решением жилищной комиссии войсковой части 81430 от **.**.2010 года ему, как военнослужащему, находящемуся в отставке и нуждающемуся в жилом помещении, имеющему общую продолжительность военной службы более 20 лет, была предоставлена квартира № ** дома № * по ул.Г. в г.Пскове. Жилой дом, в котором расположено вышеуказанное жилое помещение, строился на денежные средства Министерства обороны РФ, относился к жилым домам, находившимся в федеральной собственности и закрепленным на праве оперативного управления за ФГУ «Псковская КЭЧ района». Ранее данное жилое помещения также было предоставлено другому военнослужащему по договору социального найма. Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 08.06.1998 года № 765-р, распоряжения Мингосимущества РФ от 26.06.1998 года № 577-р ФГУ «Псковская КЭЧ района» в муниципальную собственность были переданы объекты коммунально-бытового назначения, расположенные в г.Пскове, в том числе и жилой дом № * по ул.Г. в г.Пскове. В **.**. 2010 года ФГУ «Псковская КЭЧ района» с целью соблюдения прав военнослужащих обратилось в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова с ходатайством о заключении с истцом договора социального найма на спорное жилое помещение, однако Администрация г.Пскова отказала в заключении данного договора и требует освободить спорное жилое помещение, что, по мнению истца, нарушает его жилищные права и законные интересы.

Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица на стороне истца - ФГУ «Псковская КЭЧ района» исковые требования Румянцева В.Р. поддержала в полном объеме.

Представитель третьего лица на стороне истца - войсковой части 81430 иск поддержал, пояснив, что истец являлся военнослужащим войсковой части до увольнения в отставку по выслуге лет **.**.2009 года, имеет выслугу в календарном исчислении более 23 лет, нуждается в жилом помещении, оставлен в списках нуждающихся в жилом помещении составом семьи 1 человек, жильем при увольнении не обеспечен. В связи с указанными обстоятельствами решением жилищной комиссии войсковой части 81430 от **.**.2010 года, пользуясь правом на повторное заселение, ему по договору социального найма было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: г.Псков, ул.Г., д.* кв.**, ранее данное жилое помещение также было предоставлено военнослужащему на основании ордера.

Представитель ответчика Администрации г.Пскова, представляющий также интересы соответчика Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова, иск не признал, пояснив, что в настоящее время муниципальное образование город Псков является собственником спорного жилого помещения, следовательно Администрация г.Пскова вправе по своему усмотрению распоряжаться данным жильем и не обязана обеспечивать жилыми помещениями военнослужащих, в том числе нуждающихся в жилом помещении и имеющих общую продолжительность военной службы более 20 лет, поскольку указанная категория граждан подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Выслушав объяснения сторон, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела судом установлено, что Румянцев В.Р. с **.**.2001 года по **.**.2009 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 81430, уволен из рядов Вооруженных Сил РФ в запас с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения на условиях социального найма, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 23 лет (л.д.7, 9).

На основании решения жилищной комиссии войсковой части 81430 от **.**.2010 года (протокол № 12) истцу на состав семьи 1 человек было распределено освободившееся за выездом другого военнослужащего жилое помещение по адресу: г.Псков, ул.Г., д.* кв.**, со снятием с очереди на получение жилья (л.д.8).

Ранее вышеуказанное жилое помещение ФГУ «Псковская КЭЧ района» было предоставлено военнослужащему Г. и членам его семьи на основании ордера от **.**.2004 года на условиях социального найма (л.д.19-21)..

Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 08.06.1998 года № 765-р (л.д.24), согласно акту приема-передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность жилой дом № * по ул.Г. в г.Пскове ФГУ «Псковская КЭЧ района» был передан в муниципальную собственность г.Пскова (л.д.25-29).

При разрешении настоящего спора суд исходит из следующих обстоятельств.

Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт «г») Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в порядке обеспечения их жильем, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

В развитие названных конституционных положений Федеральной Закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих (военнослужащих в отставке), предусматривая механизм реализации ими права на жилище.

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998г. "О статусе военнослужащих" (в редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 01.12.2008 № 225-ФЗ) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Такое право повторного заселения освободившихся жилых помещений установлено также и пунктом 3.3 договора приема-передачи ведомственного жилищного фонда, объектов коммунально-бытового назначения Псковской КЭЧ в муниципальную собственность от **.**.2002 года (л.д.28-29).

Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.

Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст.19 Жилищного кодекса РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.

При разрешении настоящего спора суд учитывает, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение, которое не ограничивается вышеперечисленными нормами действующего законодательства условиями предоставления жилья военнослужащим только в качестве служебного.

Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства.

Доводы представителя ответчиков о том, что предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является правом, а не обязанностью администрации муниципального образования, основан на неправильном толковании указанной нормы материального права.

Доводы о том, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение за счет средств федерального бюджета, также являются неправильными, поскольку решение вопроса о том, каким именно из предусмотренных законов способов должны быть улучшены жилищные условия военнослужащего, состоящего на соответствующем учете в войсковой части, относится к компетенции этой войсковой части.

В данном случае такой вопрос решен войсковой частью 81430 в соответствии с требованиями п.5 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998г. "О статусе военнослужащих" путем предоставления Румянцеву В.Р. спорной квартиры № ** дома № * по ул.Г. в г.Пскове, ранее занимаемой другим военнослужащим и освободившейся за его выездом на другое место жительства, на условиях договора социального найма.

Как установлено судом из имеющихся в деле документов истец был уволен с военной службы с сохранением права на получение жилого помещения на условиях социального найма, в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилом помещении, в период прохождения службы жильем на постоянной основе не обеспечивался, зарегистрирован по месту жительства до настоящего времени при войсковой части 81430.

В соответствии с п.13 Федерального Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение, как ранее занимаемое военнослужащим и членами его семьи по договору социального найма, должно распределяться не в общем порядке, а исключительно военнослужащему либо по решению жилищной комиссии войсковой части - военнослужащему, уволенному в запас, и сохраняющему право на получение жилого помещения на условиях социального найма, следовательно отказ Администрации г.Пскова в заключении такого договора с истцом на спорное жилое помещение является незаконным.

Принимая во внимание, что в соответствии с п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Румянцев В.Р. как военнослужащий, нуждающийся в жилом помещении и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, имеет право на обеспечение жильем, учитывая, что истец не возражает против предоставления ему спорной квартиры на условиях договора социального найма, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении на Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова обязанности заключить с ним договор социального найма квартиры № ** дома № * по ул.Г. в г.Пскове заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Администрации г.Пскова в заключении договора социального найма с Румянцевым В.Р. на жилое помещение - квартиру № ** дома № * по ул.Г. в городе Пскове.

Обязать Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова заключить с Румянцевым В.Р. договор социального найма на однокомнатную квартиру № ** дома № * по ул.Г. города Пскова.

Решение в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено **.**. 2011 года.

Судья М.И.Мальгина

Решение обжаловано в кассационном порядке.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения.

Вступило в законную силу.