Дело № 2-518/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ **.** 2011 года г.Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: судьи Королевой Е.С. при секретаре Головой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области об оспаривании решения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Псковской области, У С Т А Н О В И Л: Главное Государственное управление социальной защиты населения Псковской области обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Псковской области. В обосновании заявления указано, что по результатам проверки Территориальным управлением Росздравнадзора по Псковской области, согласно Акту проверки №202 от 30.11.2010 г. были выявлены нарушения требований действующего законодательства и в адрес Главного Управления вынесено Предписание № 88 от 30.11.2010 г. об устранении выявленных нарушений, с которыми заявитель не согласен по следующим основаниям. Так в пункте 1 Предписания указано требование о приведение в соответствие Положения о Главном государственном управлении социальной защиты населения Псковской области с требованиями ст. 15 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее закона № 48-ФЗ). Однако ст. 15 указанного закона определяет права и обязанности опекунов и попечителей, а в Предписании указано на уточнение задач и полномочий Органа опеки и попечительства. Задачи и полномочия Главного ГУСЗН ПО дополнены и в Положение внесены изменения согласно постановлению Администрации Псковской области от 30.10.2009 г. № 426. В пункте 2 Предписания указано требование о неправомерности замечаний Органа опеки и попечительства в адрес администрации учреждений, где находятся совершеннолетние недееспособные граждане об истребовании в личные дела описи имущества подопечных. Однако ведение личных дел осуществляется полномочным специалистом учреждения, который обязан запросить от территориальных органов опеки и попечительства по месту жительства подопечного опись его имущества. В пункте 3 Предписания указано неправомерное требование специалистов Органа опеки и попечительства к администрации учреждений об извещении органов опеки и попечительства о необходимости освобождения опекунов от выполнения ими опекунских обязанностей над совершеннолетними недееспособными гражданами, постоянно проживающими в учреждении. Однако согласно Федеральному закону № 48-ФЗ лицам, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов подопечного обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного, а продолжительное проживание подопечного, находящегося под опекой физического лица, в учреждении, является ненадлежащим исполнением опекуном своих опекунских обязанностей. По пункту 4 Предписания на начальника отдела опеки и попечительства Управления, возложена обязанность обеспечить контроль за соблюдением прав недееспособных, однако Главным Управлением полномочия на осуществление надзора за лечебно- оздоровительной работой учреждения, где проживают недееспособные, возложены на отдел стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов ГГУСЗН ПО. На основании изложенного просит признать Предписание Управления Росздравнадзора по Псковской области №88 от 30.11.2010 г. об устранении нарушений законодательства необоснованным и незаконным. В судебном заседании представитель Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области Чернова В.В. заявление поддержала, дала пояснения соответствующие изложенному выше. Другие представители заявителя – Белкин И.Н., Черторогова Н.Б., высказали аналогичную позицию. Кроме того, Белкин И.Н. заявил, что в соответствии с действующим законодательством Территориальный орган Росздравнадзора вообще не имел полномочий проводить в Управлении проверку, данную проверку мог проводить только Федеральный орган Росздравнадзора. Представитель заинтересованного лица Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Псковской области Клименко И.В. заявление не признала. В обосновании своей позиции указала, что проверка была документарная, т.е. из проверяемого органа были запрошены документы и по представленным документам составлен Акт и вынесено Предписание. Государственным управлением не был предоставлен запрашиваемый документ - «Положение о Главном государственном управлении социальной защиты населения Псковской области» в полном объеме, т.е. с внесенными изменениями на время проверки, что и привело к написанию оспариваемого п.1 Предписания. По п.2 Предписания: опись составляется Органом опеки и попечительства в соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона № 48-ФЗ. Личные дела подопечных действительно ведут уполномоченные специалисты учреждения, в которых находятся недееспособные, но ведут после того, как им их передали. По п.3 Предписания: в справках о результатах проверок психоневрологических интернатах идет речь не об извещении территориальных органов опеки и попечительства о необходимости освобождения опекунов от выполнения ими опекунских обязанностей, а о необходимости решить вопросы снятия с опекунов опекунских обязанностей, что означает освободить или отстранить опекунов от опекунских обязанностей, что является полномочием Органа опеки и попечительства, а не опекуна в лице администрации учреждения. По п.4 Предписания: ссылка заявителя на то, что Отдел опеки и попечительства не занимается контролем по оказанию медицинской помощи подопечным является не состоятельной, так как Управление Росздравнадзора проверяло орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по опеке и попечительству, защиту прав и законных интересов недееспособных. Зашита прав недееспособных возлагается на Отдел опеки и попечительства, а не другой Отдел Главного управления. Второй представитель заинтересованного лица – Хростицкая Н.В. высказала аналогичную позицию. Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 ст.1 - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 649); п.п.5.1.3.9 п.5.1 ст.5 – Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (указанный подпункт введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. №1059). Согласно Положению о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту РФ (Управлении Росздравнадзора по субъекту РФ), утвержденному Приказом Минсоцздравразвития РФ от 22.11.2004 года №205 (с последующими изменениями) ст.1 – Территориальным органом Федеральном службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является Управление Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации (далее Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития на территории соответствующего субъекта РФ; ст.5 - Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами,…, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, актами Росздравнадзора и настоящим Положением; п.6.6 ст.6 – Управление осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. Из анализа и сопоставления вышеуказанных норм следует, что Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Псковской области имел полномочия на документарную проверку Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области. Судом установлено, что на основании приказа Управления Росздравнадзора по Псковской области от 08.11.2010 г. № 202-п/10 «О проведении плановой документарной проверки Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области» с 11.00 08.11.2010 по 16.30 30.11.2010 была проведена плановая документарная проверка соблюдения Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области полномочий в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан при осуществлении деятельности. В приказе указаны задачи и предмет проверки. Как видно из материалов дела, Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Псковской области на имя начальника ГГУСЗН ПО был направлен запрос от 08.11.2010 г. № 1044 о представлении документов по соблюдению требований законодательства в сфере социального развития при осуществлении деятельности опеки и попечительству, в том числе Положения о Главном государственном управлении социальной защиты населения Псковской области. В ходе указанной проверки были выявлены нарушения, что подтверждается Предписанием № 88 от 30.11.2010 г. (л.д. 5-7), Актом проверки № 202 от 30.11.2010 г. (л.д. 8-11). Согласно п.1 Предписания в Положении о Главном государственном управлении социальной защиты населения Псковской области не отражены задачи по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей и контролю за сохранностью имущества и управлением имуществом гражданина, находящихся под опекой и попечительством и полномочия по: - выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; - представлению законных интересов недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству Псковской области или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; - оказанию содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в нарушении ст. 15 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». По общему правилу в процессе документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), рассматриваются документы, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), представленные в порядке, установленном законом. Судом установлено, что только после проверки и после получение предписания Государственное управление предоставило в Управление Росздравнадзора по Псковской области в декабре 2010 г. постановление Администрации Псковской области от 30.10.2009 г. № 426, которым внесены изменения в Положение о Главном Государственном Управлении по задачам и полномочиям Органа опеки и попечительства, перечисленными в Предписании. Доводы о том, что постановление с изменениями находится в свободном доступе в сети Интернет, поэтом контролирующий орган мог свободно найти указанное постановление, суд признает несостоятельным. Управление Росздравнадзора проводило документарную проверку и ему должны были представляться действующие документы, со всеми изменениями. Однако суд учитывает, что в Акте и Предписании по п.1 имеются противоречия. Указано нарушение, что в Положении Главного Управления не отражены задачи и полномочия по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей и контролю за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой и попечительством, однако ссылка делается на ст. 15 Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», которая определяет не задачи и полномочия Органа опеки и попечительства, а определяет права и обязанности опекунов и попечителей. В связи с вышеуказанным пункт 1 Предписания следует признать необоснованным и не законным и обязать его отменить. Как видно из п.2 Предписания № 88 от 30.11.2010 г. в справках по итогам проверок психоневрологических учреждений специалистами Отдела опеки и попечительства неправомочно администрации данных учреждений внесены замечания по вопросам, отнесенным к полномочиям органов опеки и попечительства, в том числе по отсутствию в личных делах описи имущества недееспособных и мерах по сохранности имущества недееспособных в нарушение положений ст. 18 Федерального закона орт 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и п.2) ст. 41 Федерального закона от 02.07.1992 г. № 3185 -1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.11 ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" к полномочиям Органов опеки и попечительства относится обеспечение сохранности имущества подопечных; Согласно ст. 18 – ч.1 - Опекун или попечитель, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности, обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей; ч.2 - Опись имущества подопечного составляется Органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства. ч.5 – Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного; Согласно ч.2 ст. 41 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» - Орган опеки и попечительства обязан принимать меры для охраны имущественных интересов лиц, помещаемых в психоневрологические учреждения для социального обеспечения. На основании вышеуказанных правовых норм Орган опеки и попечительства обязан составлять опись имущества подопечного и принимать меры для охраны имущественных интересов лиц, помещаемых в психоневрологические учреждения для социального обеспечения, а психоневрологический интернат, выполняющий функции опекуна, обязан заботиться о переданном ему имуществе подопечного. В исследованных справках о проверках психоневрологических интернатов от 23.09.2009 г. ГУСО «Середкинский психоневрологический интернат», от 13.03.2009 г. ГУСО «Торошинский психоневрологический интернат» указано, что «из личных дел не видно, чтобы администрация интерната принимала необходимые меры по защите жилищных и имущественных прав недееспособных граждан» (л.д.31). В справках указывается на необходимость запросов в территориальные управления по месту жительства недееспособных было ли закрепление жилья за недееспособными, сохранено ли оно, и в каком состоянии находится (л.д.32,33). Однако функции по выявлению имущества недееспособных и его охране обязан выполнять Орган опеки и попечительства, а не учреждение, выполняющее функции опекуна. Опекун обязан заботится только о переданном ему имуществе, что закреплено в ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 48-ФЗ. Доводы заявителя о том, что граждане в социальные учреждения поступали много лет назад, поэтому ранее ненадлежащем образом сформированные дела не могут вменяться им в вину, суд находит несостоятельными, поскольку Орган опеки и попечительства осуществляет контроль за исполнением полномочий территориальных управлений Органа опеки и попечительства и все вопросы выявления и охраны имущества подопечных должны решаться с Территориальными управлениями, а не с учреждениями, в которые помещены недееспособные. В своих доводах заявитель делал ссылку на п. 13 Правил ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 927, согласно которому ведение личных дел совершеннолетних подопечных, помещенных под надзор в стационарные учреждения социального обслуживания или учреждения здравоохранения, и составление описи документов, содержащихся в их личных делах, осуществляются уполномоченным специалистом стационарного учреждения социального обслуживания или учреждения здравоохранения. Указанная ссылка несостоятельна, т.к. проверка была за 2009 год, а Постановление Правительства принято 17.11.2010 года. Ведение личных дел совершеннолетних подопечных, помещенных под надзор в стационарные учреждения социального обслуживания или учреждения здравоохранения, и ранее осуществлялось уполномоченным специалистом стационарного учреждения социального обслуживания или учреждения здравоохранения. Однако это не означает, что указанный специалист обязан выполнять функции Орана опеки и попечительства и совершать действия по выявлению имущества недееспособного, которые должен был сделать территориальный Орган опеки и попечительства до помещения недееспособного в учреждение социального обслуживания или учреждение здравоохранения. Согласно п.3 Предписания специалистами Отдела опеки и попечительства в справках по итогам проверок психоневрологических учреждений неправомочно администрациям данных учреждений внесены замечания касающиеся полномочий органов опеки и попечительства, в том числе решения вопросов освобождения ранее назначенных опекунов недееспособных, проживающих в учреждениях, от своих обязанностей в нарушение положений ст.5 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Согласно п.5 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов опеки и попечительства относятся освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Как усматривается из материалов дела в справке от 23.09.2009 г. по результатам проверки работы ГУСО «Середкинский психоневрологический интернат» по защите прав и интересов недееспособных лиц, проживающих в учреждении Отдел опеки и попечительства указывает о необходимости в определенный срок решить с территориальным управлением вопрос об отмене установленного ранее опекунства, если это не противоречит интересам подопечных (л.д. 31-32). Согласно справке от 13.03.2009 г. о результатах проверки работы ГУСО «Торошинский психоневрологический интернат» по защите прав и интересов недееспособных лиц, проживающих в учреждении в определенный срок необходимо решить с территориальным управлением вопрос об отмене установленного ранее опекунства, если это не противоречит интересам подопечного (л.д. 33). Указание в справках на решение администрацией интернатов с Органом опеки и попечительства вопросов в отношении ранее назначенных опекунов над недееспособными некорректно. Администрация учреждения, выполняющая функции опекуна, может известить, представить информацию в отношении опекуна- физического лица, недееспособного, но решение вопроса опекунства относиться только к полномочиям Органа опеки и попечительства. Позиция представителя заявителя о том, что указание в справках на решение вопроса по опекунам означает, что администрация интерната должна сделать сообщение в территориальное управление по опеке и попечительству о невыполнении опекунами возложенных на них обязанностей не состоятельна, т.к. формулировка предложений и словосочетаний в справках не должны нести двойной смысл. Согласно п. 4 Предписания Отделом опеки и попечительства не осуществляется контроль за соблюдением прав недееспособных, установленных Федеральным законом от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», при организации в учреждениях лечения, проведения медицинских осмотров и ежегодного переосвидетельствования, в нарушение требований ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». По указанному пункту предписания суд не принимает доводы представителя опеки и попечительства о том, что надзор за учреждениями о лечении, проведении медицинских осмотров и ежегодного переосвидетельствования осуществляет другой отдел Управления, а именно Отдел стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Согласно Положению о Главном Государственном управлении социальной защиты населения Псковской области Управление осуществляет полномочия в области социального обслуживания и социальной поддержки, осуществляет деятельность по опеке и попечительству и осуществляет другие полномочия. Согласно ст. 6 ч.2 Федерального закона №48-ФЗ - В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства. В Положении об Отделе стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в разделе 2 определены основные задачи отдела, в том числе и организация и контроль предоставления государственными учреждениями стационарного социального обслуживания в соответствии с государственными стандартами, перечнем гарантированных социальных услуг. В числе основных функций отдела указана организация и контроль выполнения стационарными учреждениями государственных стандартов социального обслуживания престарелых и инвалидов. В указанном Положении об Отделе не отражена задача защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством. Указанная задача определена только в Положении об Отделе опеки и попечительства. Закон РФ от 02.07.1992 г. №3185-1 (ред. от 27.07.2010) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определяет права лиц, страдающих психическими расстройствами, статья 5 Закона определяет в том числе в доступной для них форме и с учетом их психического состояния получение информации о характере имеющихся психических расстройств и применяемых методах лечения, право на все виды лечения, в том числе санаторно-курортное, по медицинским показаниям, права лиц, проживающих в психоневрологических учреждениях для социального обеспечения, в статье 43, которая определяет права лиц, проживающих в психоневрологических учреждениях, закреплена в том числе и обязанность администрации учреждения не реже одного раза в год проводить освидетельствование лиц, проживающих в нем врачебной комиссией с участием врача-психиатра с целью решения вопроса об их дальнейшем содержании в этом учреждении, а также о возможности пересмотра решений об их недееспособности. Часть 2 статьи 11 Закона №3185-1 обязывает врача предоставлять лицу, страдающему психическими расстройствами, в доступной для него форме информацию о характере психического расстройства, целях, методах лечения. О представленной информации делается запись в медицинской документации. В обязанности администрации и персонала психоневрологического учреждения по созданию условий для реализации прав лиц, проживающих в нем входит обеспечение пациентов необходимой медицинской помощью, что закреплено в ст.43 ч. 2, ст.39 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1. Согласно представленных и исследованных справок Органом опеки и попечительства проверялось соблюдение не всех прав граждан, признанных недееспособными и которые находятся в учреждениях, а отдельных их прав, в частности оформление заявлений об удержании средств из пенсии в УПФ, заявления при поступлении лица в интернат, заявления о приеме документов на хранение. Интернаты, в которых находятся недееспособные лица, представляют интересы этих лиц, выполняют функции опекуна, но закон определяет непосредственное право этих граждан, независимо от того являются ли они дееспособными или недееспособными, в доступной для него форме разъяснять им их права, предусмотренные законом, а Орган опеки и попечительства обязан защищать права недееспособных и осуществлять надзор за организациями, в которые помещены недееспособные по соблюдению прав указанных лиц. На основании изложенного, суд полагает, что пункты 2,3,4 Предписания № 88 от 30.11.2010 года, вынесенного Управлением Росздравнадзора по Псковской области обоснованы и, следовательно, в заявлении по указанным пунктам следует отказать. Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Заявление Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области удовлетворить частично. Признать необоснованным и незаконным п.1 Предписания № 88 от 30 ноября 2010 года Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Псковской области и обязать его отменить. В остальной части заявления отказать. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено ** ***** Судья Е.С.Королева Решение в кассационном порядке обжаловано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения. Вступило в законную силу.