Дело № 2-595/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**.**. 2011 года г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.А.
при секретаре Чечуровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храбрых В.И. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Храбрых В.И. обратился в суд с иском к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии на приобретение жилья.
В обоснование иска указано, что Храбрых В.И. является участником Великой Отечественной войны.
В настоящее время он проживает в однокомнатной квартире, принадлежащей истцу и его супруге Лаппо Н.И., по адресу: г. Псков, ул. Т., д. № ***, кв. № ***. В указанной квартире также зарегистрирован и проживает племянник В.В., который решением Псковского городского суда от **.**. 2010 года признан членом семьи Лаппо Н.И. и Храбрых В.И.
**.**.2010 года Постановлением Администрации г. Пскова истец был признан нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем, обратился с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.
Решением комиссии при Администрации Псковской области Храбрых В.И. отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в связи с отсутствием оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Храбрых В.И. считает данный отказ незаконным и просит признать за ним право на получение субсидии на приобретение жилья и обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области выдать ему свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение жилья.
В ходе рассмотрения дела к участию в процессе в качестве третьего лица привлечена Администрация г. Пскова.
В судебном заседании истец Храбрых В.И. и его представитель Лаппо Н.И. требования и доводы в их обоснование поддержали.
Представитель ответчика – Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Белкин И.Н. с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что истец совместно с супругой проживали в однокомнатной квартире общей площадью 34,1 кв.м. **.**.2009 года они вселили в указанную квартиру в качестве члена семьи племянника В.В., тем самым ухудшив свои жилищные условия, в связи с чем Храбрых В.И. может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения данных действий.
Представитель третьего лица – Администрации г. Пскова Семёнов А.Ю. пояснил, что Постановлением Администрации г. Пскова Храбрых В.И. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, требование о признании за истцом права на получение субсидии на приобретение жилья оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика – Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания (л.д. 67), ранее в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную представителем Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области.
Выслушав стороны, представителя третьего лица Семёнова А.Ю., исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 года) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях содержится в ст. 51 ЖК РФ.
Из материалов дела усматривается, что Храбрых В.И. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением № *** (л.д. 9).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом в силу п. 4 и п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Пунктом 1.1. Постановления Псковской городской Думы от 08.07.2005 года № 447 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» определена учетная норма площади жилого помещения в размере менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Из материалов дела следует, что Храбрых В.И. вместе с супругой Лаппо Н.И. и племянником В.В. проживают в квартире, расположенной по адресу: г. Псков, ул. Т., д. № ***, кв. № *** (л.д. 12).
Решением Псковского городского суда от **.**. 2010 года, вступившим в законную силу **.**. 2010 года, В.В. признан членом семьи Лаппо Н.И. и Храбрых В.И. (л.д. 15-16).
Квартира № *** дома № *** по ул. Т. в г. Пскове представляет собой однокомнатное жилое помещение, общей площадью 34,1 кв.м., жилой – 18, 4 кв.м., и принадлежит на праве совместной собственности истцу и его супруге на основании договора приватизации (л.д. 63, 64-65).
Таким образом, в указанном выше жилом помещении на долю каждого проживающего приходится 11, 3 кв.м. общей площади, что ниже учетной нормы, установленной в г. Пскове. Следовательно, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Администрации г. Пскова от **.**.2010 года № *** Храбрых В.И. составом семьи 1 человек поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении (л.д. 10).
Доводы представителя ответчика Белкина И.Н. о том, что, вселив в квартиру № *** дома № *** по ул. Т. племянника В.В., истец фактически ухудшил свои жилищные условия, а потому может быть признан нуждающимся не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года № 258-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их других жильем.
Положениями ст. 6 Закона Псковской области от 10.07.2006 года № 566-оз «О порядке ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также о порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения и установлении периода, предшествующего предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в случаях, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» закреплено, что намеренными действиями по ухудшению жилищных условий является вселение заявителем в занимаемое им жилое помещение любых лиц (за исключением детей, супругов, а также родителей, нуждающихся в соответствии с медицинским заключением в уходе).
Из пояснений истца в судебном заседании установлено, что он в силу своего преклонного возраста, 1927 г.р., и состояния здоровья нуждается в постоянном уходе, иных близких родственников, кроме племянника, у него нет. Его супруга Лаппо Н.И. не может осуществлять уход за ним, так как в силу своего возраста, 1926 г.р., и состояния здоровья она также нуждается в постороннем уходе. Кроме этого, истец и его представитель пояснили, что в связи с тем, что они проживают на пятом этаже пятиэтажного дома, лифт в их доме отсутствует, то подниматься на пятый этаж представляет для них определенные трудности, поэтому В.В., осуществляющий за ними уход, не только помогает им по дому, но приобретает продукты питания и необходимые лекарства.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами по делу.
Из справки Главного бюро МСЭ . усматривается, что Храбрых В.И. является инвалидом II группы (л.д. 7-8). Супруга истца Лаппо Н.И. также является инвалидом II группы (л.д. 60-61). Согласно выписке из амбулаторной карты, Храбрых В.И. нуждается в постороннем уходе, о чем еще в 1997 году выдавалась справка врачебной комиссии ГУЗ «Псковский госпиталь для ветеранов войн».
В.В. осуществляет уход за лицами достигшими 80-ленего возраста Храбрых В.И. и Лаппо Н.И., что подтверждается справкой клиентской службы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание, что истец и его супруга являются людьми преклонного возраста, инвалидами II группы, нуждаются в постороннем уходе, иных близких родственников кроме племянника у них не имеется, суд приходит к выводу, что действия по вселению в принадлежащую им квартиру В.В. совершены не с целью намеренного ухудшения жилищных условий, а вынужденно – так как в силу возраста и состояния здоровья истец нуждается в постороннем уходе.
В соответствии со ст. 1 Закона Псковской области от 07.07.2006 года № 563-ОЗ «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляются в форме субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
Исковые требования Храбрых В.И. удовлетворить.
Признать за Храбрых В.И. право на получение субсидии на приобретение жилья.
Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области выдать свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Псковский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено **.**. 2011 года.
Судья Т.А. Семёнова
Решение в кассационном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.