Дело № 2-262/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** 2011 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Теселкиной С.М.
при секретаре Ивановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Ю.А. к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет, признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы,
У С Т А Н О В И Л:
Семенов Ю.А. обратился в суд с иском к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет нуждающихся в жилом помещении составом семьи четыре человека с учетом прав его супруги: Семеновой Н.И. и детей: Семеновой О.Ю., Семенова Д.Ю., а также признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В судебном заседании Семенов Ю.А. и его представитель Кошурников М.А. исковые требования и доводы в их обоснование поддержали. Пояснили, что истец и члены его семьи проживают и зарегистрированы в жилом доме № *** по ул. Х. в г.П., собственником которого является мать истца - С.В. Другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма не имеют. Считают, что Семенов Ю.А. имеет право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, поскольку он и члены его семьи не обеспечены жильем по установленным законодательством Псковской области нормам, а также должен быть признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как относящийся к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц.
Представитель ответчика - Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова Семенов А.Ю. исковые требования не признал. Пояснил, что не оспаривает факт нуждаемости истца и членов его семьи в получении жилого помещения. Вместе с тем, жилищная комиссия не может поставить его на учет нуждающихся, поскольку в силу положений действующего Жилищного кодекса РФ для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении необходимо признать истца малоимущим. Не оспаривает, что в случае постановки на учет нуждающихся, Семенов Ю.А. имеет основания для участия в программе и получения жилищного сертификата.
Третьи лица Семенова Н.И., Семенов Д.Ю. и Семенова О.Ю. исковые требования поддержали.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
На основании ч. 3 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
При этом данная норма не содержит указания на обязательность признания граждан указанных категорий малоимущими для постановки их на учет нуждающихся.
В силу п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы (в редакции Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 08.08.2007 N ГКПИ07-435), право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
При этом Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило» установлены равные права участников ликвидации последствий катастрофа на Чернобыльской АЭС как принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 года, так и после указанной даты в части обеспечения их жилой площадью.
Более того, в п.4.2 вышеназванного Постановления Конституционный Суд РФ указал, что введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений (п. 8 Правил) является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Судом установлено, что Семенов Ю.А. является гражданином, проживавшим в зоне с правом на отселение, что дает ему право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.6), он и члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений на территории г. Пскова и Псковской области.
В настоящее время Семенов Ю.А. и члены его семьи на основании соглашения с матерью истца проживают и зарегистрированы по месту жительства в жилом доме № *** по ул. Х. в г.П., принадлежащем ей на праве собственности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания Семенова Ю.А. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и постановке истца на учет нуждающихся с учетом их прав.
Семенов Ю.А. в соответствии со ст. 52 ЖК РФ обратился в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова с соответствующим заявлением о принятии на учет, представил документы, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Предусмотренных ст. 54 ЖК РФ оснований для отказа в принятии Семенова Ю.А. на учет в качестве нуждающегося не имеется.
Однако, письмом Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова Семенову Ю.А. было разъяснено, что для постановки на учет нуждающегося в жилом помещении ему необходимо решение о признании его малоимущим, то есть фактически отказано в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
По мнению суда, данное решение не соответствует ст. 49, 52 Жилищного Кодекса РФ, поскольку Семенов Ю.А., являясь не обеспеченным жилым помещением и имея статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ относится к иной определенной федеральным законом категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения.
В связи с чем, суд полагает требования Семенова Ю.А. о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет подлежащими удовлетворению.
Обоснованными суд признает также требования истца о признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поскольку он изъявил желание принять участие в данной программе, ранее право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, не использовал, нуждается в улучшении жилищных условий. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10.11.2009 г. № 17-П время постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в данном случае не должно влиять на его право на получение социальной выплаты на приобретение жилья..
Таким образом, суд удовлетворяет требования Семенова Ю.А. в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку суд полностью удовлетворил исковые требования, то с Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова в пользу истца подлежат взысканию 800 рублей расходов по оформлению доверенности на представителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Семенова Ю.А. удовлетворить.
Признать Семенова Ю.А. нуждающимся в жилом помещении.
Обязать Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова поставить Семенова Ю.А. на учет нуждающихся в жилом помещении, как относящегося к определенной федеральный законом категории, составом семьи четыре человека, включая членов его семьи: жену - Семенову Н.И., сына - Семенова Д.Ю., дочь - Семенову О.Ю..
Признать Семенова Ю.А. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года.
Взыскать с Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова в пользу Семенова Ю.А. 800 рублей расходов по оформлению доверенности на представителя.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено *** 2011 года
Судья С.М. Теселкина
Решение суда в кассационном порядке не обжаловалось.
Вступило в законную силу
а