Дело № 2-468/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** 2011 года г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
Председательствующего судьи Теселкиной С.М.
при секретаре Ивановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шматова А.В. к Государственному комитету Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора о включении в сводный список граждан - участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 год,
У С Т А Н О В И Л:
Шматов А.В. обратился в суд с иском к Государственному комитету Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора о включении в сводный список граждан - участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 год.
В обоснование иска пояснил, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, собственного жилья не имеет, зарегистрирован в жилом доме в деревне П. С. волости К района, права на который в порядке наследования оформляют его брат и сестра, вынужден снимать жилье.
Пояснил, что постановлением Администрации К района № *** от *** 2010 года он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 1 человек. Изъявил желание на участие в федеральной целевой программе «Жилище», однако ему было отказано во включении в сводный список граждан - участников программы, поскольку он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года. Считает основание отказа противоречащим Постановлению Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П и просит защитить его права судебным решением.
В судебном заседании истец Шматов А.В. исковые требования и доводы в их обоснование поддержал.
Представитель ответчика - Государственного комитета Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора Рыбина Е.А. в судебном заседании иск не признала, в своих возражениях указала, что до настоящего времени Правительством РФ не разработан порядок предоставления жилья участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года.
Представитель третьего лица Администрации К района в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Шматов А.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.5).
В настоящее время Шматов А.В. зарегистрирован в жилом доме, владельцем которого являлась его мать - Ш.А., умершая ***2008 года. Право собственности на указанный дом в настоящее время оформляют сестра и брат истца - наследники по завещанию после смерти Ш.А.
Распоряжением Администрации К района от *** 2010 года № *** Шматов А.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, с п.1 ст.15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1 составом семьи один человек.
Как усматривается из материалов дела, истец изъявил желание участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и подал заявление о включении его в состав участников указанной подпрограммы.
В соответствии с п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Как видно из представленных документов, Администрацией К района в установленном порядке сформирован и направлен в Государственный комитет список получателей сертификатов в 2011 году с включением в список Шматова А.В. составом семьи один человек.
Однако письмом от ***.2010 Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора отказал во включении истца в сводный список граждан - участников подпрограммы по Псковской области на 2011 год в связи с тем, что он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 (л.д.9).
Данный отказ суд находит незаконным и нарушающим право истца на участие в федеральной целевой программе «Жилище».
На основании п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы (в редакции Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 08.08.2007 N ГКПИ07-435), право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
При этом Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило» установлены равные права участников ликвидации последствий катастрофа на Чернобыльской АЭС как принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 года, так и после указанной даты в части обеспечения их жилой площадью.
Более того, в п.4.2 вышеназванного Постановления Конституционный Суд РФ указал, что введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с п. 8 Правил Шматов А.В. относится к числу лиц, не имеющих жилых помещений в связи с отсутствием жилого помещения для постоянного проживания.
Исходя из изложенного, суд считает обоснованными требования истца о включении его в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поскольку он изъявил желание принять участие в данной программе, ранее право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, не использовал, нуждается в улучшении жилищных условий. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10.11.2009 г. № 17-П время постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в данном случае не должно влиять на его право на получение социальной выплаты на приобретение жилья..
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, строительного и жилищного надзора включить Шматова А.В. в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" на 2011 год составом семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в Псковской областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней.
Судья С.М. Теселкина
Решение суда в кассационном порядке не обжаловалось.
Вступило в законную силу
а