решение о понуждении к совершению действий по открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на территории города Пскова




Дело №2-188/11


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**** 2011 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Мурина В.А.,

при секретаре судебного заседания Фадеевой В.Е.,

с участием прокурора Спроге Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора города Пскова, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц,

к Администрации города Пскова о понуждении к совершению действий по открытию

дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на

территории города Пскова,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Пскова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Пскова о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2011 года принять меры к открытию 1440 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Пскова.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства об образовании в части доступности дошкольного образования и соблюдения дошкольными образовательными учреждениями нормативов предельной численности обучающихся воспитанников, установлено, что количество занятых мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на 1440 мест больше проектной их мощности и вместимости.

Данный факт свидетельствует о дефиците мест в дошкольных образовательных учреждениях, что приводит к нарушению органами местного самоуправления Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года.

Предпринимаемые Администрацией города Пскова меры не являются достаточными и в полной мере не позволяют обеспечить потребности детей и их родителей в выборе форм обучения и образовательного учреждения.

Непринятие мер по открытию 1440 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях города нарушает право граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В ходе рассмотрения дела, в связи с изменениями, введенными в 2011 году в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.1.2660-10) в части определения общего количества мест в детских дошкольных образовательных учреждениях исходя из площади групповых помещений, прокурор города Пскова заявленные требования уточнил и просил, с учетом выявленного дефицита площадей групповых помещений в дошкольных образовательных учреждениях города Пскова, обязать Администрацию города Пскова в срок не позднее 01 сентября 2011 года принять меры по организации работы в подведомственных дошкольных образовательных учреждениях исходя из действующих нормативов по наполняемости групп.

В судебном заседании помощник прокурора Спроге Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель Администрация города Пскова по доверенности Цыганова Ю.А. с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении. В своих возражениях на иск указала, что списочное количество детей действительно превышает норму, но фактическая наполняемость групп при посещении детских образовательных учреждений не совпадает с количеством детей, зачисленных в них. Вместе с тем, учитывая проблему недостаточности мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и спрос на эти услуги, Администрация города Пскова в 2009 году приняла программу «Развитие системы дошкольного образования муниципального образования «Город Псков» на 2010-2012 годы», предусматривающей увеличение количества мест в системе дошкольного образования.

Представитель Управления образования Администрации города Пскова, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, поддержал позицию ответчика.

Псковская городская Дума, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в лице своего представителя в судебном заседании, пояснила, что предложения Администрации города Пскова, направленные на открытие дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях поддерживаются, на реализацию целевой программы на 2011 год выделено 19 миллионов рублей.

Выслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование прокурора города Пскова подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.4 ст. 27, п.З ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Из содержания заявления прокурора города Пскова следует, что предметом иска фактически является бездействие Администрации города Пскова, выразившееся в непринятии мер по соблюдению в детских дошкольных образовательных учреждениях города при комплектации групп существующих санитарных нормативов.

В соответствии с п.З ст.5 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

В силу п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

Согласно п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация общедоступного бесплатного дошкольного образования.

На основании п. 10.3 ст.32 «Устава муниципального образования «Город Псков» организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к полномочиям администрации города Пскова.

Таким образом, обязанность по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования, согласно действующему правовому регулированию лежит на администрации города Пскова.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового

положения о дошкольном образовательном учреждении" предусмотрено, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются, в том числе охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Как следует из статьи 27 вышеуказанного Постановления Правительства РФ порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, которым в силу. 2.2 ст. 32 «Устава муниципального образования «Город Псков» является Администрация города Пскова.

«Положением о порядке организации предоставления общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования и организации предоставления дополнительного образования детям на
территории муниципального образования "Город Псков"» утв. Решением Псковской
городской Думы от 28.12.2007 N 279 предусмотрено, что порядок комплектования детьми
муниципальными детскими образовательными учреждениями (далее - МДОУ),
наполняемость групп, режим работы, длительность пребывания детей и иные вопросы
деятельности учреждения определяются законодательством РФ и нормативными
правовыми актами Администрации города, приказами Управления образования Администрации города.

Постановлением Администрации города Пскова от 07.06.2010 N 1174 "Об

утверждении Административного регламента Управления образования Администрации города Пскова по предоставлению муниципальной услуги комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, муниципального образования "Город Псков" предусмотрено, что под комплектованием муниципальных образовательных учреждений понимается прием заявителей, чьи дети нуждаются в получении мест в образовательных учреждениях, учет детей, нуждающихся в получении места в образовательном учреждении, распределение детей по образовательным учреждениям и процедура их доукомплектования.

Из содержания «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»(СанПин 2.4.1.266.0-10) следует, что при комплектовании групп МДОУ должно учитываться количество детей исходя из расчета групповой(игровой) площади - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что обеспечение соблюдения санитарных норм и правил при комплектовании групп в МДОУ относится к полномочиям администрации города Пскова и осуществляется путем принятия организационных, контрольных, финансовых и нормативных мер.

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось ответчиком, что в во многих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях групповые помещения для воспитанников не соответствуют требованиям санитарных норм, в связи с тем, что число детей в группах превышает рассчитанную на эту группу полезную площадь.

Таким образом, требования санитарного законодательства при комплектовании дошкольных и ясельных групп в подведомственных Администрации города Пскова МДОУ в полной мере не были соблюдены, что приводят к нарушению прав родителей, имеющих детей дошкольного возраста, на получение качественной образовательной услуги в дошкольной образовательной организации.


При таком положении, суд соглашается с. позицией прокурора города Пскова о том, допущенные нарушения требуют принятия со стороны Администрация города Пскова соответствующих мер, направленных на обеспечение функционирования системы дошкольного образования в городе Пскове в соответствии с санитарными нормативами.

С доводами ответчика о принятии Администрацией города-Пскова надлежащих мер по увеличению количества мест в системе дошкольного образования суд не соглашается, так как сами по себе меры, направленные на увеличение числа детей в группах, не свидетельствуют о выполнении обязанностей по размещению детей в группах МДОУ с соблюдением санитарных норм полезной площади.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что исковые требования о возложении обязанности на администрацию города Пскова к принятию мер по организации работы в подведомственных дошкольных образовательных учреждениях исходя из действующих нормативов по наполняемости групп, подлежат удовлетворению.

В части требований прокурора об установлении срока принятия мер ответчиком по организации работы МДОУ по устранению нарушений санитарного законодательства, суд учитывая, что в силу п.3.11 «Административного регламента Управления образования Администрации города Пскова по предоставлению муниципальной услуги комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, муниципального образования "Город Псков" фактическое комплектование образовательных учреждений на следующий учебный год заканчивается- 1 сентября текущего года, считает возможным определить срок для совершения Администрацией города Пскова соответствующих действий до 01 октября 2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194,198,199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Пскова в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Пскова, удовлетворить.

Обязать Администрацию города Пскова в срок не позднее 01 октября 2011 года организовать работу по комплектованию ясельных и дошкольных групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями санитарных правил и норм площади групповых помещений.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.А. Мурин

Решение вступило в законную силу, в кассационной инстанции не обжаловалось.


.