решение по иску о признании отказа в получении субсидии незаконным и предоставлении меры социальной поддержки



Дело № 2-1341/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.**. 2011 года г. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Е.И. к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Администрации Псковской области о признании права на получение субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета,

У С Т А Н О В И Л :

Петрова Е.И. обратилась в суд с иском к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании отказа в получении субсидии на приобретение жилого помещения незаконным и предоставлении меры социальной поддержки.

В обоснование иска указано, что истица является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, проживает в квартире, принадлежащей ее дочери на основании договора приватизации. Квартира находится в доме 1958 года постройки, в заброшенном, неблагоустроенном состоянии.

**.**. 2010 года истица обратилась в Администрацию Островского района по вопросу улучшения жилищных условий, однако в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ей было отказано в связи с тем, что Петрова Е.И. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит.

**.**.2010 года Постановлением Администрации Островского района Петрова Е.И. была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, после чего все необходимые документы были направлены в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области.

**.**.2010 года решением комиссии при Администрации Псковской области истице было отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья в связи с отсутствием оснований для постановки на учет нуждающихся.

Истица считает данный отказ незаконным, и просит суд признать отказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в получении субсидии на приобретение жилого помещения незаконным и обязать предоставить соответствующую меру социальной поддержки.

В ходе рассмотрения дела определением суда к участию в процессе в качестве соответчика привлечена Администрация Псковской области.

Истица в судебное заседание не явилась, ее представитель Ильина Н.И. исковые требования уточнила и просит суд признать за Петровой Е.И. право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, дополнительно пояснила, что жилое помещение, в котором проживает истица не отвечает санитарным и техническим требованиям, в доме отсутствует вода, канализация, жить в таких условиях истице невозможно.

Представитель третьего лица – Администрации Островского района Мурашкевич С.И. исковые требования поддержал, считает, что истица была обоснованно поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель ответчика – Администрации Псковской области Тронина Г.И. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что сведениями о состоянии жилого помещения, в котором проживает истица, жилищная комиссия не располагала по причине того, что указанные документы не были представлены органами местного самоуправления.

Представитель ответчика – Главного государственного Управления социальной защиты населения Псковской области Белкин И.Н. исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную представителем Администрации Псковской области.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 года) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семьи погибших ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Судом установлено, что Петрова Е.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны П.А. (л.д. 9), в связи с чем, имеет право на предоставление мер социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что Петрова Е.И. с **.**.2001 года зарегистрирована и проживает в квартире № *** в доме № *** по ул. Ф. в г. Острове (л.д. 8). Согласно выписке из ЕГРП указанное жилое помещение принадлежит дочери истицы – И.А.

Постановлением Администрации Островского района от **.**.2010 года № **** Петрова Е.И. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 17).

Решением комиссии при Администрации Псковской области от **.**.2010 года истице было отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья в связи с отсутствием оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 18).

Довод представителей ответчиков о том, что оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется, является необоснованным в связи со следующим.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях содержится в ст. 51 ЖК РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Статьей 15 ЖК РФ, регулирующей объекты жилищных прав, предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Согласно положениям п. п. 3 и 4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым разработаны нормативные требования, предъявляемые к жилому помещению, а также сам порядок признания его жилым.

В силу п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм материального права порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ и относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Вместе с тем, закрепляя право на жилище, Конституция РФ возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции РФ).

Из материалов дела усматривается, что истица проживает в квартире № *** в доме № *** по ул. Ф. в г. Острове. Указанное жилое помещение расположено в одноэтажном кирпичном доме 1958 года постройки, фактический износ здания составил 40 %. Система водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения, ванна отсутствуют, отопление печное (л.д. 13-14).

Аналогичные характеристики были установлены в результате обследования квартиры № *** в доме № *** по ул. Ф. в г. Острове межведомственной комиссией. Кроме этого, комиссия выявила, что в доме местами имеются незначительные протечки в кровле. В квартире на кухне наблюдается зыбкость полов, местами имеются трещины на поверхности потолка, требуется капитальный ремонт (л.д. 19-22).

Несмотря на то, что жилое помещение, в котором проживает истица межведомственной комиссией не признано непригодным для проживания, оно не отвечает санитарным и техническим требованиям, является неблагоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Степень благоустроенности занимаемого Петровой Е.И. жилья, с учетом ее возраста (100 лет) и состояния здоровья, объективно не обеспечивает достойных условий проживания и обуславливает возникновение нуждаемости в их улучшении.

Кроме этого, суд учитывает, что в собственности своего жилья Петрова Е.И. не имеет, со стороны государства ранее жильем не обеспечивалась, в связи с чем, приходит к выводу о нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.

Также суд принимает во внимание, что Петрова Е.И. как вдова участника ВОв относится к числу лиц, которых в силу их статуса государство определило в качестве нуждающихся в особых мерах социальной защиты и поддержки.

В преамбуле ФЗ «О ветеранах» указывается, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Со стороны Администрации Островского района наличие данной нуждаемости у истицы не оспаривается.

Принятое органом местного самоуправления в пределах его компетенции постановление от **.**.2010 г. в отношении Петровой Е.И. не оспорено и не отменено, следовательно, сохраняет свое действие до настоящего времени.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ :

Исковые требования Петровой Е.И. удовлетворить.

Признать за Петровой Е.И. право на получение субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Псковский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2011 года.

Судья Т.А. Семёнова

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.