решение по иску о признании права на участие в федеральной целевой программе `Жилище` на 2002-2010 гг.



Дело № 2-614/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2011 года                                                                                                  город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Теселкиной С.М.

при секретаре Ивановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева Н.В. к Администрации г.Пскова о признании незаконным решения общественной комиссии Администрации г.Пскова в части и признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы,

У С Т А Н О В И Л:

Григорьев Н.В. обратился в суд с иском к Администрации г.Пскова о признании незаконным решения общественной комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в части отказа во включении в состав участников подпрограммы и признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В судебном заседании Григорьев Н.В. и его представитель Кошурников М.А. исковые требования и доводы в их обоснование поддержали. Пояснили, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в установленном законом порядке был признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учет, изъявил желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Однако решением общественной комиссии по реализации указанной подпрограммы от ***2010 ему было отказано во включении в состав участников, в связи с отсутствием у него права на участие в подпрограмме. Считают данное решение незаконным и просят признать Григорьева Н.В. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как относящегося к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц.

Представитель ответчика - Администрации г.Пскова в лице Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова Семенов А.Ю. исковые требования не признал, в своих возражениях указал, что до настоящего времени Правительством РФ не разработан порядок предоставления жилья за счет средств федерального бюджета участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Григорьев Н.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.8).

Распоряжением Администрации от *** 2010 года он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, с п.1 ст.15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1 составом семьи один человек.

Как усматривается из материалов дела, истец изъявил желание участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и подал заявление о включении его в состав участников указанной подпрограммы (л.д.7).

В соответствии с п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, для участия в подпрограмме граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:

документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

На основании п.21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Пунктом 22 Правил к основаниям отказа для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

Как видно из представленных документов, решением общественной комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы от ***2010 Григорьеву Н.В. было отказано во включении в состав участников, в связи с отсутствием у него права на участие в подпрограмме.

Данный отказ суд находит незаконным и нарушающим право истца на участие в федеральной целевой программе «Жилище».

В силу п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы (в редакции Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 08.08.2007 N ГКПИ07-435), право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

При этом Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило» установлены равные права участников ликвидации последствий катастрофа на Чернобыльской АЭС как принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 года, так и после указанной даты в части обеспечения их жилой площадью.

Более того, в п.4.2 вышеназванного Постановления Конституционный Суд РФ указал, что введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из изложенного, суд считает обоснованными требования истца о признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поскольку он изъявил желание принять участие в данной программе, ранее право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, не использовал, нуждается в улучшении жилищных условий. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10.11.2009 г. № 17-П время постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в данном случае не должно влиять на его право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Григорьева Н.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение общественной комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года в части отказа в признании Григорьева Н.В. участником подпрограммы.

Признать Григорьева Н.В. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено *** 2011 года

Судья С.М. Теселкина

Решение суда в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу