Дело №2-2228/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ** *** 2011 года г.Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Падучих С.А., при секретаре Варава В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Пскова, действующего в интересах Соколовой Р.И., к ООО «Микрорайон №7» о признании бездействия незаконным и обязании произвести уборку лестничных клеток, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Пскова, действующий в интересах Соколовой Р.И., обратился в суд с иском к ООО «Микрорайон №7» о признании бездействия незаконным и обязании произвести уборку лестничных клеток. В обоснование требований указано, что дом №** по ул.Г. в г.Пскове находится на обслуживании управляющей организации ООО «Микрорайон №7». В ходе проведенной проверки выявлены нарушения указанным обществом требований ЖК РФ в части выполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества дома, а именно обеспечения надлежащего санитарного состояния лестничных клеток и благоприятных условий проживания граждан, несмотря на взимание соответствующей платы. Истец Соколова Р.И. в судебное заседание не явилась, о дне и времени разбирательства извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Представитель прокуратуры г.Пскова указанные выше доводы поддержал и также пояснил, что в результате бездействия ответчика нарушаются права истицы Соколовой Р.И., проживающей в квартире №**, на благоприятные условия проживания. В связи с этим просил суд признать незаконным бездействие ООО «Микрорайон №7» в части отсутствия организации уборки лестничных клеток в подъезде, в которой расположена квартира №** дома №** по ул.Г. в г.Пскове и обязать произвести указанные работы в соответствии с требованиями п.3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года. Представитель ответчика ООО «Микрорайон №7», не оспаривая факта непроведения работ по уборке лестничных клеток, иск не признал и указал, что возникшие с собственниками жилых помещений в доме №** по ул.Г. в г.Пскове правоотношения урегулированы заключенным договором управления многоквартирным домом. Согласно его условиям такие действия отнесены к дополнительным услугам по содержанию общего имущества и подлежат дополнительной оплате. Поскольку соглашение о предоставлении данной услуги с жильцами подъезда, в котором расположена квартира №**, не заключалось, то, следовательно, данная услуга им не оказывалась правомерно. Одновременно пояснил, что начисление платежей производилось в полном соответствии с решением Псковской городской Думы от 17 июля 2009 года №861, но денежные средства, предусмотренные этим постановлением в качестве платы за уборку расходуются на иные цели – техническое обслуживание дома. Кроме того, считал, что положения Постановления Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года в данном случае не применимы, поскольку были приняты до введения в действие Жилищного Кодекса РФ. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Соколова Р.И. является собственником жилого помещения (квартиры) №** в доме №** по ул.Г. в г.Пскове, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону (л.д.7). 01 марта 2008 года между ООО «Микрорайон №7» с одной стороны и собственниками жилого дома №** по ул.Г. в г.Пскове заключен договор управления указанным многоквартирным домом (л.д.8-23). Как усматривается из содержания договора управления многоквартирным домом №**-а
Согласно п.2.1.1 данного договора управляющая организация приняла на себя обязательство организовывать и проводить управление домом, его содержание, текущий и капитальный ремонт в объеме собранных денежных средств и в порядке, утвержденном собственниками в соответствии с перечнем услуг и работ по содержанию общего имущества и придомовой территории дома; п.2.1.5 – выполнять дополнительные поручения по управлению, содержанию и ремонту жилого дома, перечень которых указан в Приложении №4, при условии заключения дополнительных соглашений или индивидуальных договоров.
При этом, названным выше Приложением №4 в число дополнительных услуг по содержанию общего имущества включено подметание полов во всех помещениях общего пользования, кабинах лифта и их влажная уборка (л.д.19).
В тоже время в соответствии с правилами ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме и т.д.) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч.5 ст.5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения.
В силу ч.3 ст.39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N491), в силу п.10 которого общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
При этом Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила №170). Из раздела первого "Основные положения" Правил N 170 следует, что они определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.1 Правил N170 предусмотрено, что эти Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту, в том числе, организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Таким образом, требования изложенные в Правилах №170, устанавливающие объем и порядок содержания жилищного фонда в силу приведенных норм закона обязательны для исполнения всеми управляющими организациями при осуществлении ими деятельности по содержанию имущества многоквартирного дома.
При этом п.3.2.1 Правил №170 предусматривает, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток и нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Кроме того, п.3.2.7 указанных Правил №170 закрепляет, что периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. Так, при использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Кроме того, согласно п.11 Правил №491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования. При этом, к числу указанных помещений отнесены межквартирные лестничные площади и лестницы (подп. «а» п.2 Правил №491).
Исходя из перечисленных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что уборка и санитарно-гигиеническая очистка лестниц и лестничных площадок является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и носит для соответствующей управляющей организации обязательный характер, определенный вышеуказанными нормами законодательства.
При этом, не указание в договоре управления многоквартирным домом на то, что управляющая организация обязуется такие услуги оказывать или отнесение их к дополнительным платным услугам, основанием для освобождения от их проведения не является, поскольку такая обязанность предусмотрена в силу прямого указания закона.
Кроме того, в соответствии с п.4.8 договора управления многоквартирным домом №** по ул.Г. в г.Пскове размер платы по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома подлежал определению на собрании собственников дома с учетом предложений Управляющей организации.
Согласно протоколу №1 общего очно-заочного собрания собственников по вопросу установления размеров платежей собственников помещений за управление, содержание и ремонт общедомового имущества принято решение установить его согласно Постановлению Псковской городской Думы с расходованием полученных денежных средств по решению общего собрания.
Решением Псковской городской Думы от 17 июля 2009 года №861 установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в расчет которого включены в том числе и расходы по уборке лестничных клеток в сумме 0,95 руб. за 1 кв.м. общей площади в месяц.
Как следует из объяснений представителя ответчика, установленные указанным выше решением суммы, в том числе и с учетом расходов по уборке лестничных клеток, взимались ООО «Микрорайон №7» с жильцов дома. Однако денежные средства, выставляемые к оплате за уборку лестничных клеток, расходовались на иные цели.
В тоже время, решения общего собрания собственников жилого дома №** по ул.Г. в г.Пскове по вопросу возможности расходования данных средств на иные цели не было, разрешения на это жильцы дома управляющей компании не давали.
Утверждение ответчика о том, что положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года, в данном случае не применимы, поскольку были приняты до введения в действия Жилищного кодекса РФ, суд считает не основанным на законе по вышеприведенным причинам.
При таких обстоятельствах и поскольку обязанность по уплате лестничных клеток возложена на управляющую организацию законом и не может быть изменена договором, и, принимая во внимание, что соответствующая услуга ответчиком не оказывается, но оплачивается жителями дома, что нарушает права истца на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия проживания, предъявленные прокурором г.Пскова требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Пскова – удовлетворить.
Обязать ООО «Микрорайон №7» производить в подъезде дома №** по ул.Г. в городе Пскове, в котором расположена квартира №**, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц, то есть в соответствии с требованиями п.3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ** *** 2011 года.
Судья С.А. Падучих
Решение в кассационном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.