решение по иску о признании решения жилищной комиссии незаконным и постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-1624/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**. 2011 года г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Мальгиной М.И.

при секретаре Каныгиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солдатова В.А. к Государственному учреждению «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Псковской области» МЧС России о признании решения жилищной комиссии незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет,

УСТАНОВИЛ:

Солдатов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Псковской области» МЧС России о признании решения жилищной комиссии от **.**.2011 года незаконным и постановке на жилищный учет.

Впоследствии истец уточнил заявленные требования: просит суд признать решение жилищной комиссии ГУ «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Псковской области» МЧС России от **.**.2011 года об отказе в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать жилищную комиссию поставить его на учет составом семьи три человека, включая сына С.К.В. и мать С.В.И.

В обоснование заявленных требований истец указал, что проживает с сыном и матерью в комнате, площадью 17 кв.м., в квартире № ** дома № ** по ул.Л. в г.Пскове, которая принадлежит ему на праве собственности, на каждого члена семьи приходится 5,66 кв.м. общей площади жилого помещения, что является меньше учетной нормы жилого помещения, установленной Постановлением Псковской городской Думы от 08.06.2005г. № 447. Поскольку он достиг предельного возраста пребывания на службе, имеет срок службы более 18 лет, при условии признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, он может принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. № 1050. Однако, в связи с отсутствием порядка признания сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России и членов их семей нуждающимися в улучшении жилищных условий и включения в списки очередников для получения жилья за счет средств федерального бюджета, решением жилищной комиссии, созданной при ГУ «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Псковской области» МЧС России, от **.**.2011 года ему было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Псковской области» МЧС России иск не признала, пояснив, что жилищная комиссия не может поставить истца на учет нуждающихся в жилье, т.к. отсутствует порядок признания сотрудников ФПС МЧС России нуждающимися в улучшении жилищных условий и включения в списки очередников для получения жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Не оспаривает, что в настоящее время истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. № 1050, как достигший предельного возраста пребывания на службе и имеющий общий стаж службы более 10 лет при условии признания истца нуждающимся в жилых помещениях.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Главного Управления МЧС России по Псковской области с иском не согласен по основаниям, изложенным представителем ответчика.

Выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Солдатова В.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст.52 Жилищного Кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).

В соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

При этом данная норма не содержит указания на обязательность признания граждан указанных категорий малоимущими для постановки их на учет нуждающихся.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы и уставлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы (в редакции Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 08.08.2007 N ГКПИ07-435), право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с п. 7 Правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257).

Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы (службы) (п. 9 Правил).

Согласно приказу № 203 от 03.04.2006 года Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в системе МЧС России применяется приказ МВД РФ от 24.05. 2003 года № 345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел».

В соответствии с п. 2 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного Приказом МВД РФ от 24 мая 2003 года № 345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» (в редакции приказа МВД РФ от 27.07.2004 года № 464) постановка на учет сотрудников органов и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом.

Судом установлено, что Солдатов В.А. проходит службу в Федеральной противопожарной службе по Псковской области МЧС России с **.**.1995 года, по состоянию на **.**.2010 года его выслуга на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета, составляет 17 лет 7 месяцев 13 дней (л.д.20).

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права (л.д.34) Солдатов В.А. является собственником комнаты, площадью 17 кв.м., в квартире № ** дома № ** по ул. Л. в г.Пскове (л.д.34).

В соответствии с положениями ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Как следует из выписки из лицевого счета (л.д.46) в жилом помещении, принадлежащем истцу на праве собственности, площадью 17 кв.м., зарегистрированы и проживают: с **.**.1987 года Солдатов В.А., с **.**.2005 года его мать С.В.И. и с **.**.2010 года сын С.К.В., следовательно, на каждого члена семьи приходится 5,66 кв.м. общей площади жилого помещения, что не превышает установленную Постановлением Псковской городской Думы от 08.06.2005г. № 447 учетную норму жилого помещения, составляющую менее 14 кв.м. общей площади.

С.В.И. и С.К.В. жилых помещений в собственности на территории г.Пскова и Псковского района не имеют (л.д.9, 11, 12).

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания Солдатова В.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся.

Решением жилищной комиссии ГУ «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Псковской области» МЧС России от **.**.2011 года (л.д.6) Солдатову В.А. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием порядка признания сотрудников ФПС МЧС России и членов их семей нуждающимися в улучшении жилищных условий и включения в списки очередников для получения жилья за счет средств федерального бюджета.

Солдатов В.А. в соответствии со ст. 52 ЖК РФ обратился в жилищную комиссию по месту своей службы с соответствующим заявлением о принятии на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, представил документы, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Предусмотренных ст. 54 ЖК РФ оснований для отказа в принятии Солдатова В.А. на учет в качестве нуждающегося не имеется.

Солдатов В.А. ранее право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, не использовал (л.д.21), следовательно, имеет право на участие в федеральной целевой программе «Жилище на 2011-2015 годы».

Решение жилищной комиссии ГУ «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Псковской области» МЧС России от **.**.2011 года, которым Солдатову В.А. отказано в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий (протокол заседания жилищной комиссии № 1) в связи с отсутствием порядка признания сотрудников ФПС МЧС России нуждающимися в улучшении жилищных условий и включения в списки очередников, не соответствует ст.49, 52 Жилищного Кодекса РФ, поскольку Солдатов В.А. и члены его семьи, являясь не обеспеченными жильем в соответствии с учетной нормой жилого помещения, установленной Постановлением Псковской городской Думы от 08.06.2005г. № 447, имея необходимый стаж работы и основания для увольнения в виде достижения предельного возраста пребывания на службе, в соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ относится к иной определенной федеральным законом категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение жилищной комиссии Государственного учреждения «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Псковской области» МЧС России от **.**. 2011 года об отказе в постановке Солдатова В.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать жилищную комиссию Государственного учреждения «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Псковской области» МЧС России поставить Солдатова В.А. на жилищный учет (очередь) нуждающихся в улучшении жилищных условий, как относящегося к определенной федеральный законом категории, составом семьи три человека, включая сына С.К.В. и мать С.В.И..

Решение в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено **.**. 2011 года.

Судья М.И.Мальгина

Решение в кассационном порядке не обжаловано.

Вступило в законную силу.