Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации **.**. 2011 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Семёновой Т.А. при секретаре Ивановой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пскова, действующего в интересах Розовой В.А. к Администрации города Пскова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Пскова, действуя в интересах Розовой В.А., обратился в суд с иском к Администрации Псковской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что решением Псковского районного суда родители Розовой В.А. лишены родительских прав, и она приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. При выявлении и первичном устройстве Розова В.А. была зарегистрирована по адресу: г. Псков, Ш. пер., д. № ***. Распоряжением Администрации г. Пскова о направлении Розовой В.А. в детское госучреждение ей гарантировано приобретение жилья по окончании пребывания в детском учреждении, так как жилое помещение, где она была зарегистрирована, пришло в непригодное состояние вследствие пожара. Решением комиссии по выделению денежных средств на приобретение жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей от 24.12.2008 г. принято решение о выделении 1200000 руб. для приобретения Розовой В.А. жилого помещения в 2010 г. В 2010 г. Администрацией г. Пскова проводились аукционы по приобретению для Розовой В.А. жилого помещения, которые не состоялись в связи с отсутствием заявок. Денежные средства возвращены в областной бюджет. До настоящего времени жилое помещение для истицы не приобретено. Поэтому прокурор г. Пскова просит обязать Администрацию Псковской области предоставить Розовой В.А. благоустроенное жилое помещение на территории г. Пскова. Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области. В ходе рассмотрения дела определением суда по ходатайству прокурора и истицы в соответствии со ст. 41 ГПК РФ была произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим – Администрацию Псковской области и Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области на Администрацию г. Пскова. Определением суда к участию в деле в порядке ст. 42 ГПК РФ в качестве третьих лиц привлечены – Администрация Псковской области и Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Пулатова З.И. уточнила исковые требования и просила суд обязать Администрацию г. Пскова предоставить Розовой В.А. благоустроенное жилое помещение в г. Пскове по договору социального найма, в остальном требования и доводы в их обоснование поддержала. Истица Розова В.А. исковые требования поддержала. Представитель ответчика – Администрации г. Пскова Семенов А.Ю. с исковыми требованиями не согласился, указав, что в 2010 году жилое помещение для Розовой В.А. не было приобретено по независящим от Администрации г. Пскова причинам. В настоящее время Администрацией Псковской области выделены денежные средства для приобретения жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа, после чего органами местного самоуправления будет объявлен аукцион. Полагает, что Администрацией г. Пскова предприняты все необходимые действия по обеспечению Розовой В.В. жильем. Право истицы на обеспечение жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, Администрация г. Пскова не оспаривает (л.д. 127). Представитель третьего лица – Администрации Псковской области Тронина Г.И. считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку Закон Псковской области от 11.01.2005 г. № 411-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет механизм реализации на территории области предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и в том числе, устанавливает дополнительные гарантии на жилое помещение. Порядок, предполагающий выделение муниципальным образованием из областного бюджета средств для приобретения жилья с целью его последующего предоставления по договору социального найма, определен Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Администрацией Псковской области № 69 от 28.02.2005 года Решением жилищной комиссией от 24.12.2008 года принято решение о выделении 1200000 руб. для приобретения для Розовой В.А. жилого помещения в 2010 года. Все последующие действия по реализации решения жилищной комиссии осуществлялись ГГУ социальной защиты населения области, Государственным финансовым управлением области и Администрацией г. Пскова, из чего следует, что жилищная комиссия полностью выполнила свои обязанности по решению вопроса об обеспечении жилым помещением Розову В.А. Представитель третьего лица - Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Белкин И.Н. полагает исковые требования необоснованными, так как обязательства по предоставлению жилого помещения Розовой В.А. были исполнены Администрацией области и Управлением в полном объеме в соответствии с установленным порядком. В 2010 г. по независящим от Администрации области и Управления обстоятельствам жилье не было приобретено, поскольку не состоялись аукционы. Считает, что в данном случае отсутствует предмет спора, так как право Розовой В.А. на обеспечение жилым помещением не оспаривается. Представитель третьего лица - Территориального управление г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании исковые требования поддержал. Выслушав мнения сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право ииными способами, предусмотренным законом. В соответствии сп. 1 ст. 40 ип. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти иорганами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или задоступную цену изгосударственного идругих жилищных фондов малоимущим ииным указанным взаконе гражданам, нуждающимся вжилище (ст. 40 Конституции РФ). В судебном заседании установлено и подтверждено письменными доказательствами, что решением Псковского районного суда от **.**.2006 г. родители Розовой В.А. лишены родительских прав, в результате чего истица приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей (л.д. 8). При выявлении и первичном устройстве Розова В.А. была зарегистрирована по адресу: г. Псков, Ш. пер., д. № ***. Распоряжением Администрации г. Пскова о направлении Розовой В.А. в детское учреждение ей гарантированно приобретение жилого помещения по окончании пребывания в детском учреждении, так как жилое помещение № *** по Ш. пер. в г. Пскове пришло в непригодное состояние в результате пожара. Таким образом, в 2006 году Розова В.А. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данный факт, также как и нуждаемость истицы в обеспечении жильем, подтверждается материалами дела, и никем из заинтересованных лиц не оспаривается. В марте 2008 года директор школы-интерната, в котором обучалась Розова В.А., обратился с ходатайством в Отдел опеки и попечительства ТУ в г. Пскове ГГУСР Псковской области обеспечить Розову В.А. жилым помещением (л.д. 6). Решением комиссии по выделению денежных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 24.12.2008 года было принято решение о выделении денежных средств в размере 1200000 руб. на приобретение для Розовой В.А. жилого помещения в 2010 году (л.д. 23-24). Во исполнение названного решения, в 2010 году Администрацией г. Пскова проводились аукционы по приобретению для Розовой В.А. жилого помещения, но аукционы не состоялись в связи с отсутствием заявок, в связи с чем, денежные средства, которые были выделены для приобретения жилья, возвращены в областной бюджет. 04 апреля 2011 года Розова В.А.., имеющая статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась в Администрацию г. Пскова по вопросу предоставления ей жилого помещения (л.д. 34-35). Письмом от 15.06.2011 года ГГУ социальной защиты населения Псковской области сообщило Розовой В.А., что аукционы на приобретение жилых помещений будут объявлены органами местного самоуправления в июне текущего года, она включена в список нуждающихся в приобретение жилого помещения и будет обеспечена жилым помещением в 2011 году, но до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, что и послужило основанием для обращения с указанным иском в суд. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положениями статьи 8 названного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Право истицы на предоставление жилого помещения ответчиком в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами. Законом Псковской области №1082-ОЗ от 03.06.2011 года «Онаделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также из лиц, числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» установлено, что органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, всоответствие скоторыми органы местного самоуправления должны приобретать жилые помещения всобственность муниципального образования с последующей передачей подоговору социального найма детям-сиротам идетям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых в установленном порядке принято решение об обеспечении жилым помещением. Названый закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 года. В судебном заседании установлено, что решением жилищной комиссии от 24.12.2008 года было принято решение о выделении денежных средств для приобретения жилья Розовой В.А., но до настоящего времени ее право на получение жилья не реализовано. Доводы представителя ответчика и третьих лиц о том, что в данном деле отсутствует предмет спора, так как аукционы по приобретению жилого помещения не состоялись по объективным причинам, и право истицы на жилье никем не оспаривается, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. По смыслу данной правовой нормы права и свободы человека и гражданина, которые гарантированы Конституцией РФ, должны иметь реальное обеспечение, а не носить декларативный характер. Как пояснила в судебном заседании Розова В.А., после объявления аукциона представитель органа местного самоуправления предложил ей самостоятельно найти в течение 6 дней жилое помещение для его последующего приобретения. Таким образом, суд полагает, что Администрацией г. Пскова предприняты недостаточные действия для реализации обеспечения права Розовой В.А. на жилье. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепив за детьми, оставшимися без попечения родителей, право на получение жилья, указал, что жилье должно быть предоставлено вне очереди. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. В связи с этим доводы представителя ответчика – Семёнова А.Ю. о том, что удовлетворение исковых требований повлечет нарушение права других детей, оставшихся без попечения родителей, и оказавшихся в аналогичной ситуации, являются несостоятельными. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди. Данное право не должно быть поставлено в зависимость он наличия других обстоятельств, как-то несостоявшийся аукцион, отсутствие денежных средств и т.д. Доводы представителя третьего лица Трониной Г.И. о том, что в настоящее время Розова В.А. обеспечена жилым помещения, также являются неубедительными. В судебном заседании установлено, что Розова В.А. вместе с несовершеннолетним ребенком В.А., 2010 года рождения, проживают в комнате, площадью 11,6 кв.м., по адресу: г. Псков, ул. Г., д. № *** (л.д. 55). Указанное жилое помещение предоставлено Розовой В.А. по договору безвозмездного пользования, расходы по аренде данного жилья несут органы опеки и попечительства (л.д. 49, 50-51, 52, 53-54). Таким образом, комната в доме № *** по ул. Г. предоставлена истице во временное пользование до обеспечения ее постоянным жильем. Доводы представителя ответчика и третьих лиц о необходимости соблюдения установленного порядка предоставления жилого помещения не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку данный порядок относится к исполнению решения суда. Сучетом приведенных обстоятельств идоводов сторон, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора г. Пскова, обратившегося в суд в интересах Розовой В.А., о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию города Пскова предоставить Розовой В.А. благоустроенное жилое помещение на территории города Пскова по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Псковский городской суд. Мотивированное решение составлено **.**. 2011 года. Судья Т.А. Семёнова Решение в кассационном порядке обжаловано. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения. Вступило в законную силу.
Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.