Дело № 2-1948/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *** 2011 года г.Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи М.И.Мальгиной с участием прокурора Н.Н.Свириденко при секретаре С.А.Каныгиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Псковского гарнизона в интересах Удалкина А.А., его несовершеннолетних детей Удалкиной Д.А. и Удалкина А.А., Удалкиной С.В. , Удалкиной В.А. к Администрации г.Пскова, Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма на жилое помещение и заключении договора социального найма жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Военный прокурор Псковского гарнизона обратился в суд в интересах Удалкина А.А., его несовершеннолетних детей Удалкиной Д.А. и Удалкина А.А., Удалкиной С.В., Удалкиной В.А. к Администрации г.Пскова, Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании незаконным отказа Администрации г.Пскова заключить с Удалкиным Д.А. и членами его семьи договор социального найма на двухкомнатную квартиру № *** дома № *** по ул.Р. в г.Пскове и заключении с ним договора социального найма данного жилого помещения, ссылаясь на то, что решением жилищной комиссии войсковой части *** от ***.2010 года Удалкину А.А., как военнослужащему, досрочно уволенному с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья, имеющему общую продолжительность военной службы более 15 лет, и нуждающемуся в улучшении жилищных условий, была предоставлена квартира № *** дома № *** по ул.Р. в г.Пскове на состав семьи 5 человек. Жилой дом, в котором расположено вышеуказанное жилое помещение, строился на денежные средства Министерства обороны РФ, относился к жилым домам, находившимся в федеральной собственности и закрепленным на праве оперативного управления за ФГУ «Псковская КЭЧ района». Ранее данное жилое помещения также было предоставлено другому военнослужащему по договору социального найма. В настоящее время жилой дом № *** по ул.Р. в г.Пскове передан ФГУ «Псковская КЭЧ района» в муниципальную собственность. В *** 2010 года ФГУ «Псковская КЭЧ района» с целью соблюдения прав военнослужащего обратилось в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова с ходатайством о заключении с истцом договора социального найма на спорное жилое помещение, однако Администрация г.Пскова отказала в заключении данного договора и требует освободить спорное жилое помещение, что нарушает жилищные права и законные интересы истца и членов его семьи. Истец Удалкин А.А., действующий также в интересах несовершеннолетних детей Удалкиной Д.А. и Удалкина А.А., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Истцы Удалкина С.В. и Удалкина В.А. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные исковые требования поддерживают. Представитель третьего лица на стороне истцов ФГУ «Псковская КЭЧ района» в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель третьего лица на стороне истца войсковой части 42689 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства по делу надлежащим образом, возражений на иск не представил. Представитель ответчика Администрации г.Пскова, представляющий также интересы соответчика Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные объяснения, в которых иск не признал, пояснив, что в настоящее время муниципальное образование город Псков является собственником спорного жилого помещения, следовательно Администрация г.Пскова вправе по своему усмотрению распоряжаться данным жильем и не обязана обеспечивать жилыми помещениями военнослужащих. Выслушав объяснения истца, военного прокурора Псковского гарнизона, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Из материалов дела судом установлено, что Удалкин А.А. ***.1994 года принят на военную службу по контракту и направлен в войсковую часть ***, приказом командира войсковой части *** № *** от ***.2008 года уволен досрочно в запас по состоянию здоровья с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения на условиях социального найма, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 15 лет (л.д.8, 9-10). На основании решения жилищной комиссии войсковой части *** от ***.2010 года (протокол № ***) истцу на состав семьи 5 человек было распределено освободившееся за выездом другого военнослужащего жилое помещение по адресу: г.Псков, ул.Р., д.*** кв.***, со снятием с очереди на получение жилья (л.д.11-12). Ранее вышеуказанное жилое помещение ФГУ «Псковская КЭЧ района» было предоставлено военнослужащему Курдяеву А.И. и членам его семьи на основании договора социального найма жилого помещения № *** от ***.2008 года (л.д.18-21). В настоящее время жилой дом № *** по ул.Р. в г.Пскове передан ФГУ «Псковская КЭЧ района» в муниципальную собственность г.Пскова. При разрешении настоящего спора суд исходит из следующих обстоятельств. Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт «г») Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в порядке обеспечения их жильем, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральной Закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих (военнослужащих в отставке), предусматривая механизм реализации ими права на жилище. В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998г. "О статусе военнослужащих" (в редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 01.12.2008 № 225-ФЗ) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст.19 Жилищного кодекса РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям. При разрешении настоящего спора суд учитывает, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение, которое не ограничивается вышеперечисленными нормами действующего законодательства условиями предоставления жилья военнослужащим только в качестве служебного. Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства. Доводы ответчика о том, что предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является правом, а не обязанностью администрации муниципального образования, основан на неправильном толковании указанной нормы материального права. Доводы о том, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение за счет средств федерального бюджета, также являются неправильными, поскольку решение вопроса о том, каким именно из предусмотренных законов способов должны быть улучшены жилищные условия военнослужащего, состоящего на соответствующем учете в войсковой части, относится к компетенции этой войсковой части. В данном случае такой вопрос решен войсковой частью *** в соответствии с требованиями п.5 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998г. "О статусе военнослужащих" путем предоставления Удалкину А.А. и членам его семьи квартиры № *** в доме № *** по ул.Р. г.Пскова, ранее занимаемой другим военнослужащим и освободившейся за его выездом на другое место жительства, на условиях договора социального найма. Как установлено судом из имеющихся в деле документов истец был уволен с военной службы с сохранением права на получение жилого помещения на условиях социального найма, в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.13 Федерального Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих – граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение, как ранее занимаемое военнослужащим и членами его семьи по договору социального найма, должно распределяться не в общем порядке, а исключительно военнослужащему либо по решению жилищной комиссии войсковой части – военнослужащему, уволенному в запас, и сохраняющему право на получение жилого помещения на условиях социального найма, следовательно отказ Администрации г.Пскова в заключении такого договора с истцом на спорное жилое помещение является незаконным. Принимая во внимание, что в соответствии с п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Удалкин А.А. как военнослужащий, уволенный в запас по состоянию здоровья, имеющий общую продолжительность военной службы более 15 лет и нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем, учитывая, что истец не возражает против предоставления ему спорной квартиры на условиях договора социального найма, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении на Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова обязанности заключить с истцом договор социального найма квартиры № *** в доме № *** по ул.Р. г.Пскова заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ Администрации г.Пскова в заключении договора социального найма с Удалкиным А.А. на жилое помещение – квартиру № *** дома № *** по улице Р. в городе Пскове. Обязать Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова заключить с Удалкиным А.А. договор социального найма на квартиру № *** дома № *** по улице Р. в городе Пскове с учетом членов его семьи - Удалкиной С.В. , *** года рождения, Удалкиной В.А. , *** года рождения, Удалкиной Д.А. , *** года рождения, и Удалкина А.А., *** года рождения. Решение в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено *** 2011 года. Судья М.И.Мальгина Решение в кассационном порядке не обжаловано. Вступило в законную силу.