Дело №2-2047/2011 ** *** 2011 г. г.Псков Псковский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Падучих С.А., при секретаре Варава В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Пскова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании действий Администрации города Пскова незаконными и обязании соблюдения требований закона, Прокурор г.Пскова, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании действий Администрации г.Пскова (далее - Администрации) незаконными и обязании соблюдения требований закона. В обоснование заявления указал, что постановлениями Администрации от 11.02.2011, 18.02.2011 и 02.03.2011 года было ограничено движение транспорта по ряду улиц г.Пскова в связи с подготовкой и проведением мероприятий Всероссийской Масленицы. Постановлением Администрации от 15.04.2011 года было ограничено движение в связи с проведением легкоатлетического пробега в память о Ледовом побоище. В тоже время действующим законодательством возможности ограничения движения для проведения подобных мероприятий не предусмотрено, то есть данные постановления являются незаконными. Кроме того, постановлениями 06.05.2011 года и 10.05.2011 года Администрация ограничивала движение по ул.Коммунальной и ул.Ижорского батальона г.Пскова в связи с их ремонтом. При этом согласно приказу Минтранса РФ №149 от 27.08.2009 о таком ограничении население должно информироваться за 30 суток, а Администрацией этот срок был нарушен. Указанными действиями были нарушены права неопределенного круга лиц на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры и свободу передвижения. В связи с изложенным просил признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в прекращении и (или) ограничении движения транспортных средств на территории г.Пскова по дорогам местного значения в связи с проведением праздничных и спортивных мероприятий, несвоевременном информировании населения о таком ограничении, а также просил обязать Администрацию неукоснительно соблюдать требования ст.14 ФЗ №196-ФЗ от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" при введении временного ограничения или прекращения движения автотранспорта. В судебном заседании представитель прокуратуры г.Пскова заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по изложенным мотивам. Представители заинтересованного лица – Администрации г.Пскова – с заявлением не согласились. Указали, что все решения по празднованию Всероссийской Масленицы принимались Администрацией Псковской области, а Администрация г.Пскова лишь выполняла возложенные на нее программой празднования обязанности. Возможность ограничения движения при проведении пробега предусмотрена решением Псковской Городской Думы №411 от 28.02.2007 года. Информировать население о проведении ремонтных работ на дорогах администрации своевременно не могла, так как сами получили извещение от ремонтной организации несвоевременно. В связи с этим просили в удовлетворении заявления отказать. Представитель заинтересованного лица – Администрации Псковской области – с заявлением также не согласился. Указал, что прокуратурой выбран ненадлежащий способ защиты права, так как оспариваемые обстоятельства выражены не в фактических действиях Администрации, а в виде принятия конкретных документов – постановлений. В связи с этим в данном случае можно оспаривать только данные постановления, а не "действия" вообще. Кроме того, указал, что так как в настоящее время ограничения движения уже давно отменены, то и права граждан оспариваемыми постановлениями уже не нарушаются, ввиду чего они в настоящее время предметом судебного рассмотрения служить не могут. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: 11 февраля 2011 года Администрация издала постановление №236 "О временном прекращении движения автотранспорта при проведении работ по подготовке мероприятий Всероссийской Масленицы". 18 февраля 2011 года Администрация издала постановление №236 "О временном прекращении движения автотранспорта при подготовке и проведении мероприятий Всероссийской Масленицы". 02 марта 2011 года Администрация издала постановление №284 "О временном прекращении движения автотранспорта при проведении мероприятий Всероссийской Масленицы". Данными постановлениями Администрация временно прекратила движение автотранспорта по ряду улиц г.Пскова в связи с подготовкой и проведением празднования "Всероссийской Масленицы" - народным праздником, как указано в распоряжении Администрации Псковской области №352-р от 21.12.2010 года. 15 апреля 2011 года Администрация г.Пскова издала постановление №607 "О проведении 24-ого традиционного легкоатлетического пробега в память о Ледовом побоище". Данным постановлением Администрация также временно прекратила движение автотранспорта по ряду улиц города в связи с проведением данного спортивного мероприятия. Порядок ограничения и прекращения движения транспортных средств в Российской Федерации регламентируется двумя федеральными законами: Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Согласно ст.14 ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции, действовавшей на момент издания вышеуказанных постановлений) временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения могло осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. При этом данная статья также предусматривала, что основания временного ограничения или прекращения движения устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Согласно ст.30 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ…" (в редакции, действовавшей на момент издания вышеуказанных постановлений) временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могли устанавливаться: 1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; 2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. При этом временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам должно было осуществляться в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Указанный порядок утвержден Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №149 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам". Согласно данному Порядку ограничение движения на дорогах местного значения вводится органами местного самоуправления и допускается: - при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; - в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий; - при опасных природных явлениях (лавина, оползень, камнепад, размывы автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений при разливах рек, землетрясения, карстовые явления и др.); - при аварийных ситуациях на дорогах (дорожно-транспортные происшествия, технологические аварии и др.); - при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, когда такие работы создают угрозу безопасности дорожного движения. Иных нормативных актов федерального уровня, а также законов и иных нормативных правовых актов Псковской области о безопасности дорожного движения, которые бы позволяли ограничивать или прекращать движение транспорта в иных случаях, на момент принятия вышеуказанных постановлений, не имелось. Таким образом, действовавшее законодательство возможности органам местного самоуправления ограничивать движение для проведения праздников и спортивных мероприятий не предоставляло. Доводы представителей Администрации о том, что ограничение движения при проведении народного праздника осуществлялось в соответствии с планом праздничных мероприятий, утвержденных Администрацией Псковской области, а при проведении забега в соответствии с решением Псковской Городской Думы №411 от 28.02.2007 года, суд не принимает, так как указанные документы к актам, на основании которых допустимо ограничение движения, не относятся. Также согласно п.9 Порядка при издании акта о введении ограничения уполномоченные органы обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничений или прекращения движения, информировать пользователей автомобильными дорогами путем установки знаков дополнительной информации, размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда. В тоже время временное ограничение движения транспорта по ул.Ижорского батальона в связи с ее ремонтом в период с 06.00 10.05.2011 года до 24.00 23.05.2011 года было введено постановлением Администрации г.Пскова №913 от 10.05.2011 года, то есть непосредственно в день начала ремонта, а временное прекращение движения транспорта по ул.Коммунальной в связи с ее ремонтом в период с 06.00 13.05.2011 года до 24.00 16.05.2011 года было введено постановлением Администрации г.Пскова №894 от 06.05.2011 года, то есть за 7 дней до начала ремонта. Этими же постановлениями предписывалось информировать население об изменении схемы движения транспорта. Таким образом, данные постановления были изданы с нарушением указанного требования Положения о заблаговременном информировании пользователей автомобильных дорог о вводимых ограничениях. В связи с изложенным суд находит, что при введении ограничения движения в указанных случаях Администрацией были допущены вышеуказанные нарушения требований федеральных законов "О безопасности дорожного движения", "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", а также "Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам" В тоже время, суд считает, что заявление прокуратуры г.Пскова не подлежит удовлетворению по следующим мотивам: Статьей второй ГПК РФ предусмотрено, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Статья третья ГПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Применительно к публичному производству эти положения конкретизированы в главе 25 ГПК РФ. Так, в силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно разъяснениям, приведенным в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Кроме того, главой 25 ГПК РФ установлены и конкретные последствия, которые должны наступить, если суд найдет заявление обоснованным. Так, исходя из ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, должен принять решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом, согласно разъяснениям приведенного Пленума Верховного Суда РФ, при удовлетворении заявления о признании незаконным действия (бездействия) суд должен возложить на орган или должностное лицо обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Таким образом, из совокупности приведенных норм закона следует, что в порядке гл.25 ГПК РФ в суд могут быть обжалованы только такие действия, которые не соответствуют закону и нарушают права заявителя на момент рассмотрения спора в суде, либо имеют такие последствия, которые могут быть приведены в соответствие с законом на основании судебного решения, путем обязания соответствующего органа устранить данные нарушения конкретными действиями. В тоже время оспариваемые прокуратурой г.Пскова действия по ограничению движения в настоящее время уже полностью прекратились и ничьих прав и свобод не нарушают. Более того, исходя из характера оспариваемых действий, каких-либо последствий, которые продолжают действовать и которые могут быть устранены путем обязания судом Администрации совершить конкретные действия, не имеется. Указанное прокуратурой требование "обязать Администрацию неукоснительно соблюдать требования ФЗ №196-ФЗ от 10.12.1995" конкретного характера не носит и к устранению допущенных нарушений не ведет. Суд не вправе обязывать какой-либо орган власти "соблюдать закон" в целом или на будущее, то есть безотносительно к устранению конкретных ранее допущенных нарушений закона, так как такое решение, с учетом требований Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", будет являться, по сути, невыполнимым. Кроме того, как указано выше, для производства в порядке гл.25 ГПК РФ имеются три разных основания, а именно: оспаривание решений, либо действий, либо бездействий. При этом, согласно разъяснениям вышеприведенного Пленума Верховного Суда РФ, к действиям органов местного самоуправления по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властные волеизъявления названных органов, которые не облечены в форму решений, но повлекли нарушения прав и свобод граждан и организаций или создали препятствия к их осуществлению. В тоже время все действия Администрации по ограничению движения в указанных прокуратурой случаях были обличены в форму конкретных постановлений Администрации и, по сути, именно в издании таких постановлений, и заключались. Таким образом, в данном случае, по смыслу закона, должны оспариваться именно указанные решения Администрации, изданные в форме постановлений, оспаривание "действий" по ограничению движения, без оспаривания принятых об этом решений недопустимо. На основании всего вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, В удовлетворении заявления прокурора города Пскова – отказать. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ** *** 2011 года. Судья С.А. Падучих Решение не обжаловалось. Вступило в законную силу.