Дело № 2-3049/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации **.**. 2011 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Семёновой Т.А., при секретаре Ивановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пскова в интересах Петровой С.К. к Администрации г. Пскова о признании Постановления Администрации г. Пскова в части отказа постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, незаконным и постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, У С Т А Н О В И Л : Прокурор, действующий в интересах Петровой С.К., обратился в суд с иском к Администрации г. Пскова о признании незаконным Постановления Администрации г. Пскова от 08 июня 2011 года № *** в части отказа Петровой С.К. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование иска указано, что Петрова С.К. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы. Петрова С.К. имела в собственности однокомнатную квартиру по адресу: г. Псков, ул. К., д. № ***, кв. № ***. В силу возраста и состояния здоровья Петровой С.К. и ее внучкой Лебедевой Е.П. было принято решение о продаже принадлежащих им квартир с приобретением одного жилого помещения большей площади для совместного проживания. 06 ноября 2009 года был заключен договор купли-продажи принадлежащей Петровой С.К. квартиры, денежные средства, полученные от продажи, были переданы Лебедевой Е.П. в агентство недвижимости в качестве аванса за четырехкомнатную квартиру, однако сделка купли-продажи не состоялась, денежные средства агентством недвижимости не возвращены. В настоящее время Петрова С.К. не имеет в собственности жилых помещений, однако Постановлением Администрации г. Пскова от 08 июня 2011 года в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях ей отказано. Прокурор считает данный отказ незаконным и просит признать Постановление Администрации г. Пскова от 08 июня 2011 года № *** в части отказа Петровой С.К. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, незаконным и обязать Администрацию г. Пскова поставить Петрову С.К. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В судебном заседании прокурор Гончарова Т.Г. требования и доводы в их обоснование поддержала, пояснив, что действия истца по продаже принадлежавшей ей однокомнатной квартиры не могут быть расценены как намеренное ухудшение жилищных условий, так как Петрова С.К. была намерена приобрести другое жилое помещение, однако в результате действий О.Л. не смогла этого сделать. Истица Петрова С.К. требования и доводы в их обоснование также поддержала, пояснив, что в настоящее время она не имеет жилого помещения для проживания, временно проживает в ГУСО «Псковский специальный дом для одиноких престарелых». Третье лицо Лебедева Е.П. исковые требования поддержала и пояснила, что истица приходится ей бабушкой, деньги, полученные от продажи квартиры Петровой С.К., она отдала О.Л. в качестве аванса за четырехкомнатную квартиру, в которой они намеревались проживать совместно с бабушкой, однако сделка купли-продажи не состоялась, полученные деньги О.Л. не вернула. Представитель ответчика – Администрации г. Пскова и третьего лица – Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова Семёнов А.Ю. исковые требования не признал, пояснив, что Петровой С.К. на праве собственности принадлежала однокомнатная квартира, которую она продала. В настоящее время Петрова С.К. не имеет в собственности жилого помещения, поэтому отчуждение принадлежавшего ей жилья является действиями по ухудшению жилищных условий. Выслушав прокурора, стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, материалы уголовного дела № ***, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 года) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях содержится в ст. 51 ЖК РФ. Из материалов дела усматривается, что Петрова С.К. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии № *** (л.д. 12), инвалидом II группы (л.д. 11). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Судом установлено, что Петровой С.К. на праве собственности принадлежала однокомнатная квартира по адресу: г. Псков, ул. К., д. № ***, кв. № ***. В силу преклонного возраста (1925 г.р. – 86 лет) и состояния здоровья истицей вместе с внучкой Лебедевой Е.П. было принято решение о продаже принадлежавших им квартир для последующего приобретения одной квартиры большей площади. 06 ноября 2009 года Петрова С.К. выдала доверенность своей внучке Петровой (после заключения брака – Лебедевой) Е.П. на продажу принадлежавшей ей квартиры № *** в доме № *** по ул. К. в г. Пскове (л.д. 19). 06 ноября 2009 года между Петровой Е.П. и Б.Г был заключен договор купли-продажи указанной выше квартиры (л.д. 20). Договор купли-продажи и переход права собственности зарегистрированы в Управлении Росреестра по Псковской области. Из материалов уголовного дела № *** следует, что после продажи принадлежавшей истице квартиры между О.Л. и Лебедевой Е.П. был заключен договор об оказании услуг по приобретению квартиры по адресу: г. Псков, ул. З., д. № ***, кв. № ***. При этом Лебедева Е.П. передала О.Л. денежные средства в размере 1550000 рублей в качестве аванса за указанную квартиру. Однако свои обязательства перед Лебедевой Е.П. по приобретению данной квартиры О.Л. не выполнила, вверенные ей денежные средства не вернула, а обратила в свою собственность и распорядилась ими по своему усмотрению. По данному факту в отношении О.Л. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ. Как усматривается из материалов дела 03 мая 2011 года Петрова С.К. обратилась с заявлением в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях реализации меры социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета (л.д. 13). Постановлением Администрации г. Пскова от 08 июня 2011 года № *** «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Петровой С.К. отказано в постановке на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (л.д. 17-18). Доводы представителя ответчика и третьего лица Семёнова А.Ю. о том, что, продав принадлежащую ей квартиру, Петрова С.К. фактически ухудшила свои жилищные условия, а потому может быть признана нуждающейся не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям. В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года № 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, в ст. 53 Жилищный кодекс РФ устанавливает определенные последствия за неправомерные действия граждан с целью предоставления им жилой площади, а именно в том случае, если гражданин намеренно, то есть осознанно, ухудшил свои жилищные условия с целью предоставления ему другого жилого помещения. Такое ухудшение может выражаться в различных формах, но главное и основное требование состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий - постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении должна быть установлена прямая причинно-следственная связь. С учетом изложенного, суд полагает, что Петровой С.К. никаких намеренных, умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения ее жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем, не совершались. Отчуждение принадлежавшей ей квартиры не может являться намеренным ухудшением жилищных условий, так как квартира Петровой С.К. была продана не с целью последующей постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, а для приобретения жилого помещения большей площади для совместного проживания с внучкой. Однако в результате противоправных действий О.Л. истица не смогла приобрести другое жилье по независящим от нее причинам. При указанных обстоятельствах, применение ст. 53 ЖК РФ о намеренном ухудшении жилищных условий недопустимо, поскольку эта норма распространяется только на граждан, ухудшивших свои жилищные условия с намерением постановки на учет. Отказ ответчика в признании Петровой С.К. нуждающейся в получении жилого помещения, нарушает права истца на получение жилья, установленного ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Кроме этого, в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Однако в нарушение указанной нормы представителем ответчика не представлено доказательств, подтверждающих, что Петровой С.К. были совершенны умышленные действия по ухудшению своих жилищных условий с целью последующей постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Также суд принимает во внимание, что Петрова С.К., являясь ветераном Великой Отечественной войны, относится к числу лиц, которых в силу их статуса государство определило в качестве нуждающихся в особых мерах социальной защиты и поддержки. В преамбуле ФЗ «О ветеранах» указывается, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Согласно сообщению Управления Росреестра по Псковской области и справке ГП ПО «БТИ» Петрова С.К. в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 26, 27), временно проживает в социальном учреждении. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме, в связи с чем Постановление Администрации г. Пскова от 08 июня 2011 года № *** в части отказа Петровой С.К. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, судом признано незаконным, а поэтому Администрация г. Пскова обязана поставить Петрову С.К. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш ИЛ : Признать незаконным Постановление Администрации г. Пскова от 08 июня 2011 года № *** в части отказа Петровой С.К. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Обязать Администрацию г. Пскова поставить Петрову С.К. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Псковский городской суд. Мотивированное решение изготовлено **.**. 2011 года. Судья Т.А. Семёнова Решение в кассационном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.