Решение по заявлению гражданина об оспаривании действий должностных лиц Администрации Псковской области об отказе в предоставлении информации



Дело № 2-1218/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Псков ** ********* 2011 года

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Зайцевой Е.К.,

при секретаре Ильиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Криволапова А.Н. о признании незаконным решения Администрации Псковской области об отказе в предоставлении информации,

У С Т А Н О В И Л:

Криволапов А.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Псковской области об отказе в предоставлении ему информации о деятельности государственного органа.

В обоснование заявленных требований указано, что 04 января 2011 года Криволапов А.Н. обратился к заместителю Губернатора Псковской области -Руководителю аппарата Администрации Псковской области с запросом о предоставлении информации о деятельности государственного органа.

В своем запросе заявитель просил предоставить: копию распоряжения о назначении Сорокина С.Н. советником заместителя Губернатора Федорова С.П., копию распоряжения о переводе Сорокина С.Н. на ведущую должность государственной гражданской службы области категории «руководители» заместителя председателя Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию (по должностному регламенту - координирование в сфере лесопользования), а также копию распоряжения о внесении в реестр должностей государственной гражданской службы области должности советника заместителя Губернатора области Федорова С.П., с которой Сорокин С.Н. был переведен на ведущую должность государственной гражданской службы категории «руководители» заместителя председателя Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию.

Письмом от 21.02.2011г. ему было отказано в предоставлении информации.

Полагает, что указанный отказ нарушает его права, предусмотренные Конституцией РФ, в частности её статьей 29 о праве каждого на свободный поиск и получение информации любым законным способом.

Кроме того, указанный отказ противоречит положениям статей 4, 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», об открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, о недопустимости ограничения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, и об обязанности указанных органов обеспечивать доступ к информации о своей деятельности.

Поскольку перечень оснований, по которым информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может не предоставляться соответствующим органом, определен исчерпывающим образом в ст. 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», отказ в предоставлении указанной информации по другим основаниям является незаконным, просил суд признать оспариваемое решение незаконным и обязать Администрацию Псковской области предоставить ему запрашиваемую информацию.

** ********* 2011 года заявитель Криволапов А.Н. в судебном заседании уточнил ранее заявленные требования и просил суд обязать Администрацию Псковской области предоставить ему следующие документы: копию акта, на основании которого Сорокин С.Н. назначен советником заместителя Губернатора, копию акта, на основании которого Сорокин С.Н. назначен на ведущую должность государственной гражданской службы области категории «руководители» заместителя председателя Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию (по должностному регламенту - координирование в сфере лесопользования.), а также копию акта о внесении в реестр должностей государственной гражданской службы области должности советника заместителя Губернатора области, с которой Сорокин С.Н. был переведен на ведущую должность государственной гражданской службы категории «руководители» заместителя председателя Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию.

Заявитель Криволапов А.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме и дополнительно пояснил, что запрашиваемая информация необходима ему в связи с тем, что он имел намерение участвовать в конкурсе на должность заместителя председателя Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию. Полагает, что назначение Сорокина С.Н. на указанную должность было произведено с существенным нарушением процедуры назначения, а именно без проведения конкурса, который не объявлялся. Вместе с тем, цель запроса указанной информации он в тексте запроса не изложил, поскольку в силу закона не обязан обосновывать свое обращение. Указанную информацию он пытался найти на официальном сайте, но там она не была размещена. Полагает, что указанная информация не относится к персональным данным конкретного государственного служащего, а является информацией о деятельности государственного органа.

В связи с изложенным просит признать отказ Администрации Псковской области в предоставлении информации незаконным и обязать Администрацию Псковской области предоставить запрошенную им информацию.

Представитель Администрации Псковской области Цибулькина Л.М. требования заявителя не признала и пояснила суду, что наиболее полный перечень информации, которая относится к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и которая подлежит размещению в сети Интернет определен ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". При этом сведения об актах о назначении конкретного лица на конкретную должность государственной гражданской службы не включены в указанный перечень и следовательно не относятся к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Кроме того, в соответствии со ст.20 того же закона информация государственным органом не предоставляется при получении запроса непосредственно не связанного с защитой прав направившего запрос пользователя информации. Поскольку Криволапов А.Н. не указал в своем запросе о каких-либо нарушениях его прав изданием указанных актов, то ему не была предоставлена требуемая информация.

Также, запрашиваемые Криволаповым А.Н. копии актов о назначении Сорокина С.Н. на должности государственной гражданской службы содержат персональные данные и не могут быть предоставлены заявителю без согласия государственного служащего.

Распоряжение о назначении Сорокина С.Н. на должность заместителя председателя Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию не может быть предоставлено заявителю Администрацией Псковской области ввиду того, что указанный акт Администрацией не издавался. Полномочиями по изданию указанного акта обладает председатель вышеуказанного комитета.

Реестр должностей государственной гражданской службы области утвержден Законом области от 08.04.2005г. № 435-03 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Псковской области» и является общедоступным документом.

С учетом произошедших переименований государственных должностей Псковской области, в части 2 приложения к Закону области № 435-03 должность советника заместителя Губернатора области включена в реестр под реестровым номером 212305.

Данная информация была доведена до сведения Криволапова А.Н. письмом Государственного комитета по управлению государственной службой и наградам от 29.12.2010г., а также содержалась в ответе заместителя Губернатора области - Руководителя Аппарата Администрации области от 21.02.2011г. на запрос Криволапова А.Н.

Кроме того, пояснила, что сведения, запрашиваемые заявителем о внесении в реестр должностей государственной гражданской службы области должности советника заместителя губернатора области Федорова С.П. с которой Сорокин С.Н. был переведен на должность заместителя председателя Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию, не могли быть ему предоставлены в связи с тем, что Реестр утверждается Законом и не может содержать фамилии каких-либо конкретных лиц, назначаемых на должности, включенные в указанный реестр. Та информация, которую заявитель просит обязать Администрацию Псковской области ему предоставить в уточненном заявлении, ранее им у Администрации не запрашивалась.

На основании изложенного просила отказать Криволапову А.Н. в удовлетворении заявленных им требований.

Заслушав заявителя Криволапова А.Н. и представителя заинтересованного лица Цибулькину Л.М., исследовав материалы дела, суд находит требования, заявленные Криволаповым А.Н., удовлетворению неподлежащими по следующим основаниям.

Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соотвествии со ст. 8 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Судом установлено, что 04 января 2011 года Криволапов А.Н. обратился к заместителю Губернатора Псковской области - Руководителю аппарата Администрации Псковской области с запросом о предоставлении информации о деятельности государственного органа, в котором просил предоставить: копию распоряжения о назначении Сорокина С.Н. советником заместителя Губернатора Федорова С.П., копию распоряжения о переводе Сорокина С.Н. на ведущую должность государственной гражданской службы области категории «руководители» заместителя председателя Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию, а также копию распоряжения о внесении в реестр должностей государственной гражданской службы области должности советника заместителя Губернатора области Федорова С.П. (л.д.8).

Письмом заместителя Губернатора области – Руководителя Аппарата Администрации области от 21.02.2011г. Криволапову А.Н. было отказано в предоставлении информации, истребуемой в п.п.1,2 запроса по тем основаниям, что запрос не содержит сведения о нарушении прав заявителя изданием указанных актов, кроме того данные акты не относятся к документам государственных органов, подлежащих обнародованию (опубликованию). На п.3 запроса сообщено, что должность советника заместителя Губернатора области включена в реестр должностей государственной гражданской службы Псковской области Законом области от 08.04.2005 № 435-03 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Псковской области» под реестровым номером 212305 (л.д. 9).

Действительно, в силу положений ст.8 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. При этом доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну) не может быть ограничен.

При этом, согласно п.9 ст. 9 того же закона, устанавливающей ограничения доступа к информации, порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Основания и порядок доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 09.02.2009г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Статья 1 указанного Закона определяет в качестве информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления информацию (в том числе документированную), созданную в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившую в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Согласно ст. 8 данного закона пользователь информацией имеет право, в частности, получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен; обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации.

Вместе с тем, в силу п.5 ст.2 этого же Закона на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления действие данного закона не распространяется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О персональных данных" от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ и Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188 под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Пунктом 10 статьи 3 указанного Закона установлено, что конфиденциальность персональных данных - это обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных (статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ).

В соотвествии со ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. В частности согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется в случае осуществления обработки персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности (п.7 ч.2 ст. 6 ФЗ от 27.07.2006г. N 152-ФЗ).

Кроме того, согласно п.6 ч.1 ст. 42 Федерального закона от 27.07.2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Условия передачи персональных данных гражданского служащего третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, статья 13 Федерального закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», содержащая наиболее полный перечень информации о деятельности государственных органов, подлежащих обнародованию (размещению в сети Интернет), относит к указанной информации сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них) (ст. 13 ч.1 п.1 п/п «д» Федерального закон от 09.02.2009г. N 8-ФЗ).

Таким образом, исходя из анализа всех вышеизложенных правовых норм, суд полагает, что поскольку занимаемая Сорокиным С.Н. должность советника заместителя Губернатора области не относится к должности руководителя государственного органа, либо его структурного подразделения, а требуемая заявителем в запросе копия распоряжения (акта) о назначении Сорокина С.Н. на указанную должность содержит персональные данные о конкретном физическом лице, то в предоставлении копии указанного документа заявителю было отказано обоснованно.

Согласно п.3 ч.1 и ч.3 ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос. Кроме того, государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет.

В соотвествии с п.5.2 Положения о Государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 13.07.2009г. N 250 первый заместитель и заместители председателя Государственного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Государственного комитета.

Кроме того, представитель заинтересованного лица пояснила, что акт о переводе Сорокина С.Н. на должность заместителя председателя вышеуказанного Государственного комитета Администрацией области не издавался.

Таким образом, поскольку издание требуемого заявителем акта о переводе (назначении) Сорокина С.Н. на должность заместителя председателя Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды не относится к деятельности Администрации Псковской области, обязанности по предоставлению заявителю указанного акта у Администрации Псковской области не имеется.

Также в силу положений ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации подлежат опубликованию

Учитывая, что на требование запроса Криволапова А.Н. о предоставлении ему копии распоряжения о внесении в реестр должностей государственной гражданской службы области должности советника заместителя Губернатора области Федорова С.П. Администрацией Псковской области сообщено заявителю, что должность советника заместителя Губернатора области включена в реестр должностей государственной гражданской службы Псковской области под реестровым номером 212305 Законом области от 08.04.2005 № 435-03 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Псковской области», подлежащим обязательному опубликованию (л.д. 9), суд полагает, что указанный ответ является надлежащим и не противоречит закону.

С учетом вышеизложенного суд полагает, что требования заявленные Криволаповым А.Н. являются необоснованными, и оснований для их удовлетворения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 197-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Криволапова А.Н. о признании незаконным решения Администрации Псковской области об отказе в предоставлении информации отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Псковский городской суд.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ** ********* 2011 года.

Председательствующий Е.К. Зайцева

Решение обжаловалось в кассационном порядке.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам оставлено без изменения.

Вступило в законную силу.