Дело №2-2072/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *** 2011 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Емельяновой Л.В., при секретаре Клименко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Четверикова В.С. к Военному комиссариату Псковской области о назначении ежемесячной компенсации в возмещение вреда, взыскании недополученных денежных сумм, УСТАНОВИЛ: Четвериков В.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Псковской области об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 6191 руб. 93 коп. с 19 июля 2010 года (с даты установления инвалидности 2 группы и в связи с установлением ему инвалидности по причине воздействия радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска), обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 1 января 2011 года в размере 6594 руб. 41 коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке, взыскать задолженность по указанной компенсации, образовавшейся за период с 19 июля 2010 года по июнь 2011 года, взыскании с ответчика разницы между единовременными компенсациями за вред здоровью, 3 и 2 группы инвалидности, в связи с усилением группы инвалидности в сумме 4205 рубл. 11 коп. В обоснование заявленных требований истец указал, что является ветераном подразделений особого риска, инвалидом 2 группы, получившим заболевание в связи с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска, однако ответчик отказывает в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. В судебном заседании Четвериков В.С. исковые требования поддержал в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Псковской области Кузавка И.В. иск не признала. В обоснование указала, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2131-1 на граждан из подразделений особого риска распространено действие отдельных норм Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 15 статьи 14 указанного закона предусмотрено возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 21 августа 2001 года № 607 утвердило Порядок выплаты этой компенсации, в котором определена в строгом соответствии с Законом конкретная категория граждан, имеющих на неё право, к которым ветераны подразделений особого риска не отнесены. Кроме того, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что документами, представляемыми для выплаты денежной компенсации, являются копия специального удостоверения инвалида и копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Специальное удостоверение инвалида истец представить не может, так как ветеранам подразделений особого риска они не выдаются. Таким образом, действие пункта 15 статьи 14 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не распространено на граждан из числа ветеранов подразделений особого риска. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Из материалов дела следует, что 13 декабря 1993 года истцу выдано удостоверение № *** о праве на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п/п "в" п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1 (л.д. 12). Решением экспертного совета Федерального государственного учреждения здравоохранения «В.» №*** от 28 июня 2010 года установлено, что инвалидность Четверикова В.С. связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска (л.д. 14). Согласно справке МСЭ-2006 №*** от 04 октября 2010 года истцу с 19 июля 2010 года установлена 2 группа инвалидности бессрочно, заболевание получено при исполнении обязанности воинской службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска (л.д. 13). В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространено на непосредственных участников ликвидации радиационных аварий. Пунктом 2 указанного Постановления Верховного Совета РФ, в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, предусматривалось, что лицам, ставшим инвалидами, указанным в п. 1 настоящего Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14, частями 1 - 3, 7 статьи 24, статьей 29, частью 1 статьи 31 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, гражданам, перенесшим или получившим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью, путем выплаты ежемесячной денежной компенсации. В соответствии с пунктом 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 07 октября 2005 года N 385-О положения п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в редакции ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении на основании ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 186-О положения п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 в редакции ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и, соответственно, положения самой этой статьи не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 (п. 1 резолютивной части). Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2010 года N 296-О-П "По жалобе гражданина Бучнева Геннадия Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", на основании ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, признанными инвалидами после 1 января 2005 года, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-Г. Следовательно, все граждане из подразделений особого риска, которые до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" от 27 декабря 1991 года N 2123-1 подверглись радиационному воздействию в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска и впоследствии были признаны инвалидами вследствие радиационного воздействия, в равной мере обладают правом на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей на момент признания его инвалидом, в том числе на получение ежемесячной денежной компенсации. Это вытекает из обязанности государства по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, который относится к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, а также из конституционного принципа равенства, который предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец официально признан ветераном подразделений особого риска, ущерб его здоровью причинен пребыванием в зоне радиационного излучения, которое было обусловлено выполнением служебных обязанностей, в связи с чем истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, соответственно отказ Военного комиссариата Псковской области в назначении и выплате данного вида компенсации является незаконным и необоснованным. Кроме того, суд считает, что выплата ежемесячной денежной компенсации должна быть назначена истцу с момента установления инвалидности, то есть с 19 июля 2010 года, а не с даты его обращения в Военный комиссариат Псковской области с заявлением о назначении выплаты, при этом суд исходит их следующего. К правоотношениям, возникшим в связи с возмещением вреда здоровью лицам из подразделений особого риска, применяются нормы Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающего, в том числе, выплату компенсаций в возмещение вреда здоровью в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 вышеназванного Закона. До внесения изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Законом N 5-ФЗ от 12.02.2001 года размер возмещения вреда определялся в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. В настоящее время вопросы возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, регулирует Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 года № 125-ФЗ. Тот факт, что правоотношения по поводу возмещения вреда, причиненного в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", подтверждается вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 17 июля 2001 года по заявлению Коваленко Николая Александровича о признании незаконными абзаца 1 пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ N 6 "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 2 июня 2000 г. N 43 с изменениями, внесенными Постановлением от 18 мая 2001 г. N 42. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются за весь период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты профессиональной трудоспособности. В силу статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" днем обращения за возмещением вреда считается день подачи заявления. Таким образом, анализ законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, позволяет сделать вывод о том, что выплаты сумм в возмещение вреда здоровью лицам, на которых распространяется действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" в части возмещения вреда здоровью, должны производиться с момента подачи ими заявления со всеми необходимыми документами, но за весь период с момента назначения инвалидности, поскольку при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба государство обязано гарантировать стабильность, которая в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства. Таким образом, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью Четверикову В.С., подлежит назначению и выплате с даты установления инвалидности и связи ее возникновения с действиями в подразделениях особого риска – то есть с 19 июля 2010 года. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утверждено, что исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», постановлено осуществить с 1 января 2010 года индексацию компенсаций и выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,1, размер ежемесячной денежной компенсации определен в сумме 6191 руб. 93 коп. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 № 1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежемесячная денежная компенсация установлена в сумме 6594 руб. 41 коп.. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Военный комиссариат Псковской области обязан с 19 июля 2010 года выплачивать Четверикову В.С. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере, установленном для инвалидов 2 группы 6191 руб. 93 коп., с 01.01.2011 года в размере 6594 руб. 41 коп. С учетом того, что ответчик отказал Четверикову В.С. в выплате ежемесячной денежной компенсации, то с Военного комиссариата Псковской области подлежит взысканию в пользу истца сумма задолженности за период с 19 июля 2010 года по июнь 2011 года в размере 75892 руб. 44 коп. Также суд считает обоснованными требования истца о взыскании с ответчика разницы между единовременными компенсациями за вред здоровью между 3 и 2 группами инвалидности за 2011 год, в связи с усилением группы инвалидности, в размере 4205 руб. 11 коп. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определен размер единовременной компенсации за вред здоровью для инвалидов 2 группы в размере 14717 руб. 94 коп. и для инвалидов 3 группы в размере 10512 руб. 83 коп. Соответственно, в связи с установлением истцу 2 группы инвалидности, истец имеет право на получение единовременной компенсации за вред здоровью для инвалидов 2 группы в размере 14717 руб. 94 коп. Представленный в суд ответчиком расчет на выплату Четверикову В.С. единовременной компенсации свидетельствует о том, что истцу произведен перерасчет суммы единовременной компенсации в размере 3948 руб. 46 коп. за 2010 год, за 2011 год перерасчет суммы единовременной компенсации не производился. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 338 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Четверикова В.С. к Военному комиссариату Псковской области о назначении ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученных денежных сумм, удовлетворить. Обязать Военный комиссариат Псковской области выплачивать Четверикову В.С. с 19 июля 2010 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 6191 руб. 93 коп., начиная с 01.01.2011 года в размере 6594 руб. 41 коп. с последующей ее индексацией в установленном законом порядке. Обязать Военный комиссариат Псковской области выплатить единовременно Четверикову В.С. задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, образовавшуюся за период с 19 июля 2010 года по 30 июня 2011 года в размере 75892 руб. 44 коп.. Обязать Военный комиссариат Псковской области выплатить Четверикову В.С. разницу в выплате единовременной компенсации за вред здоровью за 2011 год в связи с усилением группы инвалидности в размере 4 205 руб. 11 коп. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено *** 2011 года. Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова Решение обжаловано в кассационном порядке. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения.