Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации **.**. 2011 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Семёновой Т.А., при секретаре Ивановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пскова, действующего в интересах Станововой А.В., к Администрации города Пскова о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Пскова, действующий в интересах Станововой А.В., обратился в суд с иском к Администрации г. Пскова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указано, что Становова А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Администрации г. Пскова от 03.09.1997 года № *** за ней закреплена квартира № *** в доме № *** пос. С. в г. Пскове. Согласно информации ОГПН по г. Пскову от 08.10.2001 года указанное жилое помещение уничтожено в результате пожара. Распоряжением Администрации г. Пскова от 02.11.2001 года № *** Становова А.В. была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении в общем порядке. Прокурор г. Пскова полагает, что постановка истца в общегородскую очередь на предоставление жилья нарушает ее жилищные права. Поэтому прокурор г. Пскова просит суд обязать Администрацию г. Пскова предоставить Станововой А.В. жилое помещение, общей площадью, не менее 17 кв.м. во внеочередном порядке по договору социального найма. Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ТУ г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, Администрация Псковской области. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Пскова Измайлов А.С. требования и доводы в их обоснование поддержал. Истец Становова А.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчика – Администрации г. Пскова и третьего лица – Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова Хмелев С.Н. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что Становова А.В. не имеет право на обеспечением жилым помещением во внеочередном порядке, так как не обратилась в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением до достижения 23-летнего возраста. Распоряжением Администрации г. Пскова Становова А.В. была постановлена на учет нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях. Данный нормативно-правовой акт не оспорен в установленном законе порядке. Полагает, что в настоящее время обязанность по обеспечению Станововой А.В. жильем лежит на Администрации Псковской области. Представитель третьего лица – отдела семьи, опеки и попечительства ТУ г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Андреева Н.Б. исковые требования считает обоснованными, пояснив, что с учетом того, что право на обеспечение Станововой А.В. жильем не было своевременно реализовано, то данная обязанность лежит на Администрации г. Пскова. Также полагает, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 17 кв.м. Представитель третьего лица – Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б. исковые требования поддержала, считает, что требования к Администрации г. Пскова заявлены обосновано. Полагает, что Станововой А.В. должно быть предоставлено жилое помещение в виде отдельной квартиры. Представитель третьего лица – Администрации Псковской области Середкина Т.В. с исковыми требованиями согласилась, полагает, что Станововой А.В. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 17 кв.м. Выслушав мнения сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст. 8 названного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В судебном заседании установлено, что решением Псковского городского суда от 20.05.1997 года одинокая мать Станововой А.В. – С.Г. была лишена родительских прав в отношении дочери, девочка была передана органам опеки и попечительства. Таким образом, в 1997 году Становова А.В. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данный факт, также как и нуждаемость истца в обеспечении жильем, подтверждается материалами дела, и никем из заинтересованных лиц не оспаривается. Распоряжением Администрации г. Пскова от 03.09.1997 года № *** Становова А.В. была направлена в детское госучреждение (л.д. 18). При этом за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Псков, д. С., д. № ***, кв. № ***. Согласно справке ОГПС ГПС УВД Псковской области от 08.10.2001 года дом № *** в дер. С. в г. Пскове уничтожен в результате пожара (л.д. 14). Таким образом, до достижения совершеннолетнего возраста, истец не имела закрепленного за ней жилого помещения. В связи с данным обстоятельством 10.10.2001 года администрация МУ «Общеобразовательная школа-интернат» направила в Комитет по жилищным вопросам Администрации г. Пскова ходатайство о постановке Становову А.В. на учет для получения жилой площади (л.д. 16). Распоряжением Администрации г. Пскова от 02.11.2001 года № *** Становова А.В. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с присвоением учетного номера № 3580. После перерегистрации очереди в 2010 года учетный номер истца – № 2306 (л.д. 8). В силу пп. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Положениями ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусмотрено, что вышеуказанные категории граждан обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Поскольку Становова А.В. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, не имела закрепленного за ней жилья, следовательно, после окончания обучения в учреждении профессионального образования должна была быть обеспечена Администрацией г. Пскова жилым помещением вне очереди не ниже установленных социальных норм, в связи с чем ее постановку на учет нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях суд считает неправомерным. Довод представителя ответчика – Администрации г. Пскова Хмелева С.Н. о том, что обязанность по обеспечению Станововой А.В. жилым помещением лежит на Администрации Псковской области в порядке, установленным Постановлением Администрации Псковской области от 28.02.2005 года № 69, является несостоятельным по следующим основаниям. Согласно Положению «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 28.02.2005 года № 69, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обращаются с заявлением об обеспечении жилым помещением в орган опеки и попечительства по месту их выявления и первичного устройства. Орган опеки и попечительства направляет заявление и все необходимые документы в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, которое в свою очередь направляет их на рассмотрение жилищной комиссии. На основании решения жилищной комиссии об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области формирует и направляет в Государственное финансовое управление Псковской области заявку на выделение средств областного бюджета. Принимая во внимание те обстоятельства, что Становова А.В. в орган опеки и попечительства с заявлением об обеспечении жильем не обращалась, ее документы в Главном государственном управлении социальной защиты населения Псковской области не рассматривались, суд приходит к выводу, что у Администрации Псковской области не возникла обязанность по обеспечению жильем истца. В то же время Становова А.В. была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении Администрацией г. Пскова, в связи с чем указанная выше обязанность лежит на органе местного самоуправления. Утверждения представителя ответчика о том, что истица не имеет право на обеспечением жилым помещением во внеочередном порядке, так как не обратилась в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением до достижения 23-летнего возраста несостоятелен в связи со следующим. Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных в п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется. Контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц должен осуществляться органами опеки и попечительства, реализующими в силу ст. 123 СК РФ защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Материалами дела установлено, что о праве Станововой А.В. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках ФЗ №159-ФЗ, было заявлено Отделом опеки и попечительства в марте 2005 года в связи с обращением в комитет по жилищным вопроса Администрации г. Пскова, но до настоящего времени истица жилым помещением по договору социального найма не обеспечена. Довод представителя ответчика – Администрации г. Пскова Хмелева С.Н. о том, что Становова А.В. в настоящее обеспечена жильем, не могут быть приняты судом во внимание. В судебном заседании установлено, что Становова А.В. проживает в комнате № ***, жилой площадью 10,6 кв.м. в доме № *** по ул. И. в г. Пскове. Указанное жилое помещение предоставлено ей по договору краткосрочного найма № *** от 31.08.2010 года. При этом, как пояснила истец, расходы по аренде данного жилья она несет самостоятельно. Таким образом, комната № *** в доме № *** по ул. И. предоставлена истцу во временное пользование до обеспечения ее постоянным жильем. В силу ч. 1 ст. 6 Закона Псковской области от 11.01.2005 № 411-оз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или имевшие закрепленное жилое помещение, которое утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, либо признано непригодным для проживания в результате стихийного бедствия, в том числе пожара, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту их выявления и первичного устройства на территории области вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм. На основании ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Пунктом 1.2. Постановления Псковской городской Думы от 08.07.2005 года № 447 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» определена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 17 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Оценив фактические обстоятельства дела, пояснения сторон и третьих лиц, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению Станововой А.В. жилым помещением общей площадью не менее 17 кв.м. на территории г. Пскова по договору социального найма должна быть возложена на Администрацию г. Пскова, следовательно, исковые требования прокурора г. Пскова являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию города Пскова предоставить вне очереди Станововой А.В. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17 кв.м. на территории города Пскова по договору социального найма на состав семьи один человек. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Псковский городской суд. Мотивированное решение составлено **.**. 2011 года. Судья Т.А. Семёнова Решение в кассационном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.