решение по иску о признании права на получении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета



Дело № 2-2197/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

** *** 2011 года г. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Тесёлкиной С.М.

при секретаре Хатулевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой З.А. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании отказа Комиссии при Администрации Псковской области в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений от 04 февраля 2011г. незаконным и обязании ГГУ соцзащиты населения Псковской области выдать свидетельство о предоставлении субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Смирнова З.А. обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании отказа Комиссии при Администрации Псковской области в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений от 04 февраля 2011г. незаконным и обязании ГГУ соцзащиты населения Псковской области выдать свидетельство о предоставлении субсидии.

В обоснование иска указано, что Смирнова З.А. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны. В настоящее время она проживает в дер.Ж., Великолукского района в доме, принадлежащем на праве собственности её дочери – В.С.

Постановлением Администрации Великолукского района № ** от 27 августа 2010 года она была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 1 человек и включена в списки претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в 2010г.

Решением жилищной комиссии от 13 января 2011г. она была снята с учета нуждающихся, поскольку было установлено, что она обеспечена жилой площадью в дер.Ж., Великолукского района, где проживала совместно с зятем и дочерью в качестве члена семьи последней в доме общей площадью 48,7 кв.м. 31 января 2011г. по представлению прокуратуры Великолукского района данное решение было отменено.

Несмотря на указанные обстоятельства, в последующем в выдаче субсидии истице было отказано Комиссией при Администрации области по аналогичному основанию, т.е. поскольку Комиссия пришла к выводу об обеспеченности истицы жильем в дер.Ж., Великолукского района.

Однако фактически Смирнова З.А. не является членом семьи собственника, имеет самостоятельный доход и бюджет, ведет отдельное хозяйство. Сам по себе переезд истицы к дочери из дер.К., Великолукского района в 1998г. носит временный и вынужденный характер, т.к. в силу возраста она не могла содержать дом довоенной постройки ( до 1941г.), в котором отсутствовали газ, вода и другие удобства. Кроме того, в силу состояния здоровья она нуждается в медицинской помощи, а в дер.К., Великолукского района не имеется медпункта, отсутствует дорога, пригодная для подъезда служб экстренной помощи.

В 2000 г. дом истицы сгорел. Никакого другого жилья у нее не имеется, поэтому она вынуждена проживать у своей дочери.

С учетом изложенного, Смирнова З.А. считает отказ незаконным и просит обязать ГГУ соцзащиты населения Псковской области выдать ей свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет федерального бюджета.

Истица в судебное заседание не явилась, о дне и времени разбирательства по делу извещена надлежащим образом. Представитель истицы Воробьев Е.В. иск поддержал.

Представитель ответчика ГГУ соцзащиты населения Псковской области Белкин И.Н. иск не признал и пояснил, что изначально решение Администрации Великолукского района о принятии Смирновой З.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не отвечало требованиям закона, т.к. в нем отсутствовали конкретные основания признания истицы нуждающейся.

Кроме того, последняя обеспечена жилой площадью, поскольку проживает в доме общей площадью 48,7 кв.м. с собственником – своей дочерью и зятем, т.е. на каждого из них приходится более 12 кв.м. учетной нормы площади жилого помещения, установленной по Великолукскому району.

Показания допрошенных судом свидетелей о том, что истица одной семьей с дочерью не проживает, считал несоответствующими действительности, указав при этом на заинтересованность данных лиц в исходе спора.

Представитель ответчика Администрации Псковской области в суд не явился, ранее в судебном заседании исковые требования не признал по аналогичным основаниям, изложенным представителем ответчика ГГУ соцзащиты населения Псковской области.

Представитель третьего лица – Администрации Великолукского района Григорьева Ю.Б. исковые требования Смирновой З.А. поддержала.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что Смирнова З.А. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны (л.д.10), что дает ей право на компенсации и льготы, установленные ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

В настоящее время истица зарегистрирована в доме по адресу: д.Ж. Великолукского района Псковской области, принадлежащем на праве собственности её дочери В.С.

Как следует из объяснений представителя истицы, данное жилое помещение не пригодно для проживания в зимний период, так как в нем отсутствуют центральное отопление, водоснабжение и канализация. Какого – либо другого жилья истица не имеет, а проживание с дочерью является временным и обусловленным объективными причинами – утратой ранее занимаемого жилья в результате пожара.

Постановлением Администрации Великолукского района № ** от 27.08.2010г. Смирнова З.А. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 1 человек, с которого она до настоящего времени не снята (л.д.12).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно п.1 ст.23.2 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст.14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу п.п.2,4,6 ст.23.2 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Законом Псковской области от 07.07.2006 г. №563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» установлена форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем супругов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, не вступивших в повторный брак, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006г. №326 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым определен порядок предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений.

В соответствии с п.15 данного Положения решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии принимается Комиссией при Администрации области. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии указаны: утрата оснований, дающих право на улучшение жилищных условий; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также выявление неправомерности действий должностных лиц органа, осуществлявшего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса.

Как усматривается из протокола заседания Комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий от 04 февраля 2011г. № ** (л/д 30-31), Смирновой З.А. отказано в предоставлении субсидии в связи с отсутствием оснований в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из пояснений представителей ответчиков следует, что при разрешении данного вопроса комиссия исходила из положений ст.31 ЖК РФ.

В то же время, суд не может согласиться с решением Комиссии при Администрации области и считает его незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители.

По смыслу указанной нормы закона обязательным условием для отнесения гражданина к категории члена семьи собственника являются его совместное проживание в принадлежащем собственнику жилье.

В судебном заседании было установлено, что Смирнова З.А. с 1998 г. зарегистрирована и постоянно проживает в доме, принадлежащем её дочери В.С., в дер.Ж. Великолукского района.

При этом, вселение истицы в данное жилье было обусловлено невозможностью проживания в ранее занимаемом ею доме в д.К. Великолукского района из-за её состояния здоровья, отдаленности данного населенного пункта, отсутствия медпункта, транспорта и средств связи. Кроме того, в 2000г. данное жилье было утрачено в результате пожара.

В ходе судебного разбирательства было также установлено, что фактически Смирнова З.А. одной семьей со своей дочерью В.С. не проживает, имеет самостоятельный доход и бюджет, земельный участок, который она сама обрабатывает.

Указанные обстоятельства подтвердили также и допрошенные судом свидетели В.С., приходящаяся истице дочерью, и С.Г., являющаяся соседкой Смирновой З.А.

Согласно справке Администрации Великолукского района от 11.07.2011 года в состав семьи истицы ни её дочь, ни зять не входят.

С учетом изложенного, суд полагает, что само по себе проживание и регистрация Смирновой З.А. в жилье дочери носит временный и вынужденный характер, вызванный невозможностью проживания в жилом помещении, удаленном от населенного пункта, где отсутствует возможность приобрести пожилому человеку продукты питания и получить медицинскую помощь и которое было впоследствии утрачено в результате пожара (л.д.44).

Также суд принимает во внимание, что другого жилого помещения в собственности истицы не имеется, что подтверждается сведениями ГП ПО «БТИ» и Управления Росреестра по Псковской области (л.д.60,61).

Кроме того, перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии, предусмотренных вышеуказанным постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 г. № 326, является исчерпывающим и не содержит в качестве такового- отсутствие оснований для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку в силу ст.ст. 51,52 ЖК РФ обязанность в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий возложена на орган местного самоуправления по месту жительства гражданина. Постановление от 27.08.10г. Администрации Великолукского района № ** о признании Смирновой З.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий не отменено и является действующим.

При таких обстоятельствах суд признает отказ Комиссии при Администрации Псковской области в предоставлении истице субсидии на приобретение или строительство жилых помещений от 04 февраля 2011 года незаконным.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В то же время Смирнова З.А., имея право на получение мер государственной поддержки в виде обеспечения жильем, до настоящего времени реализовать его не смогла.

В силу положений ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» истица относится к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в том числе и по обеспечению жильем. Ранее она данной мерой социальной поддержки не воспользовалась.

Согласно п.16 Постановления Администрации Псковской области от 14.08.2006г. № 326 обязанность по оформлению свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения возложена на Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области.

В связи с тем, что правовых оснований для отказа в предоставлении Смирновой З.А. субсидии на приобретение и строительство жилого помещения не имеется, ГГУ соцзащиты населения Псковской области обязано выдать истице свидетельство о предоставлении данной субсидии.

Доводы представителя ответчика ГГУ соцзащиты населения Псковской области Белкина И.Н. о нарушении закона при вынесении решения о принятии Смирновой З.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и заинтересованности допрошенных судом свидетелей в исходе дела, а также ссылки на п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», суд признает необоснованными, т.к. Постановление Администрации Великолукского района от 27.082010 г. № ** о постановке истицы на учет не отменено. Показания свидетелей В.С. и С.Г. согласуются с материалами настоящего дела и материалами учетного дела истицы.

Ссылки на Постановление Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009г. № 14 противоречат фактическим обстоятельствам дела, из которых усматривается, что проживание истицы в доме своей дочери носит временный и вынужденный характер, обусловленный отсутствием другого жилья. Смирнова З.А. не ведет общее хозяйство с дочерью, имеет самостоятельный доход (пенсию), свой земельный участок, который она обрабатывает. В доме дочери истице для проживания выделена комната, где у нее имеются свои бытовые предметы. Согласно выписке из похозяйственной книги № 15 за 2007-2011г., на истицу открыт свой лицевой счет № 2445, из которого видно, что состав ее семьи 1 человек.

Таким образом, заявленные Смирновой З.А. исковые требования суд считает обоснованным и удовлетворяет их в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Комиссии при Администрации Псковской области от 04 февраля 2011 года в части отказа Смирновой З.А. в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.

Признать за Смирновой З.А. право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, как супругой умершего инвалида Великой Отечественной войны.

Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области предоставить Смирновой З.А. субсидию на приобретение или строительство жилых помещений, как супруге умершего инвалида Великой Отечественной войны, за счет федерального бюджета в порядке, установленном п.2,4,6 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», законом Псковской области от 07.07.2006 №563-оз «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области», Положением о предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 №326, Правилами расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 №614.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ** *** 2011 года.

Судья С.М.Тесёлкина

Решение в кассационном порядке обжаловано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения.

Вступило в законную силу.