Дело № 2-2700/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ **.**. 2011 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Семёновой Т.А., при секретаре Ивановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Пскова, действующего в интересах Гоманчук В.А., к Администрации г.Пскова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Пскова, действуя в защиту жилищных прав Гоманчук В.А., обратился в суд с иском к Администрации города Пскова о предоставлении благоустроенного жилого помещения, жилой площадью не менее 25,7 кв.м., по договору социального найма. В обоснование иска указано, что Гоманчук В.А. является нанимателем жилого помещения № *** в доме № *** по ул. Г. в г. Пскове. Жилой дом, в котором расположена квартира истца, в установленном законом порядке признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. В настоящее время указанный дом исключен из областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», поскольку является объектом культурного наследия и сносу не подлежит. Вместе с тем, ответчиком до настоящего времени вопрос о дальнейшем использовании указанного объекта не разрешен. Поэтому прокурор просит обязать Администрацию г. Пскова предоставить Гоманчук В.А. благоустроенное жилое помещение жилой площадью не менее 25,7 кв.м. на территории г. Пскова. Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГП ПО «БТИ», МБУ «Жилище». В судебном заседании прокурор Куприков А.М. исковые требования уточнил и просил предоставить истцу благоустроенное жилое помещение – однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 25,7 кв.м., в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении. Истец Гоманчук В.А. исковые требования поддержала, полагает, что ей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в виде однокомнатной квартиры, общей площадью не менее 25,7 кв.м. Представитель ответчика – Администрации г. Пскова и представитель третьего лица – Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова Хмелев С.Н. иск не признал, ссылался на то, что в связи с исключением жилого дома № *** по ул. Г. г. Пскова из областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2010-2011 годах», утвержденной постановлением Администрации Псковской области № *** от 28.01.2011, по основаниям, указанным прокурором, данный объект постановлением Администрации города Пскова от 07.09.2011 № *** включен в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2010-2015 годы муниципального образования «Город Псков», расселение жильцов указанного дома планируется в 2012 году. Жилое помещение, в котором проживает истец является комнатой. Представитель третьего лица – ГП ПО «БТИ» Иванова С.О. исковые требования поддержала, пояснив, что жилое помещение, которое занимает истец, имеет признаки отдельной квартиры, в связи с чем ей должно быть предоставлено аналогичное жилье. Представитель третьего лица – МБУ «Жилище» Васильева Е.М. вопрос о разрешении исковых требований оставила на усмотрение суда. Выслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора г. Пскова, заявленный в интересах Гоманчук В.А., обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела судом установлено, что Гоманчук В.А. на основании ордера № *** от 17.03.1989 года на состав семьи из трех человек была предоставлена однокомнатная квартира № ***, жилой площадью 19,7 кв.м., в доме № *** по ул. У. в г. Пскове (л.д. 28). Впоследствии ул. У. была переименована в ул. Г. Согласно выписке из лицевого счета в настоящее время в указанной квартире зарегистрирована Гоманчук В.А. (л.д. 11). В соответствии с положениями ст.16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Из представленной технической документации видно, что занимаемое Гоманчук В.А. жилое помещение состоит из одной комнаты, площадью 20,0 кв.м., а также вспомогательного помещения – кухни, площадью 5,7 кв.м. (л.д. 16, 17, 18, 19). Указанное вспомогательное помещение расположено в обособленном жилом помещении, в котором проживает истец, и к местам общего пользования многоквартирного жилого дома не относится. На основании акта межведомственной комиссии № *** от 28.02.2006 года жилой дом № *** по ул. Г. города Пскова признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, общий физический износ дома на момент обследования составил 75 % (л.д. 12). Постановлением Администрации г. Пскова № 2552 от 28.12.2009 г. вышеуказанный жилой дом был включен в Перечень многоквартирных домов жилищного фонда города Пскова, признанных до 01.01.2007 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (л.д. 8-9), что одновременно явилось основанием к включению данного дома в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2010-2011 годах» (л.д. 9, 13). Однако, в соответствии с принятым Администрацией города Пскова Постановлением № *** от 11.08.2011 года, жилой дом № *** по ул. Г. был исключен из вышеуказанного Перечня в связи с наличием статуса объекта культурного наследия, не подлежащего сносу (л.д. 29). В соответствии с п.33 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494) основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Согласно п.7 вышеуказанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Пунктами 47, 49 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В соответствии с положениями ст. 85 Жилищного кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; 3) жилое помещение признано непригодным для проживания; 4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления. В силу положений ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Согласно п. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При этом п. 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Из технической документации и пояснений представителя ГП ПО «БТИ» установлено, что жилое помещение, которое занимает истец, является однокомнатной квартирой, в связи с чем доводы представителя ответчика о том, что истец занимала комнату несостоятельны. Согласно представленному заключению № *** от 28.02.2006 года межведомственной комиссией принято решение о признании многоквартирного дома № *** по ул. Г. в г. Пскове аварийным и подлежащим сносу (л.д. 12). Указанный акт ответчиком и иными лицами оспорен не был, в установленном законом порядке недействительным не признан. Иного решения (заключения) о дальнейшем использовании указанного дома (в том числе с учетом наличия статуса объекта культурного наследия) межведомственной комиссией не принималось. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Судом установлено, что на основании Постановления Администрации города Пскова № *** от 07.09.2011 года жилой дом № *** по ул. Г. г. Пскова включен в Перечень домов, в отношении которых планируется переселение граждан в рамках реализации долгосрочной целевой Программы «Жилище» на 2010-2015 годы муниципального образования «Город Псков», согласно которому сроки расселения данного дома определены на 2012 год. Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации). Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора города Пскова, заявленные в защиту прав и законных интересов истца, являющейся нанимателем жилого помещения, не отвечающего требованиям действующего законодательства, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Пскова, действующего в интересах Гоманчук В.А., удовлетворить. Обязать Администрацию города Пскова предоставить Гоманчук В.А. на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение – однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 25,7 кв.м., в черте муниципального образования «Город Псков». Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено **.**. 2011 года. Судья Т.А. Семёнова Решение в кассационном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.