Дело № 2-2635/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ** *** 2011 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Теселкиной С.М. при секретаре Ивановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Пскова в интересах Варламовой Л.З. к Администрации города Пскова об обязании произвести капитальный ремонт кровли, канализационных сетей, фасада, системы водоснабжения и энергоснабжения жилого многоквартирного дома, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Пскова, действуя в интересах Варламовой Л.З., обратился в суд с иском к Администрации города Пскова об обязании произвести капитальный ремонт кровли, канализационных сетей, фасада, системы водоснабжения и энергоснабжения дома № ** по пер. Д. г. Пскова в срок до 01.10.2012 года. В обоснование требований указано, что в связи с длительной эксплуатацией дома № ** по пер. Д. в городе Пскове и непроведением капитального ремонта в установленные сроки кровля и другие конструктивные элементы дома пришли в негодность. В связи с чем необходимо проведение капитального ремонта, а его отсутствие повлечет нарушение жилищных прав проживающих в доме граждан, в том числе истца Варламовой Л.З. Поскольку правоотношения по ремонту кровли дома возникли до введения в действие нового Жилищного кодекса, а обязанность по проведению капитального ремонта жилых помещений Администрацией города Пскова, являющейся бывшим наймодателем – собственником жилых помещений муниципального жилищного фонда, не исполнена, прокурор города Пскова просит обязать ответчика произвести капитальный ремонт кровли, канализационных сетей, фасада, системы водоснабжения и энергоснабжения указанного дома. Истец Варламова Л.З. требования поддержала, пояснила, что дом № ** по пер. Д. в городе Пскове построен до 1917 года, капитальный ремонт не проводился, в результате чего происходят залития квартир с крыши, сточная вода течет под дом, в связи с чем на первом этаже имеет место сырость. Представитель ответчика Администрации города Пскова Егорова И.А. требования не признала и пояснила, что состояние дома явилось результатом ненадлежащего исполнения управляющей компанией своих обязанностей. Данный дом включался в планы капитального ремонта с 2006 года, но по причине отсутствия финансирования ремонт не производился. Кроме того, спорный дом включен в программу капитального ремонта кровли на 2012 год, однако бюджет в настоящее время не утвержден. Относительно требований о проведении капитального ремонта фасада указала, что данные работы отнесены к категории текущих и должны быть произведены за счет управляющей организации. Полагала, что доказательств необходимости капитального ремонта систем водоснабжения и энергоснабжения не представлено. Представитель третьего лица ООО «Военный городок» Тимофеева Н.С. требования поддержала, пояснив, что спорный многоквартирный жилой дом принят на обслуживание управляющей организацией в 2008 году. Согласно акту передачи, дом, канализационные сети, системы водоснабжения и энергоснабжения требуют капитального ремонта, так как дом построен до 1917 года. С момента постройки фасад более чем на 50% изношен и поэтому также требует капитального ремонта. Представитель третьего лица Псковской городской Думы Федьков И.Н. вопрос о правомерности требований оставил на усмотрение суда. Представитель третьего лица Управления городского хозяйства Администрации города Пскова в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом. Выслушав прокурора, участвующего в деле – Измайлова А.С., истца Варламову Л.З., представителя ответчика Администрации города Пскова Егорову И.А., представителя третьего лица ООО «Военный городок» Тимофееву Н.С. и представителя третьего лица Псковской городской Думы Федькова И.Н., допросив свидетеля К.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Судом установлено, что спорный жилой многоквартирный дом № ** по пер. Д. в городе Пскове представляет собой двухэтажное кирпичное здание, до 1917 года постройки, в котором расположены 8 квартир. Собственником 11/18 долей в праве собственности на квартиру № ** в указанном доме является Варламова Л.З. (л.д. 21). Как следует из реестра муниципального имущества (л.д. 11) жилой дом № ** по пер. Д. в городе Пскове за исключением приватизированных квартир является муниципальной собственностью. Общее имущество данного многоквартирного дома в силу ст. 36 ЖК РФ принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам жилых помещений многоквартирного дома - гражданам и муниципальному образованию «Город Псков». Согласно акту комиссии, составленному при передаче жилого дома на обслуживание в ООО «Военный городок» в 2008 году (л.д. 33), фасады спорного жилого дома находились в удовлетворительном состоянии. Однако водоотводящие устройства, кровля, центральное отопление, сети водоотвода, сети канализации, сети электрооборудования и осветительные точки требовали капитального ремонта. 07.09.2011 года управляющей организацией ООО «Военный городок» было также проведено обследование дома № ** по пер. Д. в городе Пскове, в ходе которого установлено, что кровля находится в плохом техническом состоянии, водопровод, канализация, система отопления, внутридомовые электрические сети имеют большую степень износа. Кроме того, комиссией в составе представителей Управления городского хозяйства Администрации г. Пскова, ООО «Военный городок» и Отдела организации работ по сохранению объектов культурного наследия Государственного комитета Псковской области по культуре 06.10.2011 года был обследован жилой дом № ** по пер. Д. г. Пскова и было выявлено, что имеет место частичное разрушение цокольной части фасада здания, в местах расхождения водосточных труб наблюдается разрушение кирпичной кладки, пояса из черного железа на горизонтальных тягах сгнили, отмостка по периметру здания находится в неудовлетворительном состоянии; кровля дома (фальцевая) выполнена из черного железа, покрыта асбестоцементными волнистыми листами, в отдельном месте с торца здания наблюдается разрушение кирпичной кладки парапета, водосточные трубы подвержены коррозии, в отдельных местах разъединены, обрешетка в местах протечек подтверждена гниению, утеплитель на чердаке в неудовлетворительном состоянии, местами отсутствует; канализационные сети находятся в техподполье квартир, расположенных на первом этаже, выпуск которых находится ниже уровня городской канализации; система водоснабжения не имеет водомерного узла. По результатам осмотра комиссия пришла к выводу, что данному дому необходим комплексный капитальный ремонт, для предотвращения разрушения и ухудшения технического состояния. Согласно пояснениям свидетеля К.С., работающего электриком в управляющей организации ООО «Военный городок», система энергоснабжения дома № ** по пер. Д. в городе Пскове требует полной замены, поскольку не приспособлена к существующему режиму энергопотребления, то есть не рассчитана на сильные энергоносители, при этом текущий ремонт внутридомовой системы не сможет решить существующие проблемы. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г., к перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов), ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения. Кроме того, ВСН 58-88р «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. № 312, предусмотрено, что, срок эксплуатации кровли из асбестоцементных листов и волнистого шифера до капитального ремонта (замены) крыши составляет 30 лет, водопровода и канализации от 25 до 30 лет, электрооборудования от 20 до 40 лет. По мнению суда, установленные комиссией недостатки, показания свидетеля, а также период эксплуатации систем и элементов спорного дома в достаточной степени свидетельствуют о необходимости проведения капитального ремонта кровли, канализационных сетей, фасада, системы водоснабжения и энергоснабжения и опровергают доводы ответчика об отсутствии необходимости проведения такого ремонта. Суд полагает, что необходимость проведения капитального ремонта подтверждается и многочисленными обращениями жильцов дома в Прокуратуру Псковской области, к губернатору Псковской области, в ООО «Военный городок», Управление по организации содержания жилищного фонда Администрации города Пскова, Управление городского хозяйства Администрации города Пскова. Суд также принимает во внимание, что спорный жилой дом является памятником архитектуры и представляет историческую ценность для города Пскова, несвоевременный капитальный ремонт может привести к его разрушению и утрате. При этом суд учитывает, что стороны в судебном заседании не оспаривали, что капитальный ремонт кровли, канализационных сетей, фасада, системы водоснабжения и энергоснабжения не производился. Доводы ответчика о том, что ремонт фасада дома является текущим и должен быть осуществлен управляющей организацией, суд находит несостоятельными, поскольку в данном случае речь идёт о восстановлении более чем 50% его поверхности, что в силу приведенных норм является капитальным ремонтом. Ссылки представителя Администрации города Пскова Егоровой И.А. на необходимость содержания систем энергоснабжения за счет поставщика соответствующей услуг являются необоснованными, поскольку внутридомовые системы энергоснабжения не входят в границы его балансовой ответственности. Поскольку правоотношения сторон по капитальному ремонту дома возникли в период действия ЖК РСФСР, то есть до 01 марта 2005 года, и обязанность проведения капитального ремонта лежала на Администрации г. Пскова, суд полагает, что к рассматриваемым правоотношениям необходимо применять ранее действовавшее законодательство, в соответствии с которым с нанимателей удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателях (собственниках жилья) лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст.141 ЖК РСФСР). Согласно ст. 149 ЖК РСФСР финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета. Статья 149.1 ЖК РСФСР предусматривала обязанность собственников жилья только по ремонту и эксплуатации квартир. Кроме того, ст. 15.1 ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики» определяла, что в состав платы за жилье входит и плата за ремонт жилья. Суд учитывает, что организации, в чьем ведении ранее находился спорный жилой дом в тот или иной период, ликвидированы, а поэтому полагает, что жилищные права и обязанности находятся в компетенции собственника - муниципального образования «Город Псков». Из смысла ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя - собственника жилого помещения муниципального жилищного фонда и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Так как ни Администрация г. Пскова, ни созданные по её решению управления микрорайоном капитальный ремонт кровли, канализационных сетей, фасада, системы водоснабжения и энергоснабжения дома не производили, суд, с учетом длительности периода эксплуатации дома, считает доказанным, что на момент приватизации части жилых помещений у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта кровли, канализационных сетей, фасада, системы водоснабжения и энергоснабжения дома. Поскольку в силу закона неисполненные обязательства бывшего наймодателя по капитальному ремонту общего имущества жилого многоквартирного дома сохраняются, суд находит требования прокурора города Пскова, предъявленные в интересах Варламовой Л.З., обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом положений приведенной нормы закона, суд считает разумным сроком для проведения ремонта кровли, канализационных сетей, фасада, системы водоснабжения и энергоснабжения спорного жилого дома является период до 01.10.2012 года, который устанавливает ответчику. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Пскова, действующего в интересах Варламовой Л.З., удовлетворить. Обязать Администрацию города Пскова произвести капитальный ремонт кровли, канализационных сетей, фасада, системы водоснабжения и энергоснабжения дома № ** по пер. Д. города Пскова до 01.10.2012 года. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ** *** 2011 года. Судья С.М. Теселкина Решение в кассационном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.