решение по делу по иску об обязании снять земельный участок с кадастрового участка и обязании сформировать земельный участок



Дело №2-2770/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** ** 2011 г. г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Падучих С.А.

при секретаре Федоровой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоненковой Н.М., Симоненковой А.В. и Егоровой М.А. к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям об обязании снять земельный участок с кадастрового учета и сформировать земельные участки,

УСТАНОВИЛ:

Симоненковы Н.М. и А.В. и Егорова М.А. обратились в суд с иском к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям об обязании снять земельный участок с кадастрового учета и сформировать земельные участки.

В ходе рассмотрения спора по существу истцы уточнили предъявленные требования и поставили вопрос об обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Псковской области снять земельный участок с КН №** с кадастрового учета и об обязании Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям согласовать формирование двух новых земельных участков по адресу: г.Псков, ул.Л., д.№**. В связи с этим к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ФБУ «Кадастровая палата» по Псковской области.

В обоснование требований указано, что на основании договоров приватизации от ** ** 2009 года, заключенных с Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям, истцы являются собственниками жилого дома по адресу: г.Псков, ул.Л., д.№**. Указанный объект недвижимости расположен в границах земельного участка площадью 127 кв.м., в отношении которого в 2005 году ФГУ «П.» провел кадастровые работы и поставил на кадастровый учет с присвоением КН №**. До настоящего времени данный участок входит в состав государственной собственности. При этом на прилегающей к домовладению территории находятся принадлежащие им хозяйственные постройки, необходимые для обслуживания жилого дома, а сама земля используется ими для ведения огородничества. В связи с этим и с целью надлежащего оформления своих прав на придомовую территорию они неоднократно обращались в ГК ПО по имущественным отношениям с заявлениями о снятии земельного участка с КН №** с кадастрового учета и формирования двух новых большей площадью, что позволило бы осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома. Однако данные обращения оставались без удовлетворения. При этом ГК ПО по имущественным отношениям указывал, что земельный участок с КН №** был поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями закона, действовавшего на момент его формирования, и, более того, он находится в границах городских лесов, где размещение объектов капитального строительства не допускается. Кроме того, из представленной схемы расположения образуемых участков усматривалось, что их границы имеют существенную изломанность, что нарушает положения ст.11.9 Земельного Кодекса РФ, а также часть границы не является смежной с предполагаемым к формированию соседним землепользователем, что может повлечь возникновение чересполосицы. Однако, истцы, считая данный отказ незаконным, указали, что согласно сведениям из государственного лесного реестра земельный участок с КН №** расположен на землях населенных пунктов и к землям лесного фонда не относится, также как и прилегающие к нему территории. Более того, до настоящего времени государственных кадастровый учет лесных участков в границах г.Пскова не произведен.

В связи с изложенным представители истцов в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований и просили суд их удовлетворить по указанным мотивам.

Представитель ответчика ФБУ «Кадастровая палата» по Псковской области решение в части обязания снять земельный участок с КН №** с кадастрового учета оставил на усмотрение суда и одновременно указал, что формирование новых земельных участков под домом №** по ул.Л. в г.Пскове без снятия указанного участка с кадастрового учета повлечет их наложение друг на друга, ввиду чего кадастровый учет осуществить будет невозможно.

При этом, требование об обязании согласовать формирование двух новых земельных участков считал заявленным преждевременно, так как истцы не лишены возможности в последующем в случае удовлетворения требования о снятии существующего земельного участка с кадастрового учета разрешить данный вопрос во внесудебном порядке.

Представитель ответчика Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям поддержал позицию, изложенную по существу представителем ФБУ «Кадастровая палата» по Псковской области.

Представитель третьего лица Управления городского хозяйства Администрации г.Пскова в судебное заседание не явился, о дне и времени разбирательства извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании указал на непризнание иска.

Представитель третьего лица ГП ПО «БТИ» в судебное заседание не явился, о дне и времени разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие и одновременно оставил решение по существу спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Государственного Комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды в судебное заседание не явился, о дне и времени разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании указал, что спорный земельный участок не входит в состав лесного фонда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Предмет спора представляет собой земельный участок с КН №** площадью 127 кв.м. по адресу: г.Псков, ул.Л., д.№**.

Данный земельный участок был сформирован ФГУ «П.» и 31 мая 2005 года поставлен на кадастровый учет с площадью 127 кв.м. с присвоением КН №**. При этом вид разрешенного использования был определен как «под административное здание» (л.д.22).

Как следует из представленных документов, в границах земельного участка площадью 127 кв.м. располагался объект недвижимости, имевший ранее статус - «здание-кордон-жилой дом» общей площадью 75,3 кв.м., находившийся во владении ФГУ «П.».

В последующем его статус был изменен на «жилой дом», помещения в котором были предоставлены сначала на условиях договора социального найма, а затем – на праве собственности в порядке приватизации Симоненковым Н.М. и А.В. и Егоровым А.Н и М.А. (л.д.15, 18, 19, 151-156).

При этом, как следует из объяснений истцов, данных в судебном заседании, на прилегающей к дому №** по ул.Л. в г.Пскове территории возведены многочисленные хозяйственные постройки, существующие на протяжении длительного времени. Однако надлежащим образом оформить свои права на прилегающие к дому земли не имеют возможности.

Из совокупности ответов Государственного Комитета Псковской области по имущественным отношениям от 14 февраля, 12 мая и 11 июля 2011 года следует, что законных оснований для снятия земельного участка с КН №** с кадастрового учета не имеется, поскольку на момент его формирования все действовавшие на тот момент нормы права были соблюдены; правомерность проведенного кадастрового учета в установленном порядке оспорена не была. Кроме того, истребуемый истцами объект находится в границах территорий городских лесов, что в силу в силу положений ст.105 Лесного Кодекса РФ запрещает размещение в их пределах объектов капитального строительства и изменение границ таких лесов.

Давая правовую оценку предъявленным требованиям, суд исходит из следующего:

Действующим земельным законодательством, а именно ст.1 Земельного Кодекса РФ, закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

При этом, из смысла содержания ст.35 Земельного Кодекса РФ следует, что при переходе права собственности на объект недвижимости (дом), находящийся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, новый владелец приобретает право на использование не только частью земельного участка, которая непосредственно занята этой недвижимостью, но и частью, необходимой для использования данной недвижимости.

Аналогичное право закреплено и ст.273 ГК РФ.

Кроме того, одновременно положениями ст.36 Земельного Кодекса РФ закреплено, что граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу положений ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Исходя из смысла данной нормы закона к объектам, прочно связанным с земельным участком, относятся не только жилые объекты, но и необходимые для их надлежащей эксплуатации и обслуживания надворные постройки.

При этом, для признания имущества недвижимым как объекта гражданских прав необходимо наличие подтверждения того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом порядке.

Изучение инвентаризационного дела объекта недвижимости по адресу: г.Псков, ул.Л., д.№**, показало, что по состоянию на 1968 г. на земельном участке помимо дома имелись также и многочисленные надворные постройки: сараи площадью 9,1 кв.м., 39,1 кв.м., 13,5 кв.м. и 12,4 кв.м.; уборная - 5,4 кв.м.; выгребной люк - 0,9 кв.м.; помойная яма - 2,7 кв.м.; колодец - 1,3 кв.м.; беседка - 2,0 кв.м.

Указанные строения сохранились вплоть до 2006 г., когда была проведена очередная инвентаризация объектов. При этом, их возведение было произведено законно, что подтверждается документально.

При этом, исходя из целевого назначения надворных строений, суд полагает, что эксплуатация основного объекта без использования надворных построек невозможна.

Несмотря на это, в 2005г. земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет только по обрезу фундамента жилого дома без территории, необходимой для обслуживания принадлежащих дому надворных построек, что свидетельствует о нарушении вышеуказанных предусмотренных законом прав истцов.

Кроме того, исходя из инвентаризационного дела усматривается, что земельный участок никогда не существовал в размере 127 кв.м. По данным плана земельного участка его площадь по состоянию на 1968г. составляла 1656 кв.м., на 1983 г. – 3101 кв.м., на 2006 г. – 3137 кв.м., т.е. в границах, сформированных с учетом расположенных на нем надворных построек.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что изначально земельный участок по адресу: г.Псков, ул.Л., д.№**, подлежал формированию с учетом существующих на прилегающей к дому территории надворных построек, необходимых для использования их собственниками жилого дома. В связи с этим, суд считает требования истцов о снятии объекта с КН №** с кадастрового учета обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Что касается довода о принадлежности спорных объектов к числу городских лесов, то суд считает его несостоятельным в связи со следующим:

Лесные отношения регулируются действующим лесным законодательством, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, - гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

При этом, ч.1 ст.91 Лесного Кодекса РФ установлено, что информация о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках содержится в государственном лесной реестре.

Кроме того, обязательному документированию подлежит информация, содержащаяся в ч.2 указанной нормы закона, к числу которой относятся сведения о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса.

При этом, в силу положений ст.92 и ст.93 Лесного Кодекса РФ лесные участки подлежат государственному кадастровому учету в соответствии с ФЗ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а право собственности и другие вещные права на лесные участки, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно положениям ст.6 и ст.11.1 Земельного Кодекса РФ земельный участок в качестве объекта земельных отношений определяется как часть земной поверхности, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Такой порядок установлен ФЗ от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, из перечисленных выше положений закона следует, что объектом гражданского оборота может быть только индивидуализированное недвижимое имущество, то есть ограниченное согласно соответствующим признакам от иного имущества, а индивидуализация лесных участков осуществляется посредством присвоения кадастровых номеров и внесения в лесной реестр.

В то же время, согласно выписки №2/9-2011 из государственного лесного реестра земельный участок с КН №** расположен на землях населенных пунктов и не относится к землям лесного фонда (л.д.64).

Согласно представленной справки Управления по градостроительной деятельности Администрации г.Пскова от 25.01.2010 г. земельный участок по ул.Л., д.№** в г.Пскове расположен в территориальной зоне Ж-2 – «зона смешанной застройки до 3 этажей» (л.д.41). Данное также подтверждается и схемами расположения земельного участка на кадастровой карте города Пскова.

Кроме того, как следует из объяснений представителя Государственного Комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды спорные объекты не входят в состав лесного фонда и право собственности в отношении них не разграничено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что достоверных доказательств принадлежности спорных объектов к землям городских лесов не представлено, в связи с чем оснований полагать, что в отношении них существуют какие-либо ограничения, связанные с использованием земель лесов, у суда не имеется.

С учетом изложенного, требования о снятии земельного участка с КН №** суд признает обоснованными.

Что касается требования об обязании Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям согласовать формирование двух новых земельных участков по адресу: г.Псков, ул.Л., д.№**, то суд не находит оснований для его удовлетворения.

Так, в силу ст.3 ГПК РФ суд рассматривает гражданско-правовые споры, возникающие в связи с обращением заинтересованных лиц в установленном законом порядке, за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Основным препятствием для формирования испрашиваемых истцами участков являлось наличие на кадастровом учете уже существующего вышеуказанного участка.

Так как спорный участок с кадастрового учета снимается, то указанное препятствие для реализации истцами своих прав устранено.

При таких обстоятельствах истцам в настоящее время необходимо вновь обратиться в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям в заявлением о формировании и предоставлении земельных участков в установленном законом внесудебном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Симоненковой Н.М., Симоненковой А.В. и Егоровой М.А. - удовлетворить частично.

Обязать Федеральной бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Псковской области снять с кадастрового учета земельный участок с КН №**, расположенный по адресу: город Псков, улица Л., дом №**.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течении 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ** ** 2011 года.

Судья С.А.Падучих

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.