решение по делу по иску о признании действий незаконными и обязании принять решение об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду



Дело №2-3297/2011

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** ** 2011 г. г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Падучих С.А.,

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краглика В.Н. к Администрации Псковской области о признании действий незаконными и обязании принять решение об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду,

УСТАНОВИЛ:

Краглик В.Н. обратился в суд с иском к Администрации Псковской области о признании действий незаконными и обязании принять решение об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду.

В обоснование иска истец указал, что в сентябре 2010 года обратился в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношения (далее - Комитет) с заявлением о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу: г.Псков пер.К.. Земельный участок был сформирован, ему присвоен КН №**. При этом он является инвалидом и имеет право получить данный участок в льготном порядке, предусмотренном разделом IX Постановления Администрации Псковской области №435 от 06 декабря 2007 года . Согласно данному порядку Администрация Псковской области должна принять решение об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду. Однако, Администрация Псковской области отказывается от публикации, ссылаясь на то, что: - земельный участок находится в зоне охраняемого природного ландшафта, где строительство невозможно; - из схемы расположения земельного участка следует, что на нем уже имеются объекты капитального строительства; - участок уже сформирован за счет средств бюджета, тогда как по упрощенному порядку формирование должно проводиться за счет заявителя. В тоже время истец указывает, что в действительности никаких объектов на участке не имеется, в зоне охраняемого природного ландшафта участок не находится, расходы бюджета по формированию участка, в случае его предоставления в аренду, истец готов возместить. В связи с изложенным просил иск удовлетворить, признать действия Администрации Псковской области по отказу в опубликовании указанного сообщения незаконными и обязать принять решение об опубликовании данного сообщения.

Представитель ответчика иск не признал, указал, что из документов, представленных в Администрацию Псковской области Комитетом усматривались все указанные основания для отказа в опубликовании спорного сообщения. При этом обратила внимание, что на момент обращения с заявлением о предоставлении участка истец инвалидом еще признан не был, ввиду чего льготный порядок на него не распространялся.

Представитель третьего лица - Комитета - решение по делу оставил на усмотрение суда, пояснив, что Комитетом препятствий к опубликованию спорного сообщения не усматривается. Комитет дважды направлял в Администрацию Псковской области проекты распоряжений об опубликовании сообщения, однако, эти проекты Администрацией приняты не были.

Представитель третьего лица - Комитета Псковской области по культуре - решение по делу оставил на усмотрение суда, пояснив, что спорный участок находится в зоне регулирования застройки, где запрета на строительство индивидуальных жилых домов не имеется.

Представитель третьего лица - МП г.Пскова "Псковархитектура" - решение по делу оставил на усмотрение суда, пояснив, что каких-либо строений на участке по данным их организации нет, все что было отражено на схеме расположения земельного участка является только проектируемыми строениями.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства регламентирован ст.30.1 ЗК РФ, для индивидуального жилищного строительства ч.3 ст.30.1 ЗК РФ.

Так ч.3 ст.30.1 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный компетентный орган может принять решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, то компетентный орган принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с вышеуказанным заявлением. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

На территории Псковской области указанный порядок предоставления земельных участков более подробно регламентирован в Постановлении Администрации Псковской области №435 от 06 декабря 2007 года №435 "О порядке принятия решений по распоряжению земельными участками в г.Пскове, государственная собственность на которые не разграничена".

Раздел I данного Порядка устанавливает общий механизм предоставления земельных участков для строительства в собственность или аренду. Исходя из положений раздела, общий порядок предоставления земельных участков (без предварительного согласования места размещения объекта) следующий:

1. Заинтересованные в строительстве лица подают заявление в Комитет, указывая испрашиваемое право, описание местоположения участка, его предполагаемый размер, прикладывая необходимые документы.

2. Комитет получает из Администрации города Пскова схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, сведения о разрешенном использовании участка в соответствии с градостроительной документацией, технические условия подключения объекта к сетям.

3. После получения указанных сведений Комитет организует выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление его государственного кадастрового учета.

4. Далее Комитет организует проведение независимой оценки рыночной стоимости земельного участка либо рыночного размера арендной платы, а Администрация Псковской области принимает решение о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка.

5. По итогам торгов с их победителем заключается договор о купле-продаже земельного участка или договор его аренды.

Раздел IX Порядка устанавливает особенности предоставления земельных участков отдельным категориям граждан.

Так, п.46 Порядка устанавливает, что для индивидуального жилищного строительства земельные участки предоставляются на праве аренды в упрощенном порядке однократно инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.

Установленный данным разделом упрощенный порядок сводится к следующему:

1. Граждане, имеющие право на льготы, подают заявление в Комитет, указывая описание местоположения участка и его предполагаемый размер, прикладывая документы, подтверждающие право на льготы.

2. Комитет получает из Администрации города Пскова схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, сведения о разрешенном использовании участка в соответствии с градостроительной документацией, технические условия подключения объекта к сетям.

3. Администрацией области принимается распоряжение об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, после чего Комитет публикует данное сообщение в газете «Псковская правда» и размещает его на официальном сайте Администрации области www.pskov.ru.

4. В случае поступления после публикации сообщения заявлений от иных лиц, земельный участок предоставляется в общем порядке через процедуру проведения торгов.

5. В случае отсутствия заявлений от иных лиц, заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и его кадастровый учет.

6. После кадастрового учета земельного участка решение о его предоставлении заявителю в аренду для индивидуального жилищного строительства оформляется распоряжением Администрации области.

Истец 02 сентября 2010 года обратился в Комитет с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 3 года (л.д.8).

Постановлением Администрации г.Пскова от 25 ноября 2010 года №2461 была утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане г.Пскова (л.д.14).

16 декабря 2010 года по заказу Комитета МП г.Пскова "Псковархитектура" было изготовлено межевое дело на спорный участок (л.д.39).

08 декабря 2010 года истцу была установлена первая группа инвалидности (л.д.17).

01 апреля 2011 года истец повторно обратился в Комитет с заявлением, где указал, что имеет право на получение спорного участка в аренду в льготном порядке, приложив документы об инвалидности (л.д.16).

В этот же день представитель Комитета обратился в ФГУ "ЗКП" по Псковской области с заявлением о постановке сформированного земельного участка на кадастровый учет (л.д.74).

Решением ФГУ "ЗКП" по Псковской области от 07 апреля 2011 года спорный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен КН №** (л.д.77, 20).

Комитет дважды вносил в Администрацию Псковской области проекты распоряжений об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, однако оба раза данные проекты Администрацией Псковской области были отклонены по указанным представителем ответчика основаниям (л.д.32, 36).

В тоже время из представленных суду документов и пояснений представителя Комитета Псковской области по культуре следует, что спорный земельный участок находится не в зоне охраняемого природного ландшафта, а в зоне регулирования застройки, где запрета на строительство индивидуальных жилых домов не имеется.

Кроме того из схемы планировочной организации земельного участка, пояснений представителя МП г.Пскова "Псковархитектура", представленных суду истцом фотографий также установлено, что каких-либо строений на участке не имеется. Все строения, отраженные в схеме планировочной организации, помечены как "проектируемые" (л.д.43).

Таким образом, единственным препятствием для представления истцу земельного участка по процедуре, предусмотренной разделом IX Постановления Администрации Псковской области №435 от 06 декабря 2007 года , является тот факт, что в отношении испрашиваемого земельного участка межевые работы и его кадастровый учет уже проведены и проведены они были за счет средств областного бюджета, тогда как разделом IX Постановления их проведение предусмотрено за счет средств заявителя и только после того, как станет известно, что иные граждане на данный участок не претендуют.

При таких обстоятельствах у Администрации Псковской области имелись основания, основанные на буквальном толковании положений раздела IX Постановления, для отказа истцу в предоставлении земельного участка в порядке данного раздела, то есть через опубликование соответствующего сообщения о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, в связи с чем данные действия Администрации Псковской области незаконными признаны быть не могут.

В тоже время согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, согласно представленному суду удостоверению от 29 января 2007 года истец является также гражданином, отселенным из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, ввиду чего имеет аналогичное право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства и в соответствии с п.9 ст.17 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

При таких обстоятельствах, с учетом необходимости защиты прав указанных категорий лиц, обеспечения предусмотренных законами льгот на получение земельных участков, суд полагает возможным удовлетворить требования истца в части обязания Администрации Псковской области вынести указанное в иске решение.

При этом суд считает, что права иных граждан также нарушены не будут, так как в случае поступления по итогам опубликования испрашиваемого сообщения заявлений от иных заинтересованных лиц, предоставление земельного участка должно будет осуществляться в порядке проведения торгов.

Тот факт, что в настоящее время спорный участок уже сформирован и сформирован за счет средств бюджета безусловным основанием для ограничения прав истца, как лица, относящегося к категории граждан, нуждающихся в особой социальной защите, служить не может.

Ответчик не лишен возможности, в случае предоставления участка истцу, поставить вопрос о возмещении истцом понесенных расходов. Против возмещения таких расходов истец в судебном заседании также не возражает.

Иные препятствия для принятия решения об опубликовании указанного истцом в иске сообщения отсутствуют.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом указанной нормы закона суд считает разумным установить Администрации Псковской области срок в один месяц со дня вступления решения в законную силу.

На основании всего вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Краглика В.Н. – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Псковской области принять решение об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка с КН №**, расположенного по адресу: город Псков, переулок К., в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении иска в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ** ** 2011 года.

Судья С.А. Падучих

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.