Дело № 2-4051/2011 Р Е Ш Е Н И Е **.**. 2011 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Семёновой Т.А. при секретаре Ивановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никипольского Д.О. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» о перерасчете среднего заработка, взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, У С Т А Н О В И Л: Никипольский Д.О. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям», о перерасчете среднего заработка, взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия. В обоснование заявленных требований указано, что с 14 мая 2010 года Никипольский Д.О. работал в 4 отделе инспекции по контролю объектов, расположенных в Псковской, Новгородской и Вологодской областях, Республики Карелия в должности старшего инспектора- ревизора. В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 15 декабря 2010 года № *** 4 отдел инспекции был зачислен с 01 января 2011 года на финансовое обеспечение ФБУ «УФО Минобороны по Псковской и Новгородской областям». Согласно директиве Минобороны РФ от 14 марта 2011 года № *** и указаний начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ инспекция подлежала расформированию с 15 марта 2011 года. 07 июня 2011 года Никипольский Д.О. был уволен с занимаемой задолженности по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией инспекции. При увольнении ему была выплачена заработная плата за отработанные дни в июне 2011 года, компенсация за отпуск и выходное пособие за три месяца. При исчислении среднего заработка в расчет не были включены произведенные премии стимулирующего характера в размере 42000 руб., 117500 руб. и 72000 руб. Считает, что средний заработок работодателем занижен, что повлияло на размер выходного пособия и другие выплаты. Поэтому просит обязать ФБУ «УФО Минобороны по Псковской и Новгородской областям» включить в расчеты среднего дневного заработка суммы выплаченных в 2010 году премий, произвести перерасчет и взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 35414 руб. 76 коп., выходное пособие за первый месяц – 37980 руб. 39 коп., за второй месяц – 37980 руб. 39 коп., за третий месяц – 41597 руб. 57 коп., оплатить служебные командировки в размере 128568 руб. 87 коп., повысить заработка в размере 9943 руб. 25 коп., а всего 291485 руб. 23 коп. В судебном заседании Никипольский Д.О. исковые требования и доводы в их обоснование поддержал. Представители ответчика ФБУ «УФО Минобороны по Псковской и Новгородской областям» Евстигнеева Н.В. и Щегорцова Л.Б. исковые требования не признали и пояснили, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Следовательно, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя независимо от источников этих выплат. Считают, что размер среднего заработка произведен правильно и оснований для включения премий, выплаченных в 2010 году в средний заработок, не имеется. Кроме того, заявили о пропуске истцом срока обращения в суд, указав, что выплата выходного пособия при увольнении, денежной компенсации за неиспользованный отпуск были произведены в июне 2011 года, средний месячный заработок на период трудоустройства за второй месяц со дня увольнения – перечислен на карту истца 10 августа 2011 года, а выплаты за время нахождения в командировках в более ранние сроки, в связи с чем срок исковой давности истек 10 ноября 2011 года. Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Никипольский Д.О. с 14 мая 2010 года работал в должности старшего инспектора – ревизора 4 отдела (контроля деятельности объектов, расположенных в Псковской, Вологодской, Новгородской обл. и Республики Карелия) в Межрегиональной Финансовой инспекции (по Ленинградскому военному округу) и с ним был заключен трудовой договор (л.д. 15-20). В соответствии с приказами начальника финансовой инспекции Министерства обороны РФ № *** от 04 августа 2010 года, № *** от 10 ноября 2010 года, № *** от 21 декабря 2010 года Никипольскому Д.О. были выплачены премии в размере 42000 руб., 72000 руб. и 117500 руб., а всего в сумме 231 500 (л.д. 62, 63,64). При этом, в названных приказах не указаны основания премирования. Приказом заместителя Министра обороны РФ от 15 декабря 2010 года № *** 4 отдел инспекции был зачислен с 01 января 2011 года на финансовое обеспечение в ФБУ «УФО Минобороны по Псковской и Новгородской областям». Согласно директиве Министра обороны от 14 марта 2011 года № *** и указаний начальника Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ от 14 марта 2011 года № *** Межрегиональная финансовая инспекция подлежала расформированию с 15 марта 2011 года. 08 апреля 2011 года Никипольскому Д.О. было вручено уведомление о расторжении трудового договора, и 07 июня 2011 года он был уволен по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией инспекции (л.д. 13-14). Полагая, что премии, полученные истцом в 2010 году, должны включаться в размер среднего заработка для исчисления выходного пособия и иных выплат, причитающихся работнику, истец обратился с указанным иском в суд. Разрешая ходатайство представителей ответчика о применении последствий пропуска исковой давности суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Из пояснений в судебном заседании истца установлено, что о нарушении своего права он узнал только в октябре 2011 года при получении расчетного листа, а поэтому срок для обращения в суд им не пропущен. Представители ответчика не оспаривали то обстоятельство, что расчетный лист истец, действительно, получил в октябре 2011 года. Учитывая изложенное и принимая во внимание, что расчетный лист истец получил в октябре 2011 года, следовательно, срок исковой давности по заявленным требованиям истцом не пропущен. Оценив представленные суду доказательства и позиции сторон, суд считает доводы истца не состоятельными в связи со следующим. В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Особенности исчисления средней заработной платы предусмотрены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Согласно пп. "н" п. 2 указанного Положения, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в том числе, премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда. В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами. В силу ст. 144 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью. Согласно положениям статей 132 и 191 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается работнику за выполняемую работу; работники, добросовестно исполняющие трудовые обязанности, могут быть поощрены выплатой премии. Статей 12 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии со ст. 349 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, отнесены к особой категории работников, на которых трудовое законодательство распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; для них устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. К числу нормативных актов, устанавливающих особые условия оплаты труда данной категории работников и предусматривающих для них дополнительные льготы и преимущества, относится Приказ Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555, которым регулируется порядок оплаты труда гражданскому персоналу. Данным приказом Министра обороны РФ утверждены Положения, определяющие порядок и условия выплат и систему оплаты труда, в которую включаются: должностной оклад; ежемесячная надбавка за выслугу лет; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы; премии по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации. Выплаты стимулирующего характера, указанные в разделе II приказа выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы. С учетом данной системы оплаты труда формируется фонд оплаты труда гражданского персонала с соблюдением соотношения установленных Приказом Минобороны РФ № 555 размеров выплат. Приказом Минобороны РФ от 28 марта 2009 года № 115 был утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Пункт 2 Порядка, утвержденного Приказом Минобороны РФ № 115 определял, что расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала. В связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2009 года № 115 утратил силу. Приказом Минобороны РФ № 1010 порядок распределения расходов, устанавливавшийся ранее действующим приказом был сохранен. При этом объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, устанавливаются: Министром обороны Российской Федерации - для подразделений центрального аппарата Министерства обороны и управлений военных округов, флотов по представлению заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе; заместителем Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе - для видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, распорядителей бюджетных средств исходя из численности личного состава и расчетной суммы дополнительного материального стимулирования на одного человека. На основании указания заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе, в 2010 году за счет экономии, высвободившейся в результате сокращения численности гражданского персонала, были выделены лимиты бюджетных обязательств на дополнительную выплату денежных средств гражданскому персоналу Министерства обороны РФ. Согласно положению части 1 статьи 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Проанализировав приказы Минобороны РФ № 115 от 2009 года и № 1010 от 2010 года суд приходит к выводу о том, что правовая особенность премирования состоит в том, что порядок премирования и различие в премиях определяется исключительно компетенцией Министра обороны РФ по представлению заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе. При этом ни один из указанных выше Приказов не содержит требований, устанавливающих обязанность распорядителей средств бюджета доводить экономию по фондам оплаты труда до каждой войсковой части. Возможность материальной выплаты гражданскому работнику зависит от наличия выделенного конкретного лимита для воинской части и расчетной суммы, определенной Министром обороны РФ для стимулирования гражданского персонала. При указанных обстоятельствах Приказы Минобороны РФ № 115 и № 1010 имеют иную правовую природу материального стимулирования гражданского персонала и относятся к тем иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, выведенным содержанием статьи 8 Трудового кодекса РФ за рамки локальных нормативных актов, принимаемых работодателем. Положения статей 8, 22, 129, 135 Трудового кодекса РФ предполагают наличие у работодателя правомочий самостоятельно осуществлять выбор форм и систем оплаты труда, порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат. Между тем в конкретном случае уровень гарантий работника ограничен посредством федеральных законов и нормативных правовых актов в силу ст. 349 Трудового кодекса РФ, что предопределено характером деятельности воинских частей и иных учреждений МО РФ. Материальное стимулирование в виде дополнительной (разовой) премии не носит обязательного характера и не является гарантированной, поскольку осуществляется только за счет экономии бюджетных средств, причем в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на конкретную воинскую часть. Оплата труда гражданского персонала 4 отдела Межрегиональной финансовой инспекции (по Ленинградскому военному округу) в 2010-2011 годах производилась на основании приказа Министра обороны РФ № 555 от 2008 года, в котором определена система оплаты труда гражданских служащих, к которым относился истец. Следовательно, дополнительные премии, выплаченные истцу, находятся вне системы оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, поскольку по существу являлись разовыми, выплаченными не как поощрение за добросовестное исполнение должностных обязанностей, а за счет экономии бюджетных средств. При этом, выплатой данной экономии в виде разовых премий не предполагалось увеличение в будущем расходов на выплату причитающихся работникам сумм в большем размере при проведении мероприятий по ликвидации организации. Поскольку материальные выплаты, произведенные истцу на основании приказов Минобороны № 115 и № 1010, не отнесены к тем видам премий, которые входят в систему оплаты труда, определенную приказом МО РФ № 555, то расчет среднего заработка для выплаты выходного пособия и иных, причитающихся истцу выплат, произведен ответчиком правильно. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оснований для включения премий, выплаченных истцу в 2010 году в средний заработок не имеется, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Никипольского Д.О. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» о перерасчете среднего заработка, взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Псковский городской суд. Мотивированное решение изготовлено **.**. 2011 года. Судья Т.А. Семёнова Решение в кассационном порядке обжаловано. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения. Вступило в законную силу.
№ 555 «Особенности оплаты труда гражданского персонала бюджетных
учреждений МО РФ. Полномочия руководителя бюджетного учреждения» установлены в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте 1 февраля 2008г.):