Дело №2-1568/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *** 2011 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Емельяновой Л.В., при секретаре Берниковой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Пскова в интересах Алексеевой М.В. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 544 руб. 20 коп. и компенсации морального вреда в сумме 1000 руб., УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора города Пскова, действуя в интересах Алексеевой М.В., в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к МП г. Пскова «Аптека №3» и Администрации Псковской области о взыскании компенсации расходов, произведенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 544 руб. 20 коп. и денежной компенсации морального вреда в сумме 1000 руб., впоследствии требования были уточнены и обращены к ответчику Государственному Комитету Псковской области по здравоохранению и фармации. В обоснование исковых требований указал, что Алексеева М.В. является несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и, в силу Федерального закона от 17.07.1999 N 178 «О государственной социальной помощи», имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами. 11.02.2011 года Алексеевой М.В. был выписан рецепт серии *** №*** на необходимый ей лекарственный препарат «Престариум». Однако, при обращении в аптеку лекарственный препарат Алексеевой М.В. получен не был. В связи с чем, истица вынуждена была приобрести лекарственное средство за счет собственных средств. Просит суд взыскать с ответчика убытки, понесенные Алексеевой М.В. в связи с необеспечением ее лекарственными препаратами в размере 544 руб. 20 коп. и денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.. В судебном заседании прокурор Удальцов В.В. исковые требования поддержал. Просил суд взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации расходы, понесенные на приобретение лекарственных препаратов в сумме 544 руб. 20 коп. и денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб. В судебном заседании истица Алексеева М.В. исковые требования поддержала. В обоснование указала, что является ветераном труда и несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, имеет право на меры социальной поддержки в виде предоставления льготного обеспечения лекарственными средствами. 11 февраля 2011 года ей был выписан рецепт на лекарственный препарат «престариум». Данный рецепт был ею предъявлен в МП «Городская аптека №3» и постановлен на отсроченное обслуживание в связи отсутствием препарата. Однако лекарственным препаратам она обеспечена не была и вынуждена была приобрести лекарственное средство за счет собственных средств. Просит суд взыскать с ответчика понесенные ею расходы на приобретение лекарственного препарата в сумме 544 руб. 20 коп.. Также указала, что действиями ответчика ей были причинены нравственные страдания, поскольку несвоевременное обеспечение ее жизненно важным лекарственным препаратом, который ей необходимо принимать ежедневно, привело к ухудшению состояния здоровья. Просила суд взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей. Представитель ответчика Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации иск признал частично. В обоснование указал, что 11.02.2011 года Алексеевой М.В. выписан лекарственный препарат «престариум» по рецепту № ***. Согласно регламенту Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации организует работу по формированию государственного заказа на поставку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для федеральных льготников в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данный закон регулирует конкурсные процедуры по приобретению лекарственных препаратов. В период времени от объявления конкурсных процедур до поставок лекарственных препаратов составляет не менее 25 дней, а приобретение препаратов по договору у единственного поставщика ограничивается суммой 100 000 рублей в квартал. Данная форма приобретения лекарственных препаратов используется комитетом исключительно для обеспечения рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание. Препарат «периндоприл» в количестве 190 упаковок на сумму 99 999,25 рублей был закуплен комитетом в 1 квартале 2011 года по договору *** от 14.01.2011 г. и до 05.02.2011 г. отпущен по рецептам, поставленным на отсроченное обеспечение. В связи с ограничениями, налагаемыми Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, дополнительное приобретение препарата «периндоприл» в 1 квартале 2011 года комитетом было невозможно. Поскольку лекарственный препарат «периндоприл» по рецепту серии *** № *** от 11.02.2011 г., пациентом получен не был и приобретен в тот же период, когда предъявленный к возмещению рецепт был действительным, то требования истца в части взыскания расходов, понесенных на приобретение лекарственного препарата «периндоприл» на сумму 544,2 рубля признают. С требованиями о взыскании денежной компенсации морального вреда не согласились. Представитель третьего лица МП г. Пскова «Аптека №3» не возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование указала, что МП «Аптека №3» выполняет посредническую функцию в соответствии с условиями договора от 07.01.2010 года на оказание услуг по получению от регионального склада, хранению и отпуску лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части получения дополнительной бесплатной медицинской помощи на территории г. Пскова и Псковской области. 16.02.2011 года Алексеева М.В. обратилась в аптеку и была поставлена на отсроченное обслуживание препарата. Препарат «престариум» в течение срока действия рецепта не поступил с Регионального склада ГП ПО «Фармация», в связи с чем рецепт был погашен актом и снят с очереди. Указала, что по отношению к Алексеевой М.В. МП г. Пскова «Аптека №3», как пункт отпуска препаратов льготным категориям граждан, в полном объеме выполнила требования заключенных контрактов и других распорядительных документов, регламентирующих порядок обеспечения льготных категорий граждан. Представитель третьего лица Государственного предприятия Псковской области «Фармация» полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 3.2.1 Положения о Государственном комитете Псковской области по здравоохранению и фармации, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009 года №375 комитет организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Составлением сводной муниципальной заявки на планируемый период и формированием государственного заказа на поставку лекарственных средств по федеральной и региональной льготе занимается Государственное учреждение здравоохранения «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств Псковской области». ГП ПО «Фармация», заключило государственный контракт с комитетом на поставку лекарственных средств по федеральной и региональной льготе, строго руководствуется установленной в контракте спецификацией на приобретение и отпуск получателями лекарственных средств. Предприятие организует приемку, хранение и доставку в пункты отпуска лекарственных средств. Закупка лекарственных средств по федеральной и региональной льготе, должна осуществляться путем проведения аукциона, котировки при условии предоставления преференции отечественному производителю. Государственным заказчиком на проведение аукциона, котировки для закупки лекарственных средств выступает комитет. ГП ПО «Фармация» при наличии лекарственных средств, а также при положительном решении вопроса на уровне комитета может поставить необходимые лекарственные средства для граждан, имеющих социальные льготы. Представитель третьего лица Государственного Управления Псковской области указала на необоснованности заявленных истцом требований. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Положениями Федерального закона от 22 июля 1993 года N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении. Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает, что гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; инвалиды и другие категории граждан, установленные данной статьей. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»в состав предоставляемого отдельным категориям граждан, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе, предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами. В соответствии со ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ, Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года №328, утвержден «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», который разработан в целях регулирования мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области (далее Порядок). Меры социальной поддержки в лекарственном обеспечении в соответствии с настоящим Порядком предоставляются в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации, применительно к группам населения/категории заболеваний, указанным в статье 1 Закона области от 8 мая 2007 г. N 656-оз "О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области" (далее - Закон области). В приложении №1 к Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в том числе бывшие несовершеннолетние узники концлагерей. Пункт 6 указанного Положения предусматривает, что для получения меры социальной поддержки в виде бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения несовершеннолетнего или взрослого недееспособного лица законный представитель соответствующего лица (далее - иной заявитель) обращается в соответствующее учреждение здравоохранения по месту жительства или месту пребывания и предъявляет документ, удостоверяющий личность иного заявителя, и страховой медицинский полис обязательного страхования несовершеннолетнего или взрослого недееспособного лица. Согласно п. 7 Положения рецепт для бесплатного получения лекарственного средства (далее - ЛС) выписывается врачом (фельдшером) на бланке установленной формы с пометкой "бесплатно" в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на курс лечения сроком на 1 месяц и выдается гражданину или иному заявителю. В силу п. 8 Положения финансовое обеспечение предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения ЛС граждан, проживающих на территории области (далее - граждане), при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения осуществляется за счет средств, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год. Объем средств областного бюджета для осуществления бесплатного обеспечения лекарственными средствами учреждениями здравоохранения рассчитывается в соответствии с Методикой расчета финансирования учреждений здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения ЛС при амбулаторном лечении, являющейся приложением к настоящему Порядку Судом установлено, что Алексеева М.В. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и обладает правом на получение мер социальной поддержки. 11 февраля 2011 года Алексеевой М.В. был выписан рецепт серии *** №***, сроком действия 30 дней, на получение лекарственного препарата «престариум» (л.д. 14). 16 февраля 2011 года рецепт был принят в МП г. Пскова «Аптека №3» и в связи с отсутствием данного препарата на момент обращения, был постановлен на отсроченное обслуживание (л.д. 15). Судом установлено, что в течение срока действия рецепта на получение лекарственного препарата истица не была обеспечена лекарственным препаратом «престариум», в связи с чем, была вынуждена приобрести жизненно необходимый ей препарат за счет собственных средств, что подтверждается товарным чеком №*** от 16 марта 2011 года на сумму 540 руб. 20 коп. на покупку препарата «престариум» (л.д. 16). Постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009 г. N 375, утверждено Положение о Государственном комитете Псковской области по здравоохранению и фармации. Данным Положением предусмотрено, что Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации организует оказание мер социальной поддержки, предусмотренных Законом области от 8 мая 2007 года №656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области». В силу ФЗ РФ N 178-ФЗ, Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации отвечает за обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными средствами, и обязан включать в заявки сведения о нуждаемости в лекарственных препаратах, в количестве необходимом для обеспечения граждан жизненно необходимыми препаратами. Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, предъявленных к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, произведенных на приобретение лекарственного препарата в части взыскания убытков, понесенных истцом в сумме 540 руб. 20 коп. В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права или посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Суд считает, что требование о взыскание в пользу Алексеевой М.В. компенсации морального вреда за необеспечение ее лекарственными препаратами, подлежат удовлетворению, поскольку при отказе в выдаче и необеспечение лекарством, являющимся для истицы жизненно необходимым, Алексеевой М.В. были причинены нравственные страдания. Учитывая, что ответчиком нарушен предусмотренный федеральным законодательством Порядок отпуска лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также гарантированное Алексеевой М.В. федеральными законами право на льготное лекарственное обеспечение, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по возмещению компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда, суд руководствуется требованиями ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходит из требований разумности и справедливости, определив его в одну тысячу рублей. При этом суд учитывает, что истица является лицом, имеющим право на бесплатное медицинское обслуживание, включающее обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с федеральными законами РФ. Лекарственное средство «престариум» было выписано Алексеевой М.В., в связи с наличием у нее гипертонии второй стадии. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ее личных неимущественных прав и не нуждаются в дополнительном подтверждении ухудшения состояния здоровья истицы. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,338 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования заместителя прокурора г. Пскова в интересах Алексеевой М.В. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 540 руб. 20 коп. и компенсации морального вреда в размере 1000 руб., удовлетворить. Взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации в пользу Алексеевой М.В. расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата в размере 540 руб. 20 коп. и денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено *** 2011 года. Судья Псковского городского суда Емельянова Л.В. Решение в кассационном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.