Дело №2-1559/2011 РЕШЕНИЕ *** 2011 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Емельяновой Л.В., при секретаре Бердниковой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Пскова в интересах Емелиной Л.Г. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 9900 рублей и компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора города Пскова, действуя в интересах Емелиной Л.Г., в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ГП ПО «Фармация» и Администрации Псковской области о взыскании компенсации расходов, произведенных на приобретение лекарственного препарата в размере 9900 рублей и денежной компенсации морального вреда, впоследствии требования были уточнены и обращены к ответчику Государственному Комитету Псковской области по здравоохранению и фармации. В обоснование исковых требований указал, что Емелина Л.Г. является инвалидом 1 группы и, в силу Федерального закона от 17.07.1999 N 178 «О государственной социальной помощи», имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами. ***2010 года Емелиной Л.Г. был выписан рецепт серии *** №*** на необходимый ей лекарственный препарат «Резорба». Однако, при обращении в аптеку необходимый лекарственный препарат Емелиной Л.Г. получен не был. В связи с чем, истица вынуждена была приобрести лекарственное средство за счет собственных средств. Просит суд взыскать с ответчика убытки, понесенные Емелиной Л.Г. в связи с необеспечением ее лекарственными препаратами в размере 9900 рублей и денежную компенсацию морального вреда. В судебное заседание Емелина Л.Г. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В судебном заседании прокурор Удальцов В.В. иск поддержал. Просил суд взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации в пользу Емелиной Л.Г. убытки в размере 9900 рублей и моральной вред в сумме 1 000 рублей. В судебном заседании представитель ответчика Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации иск не признал, указав, что в декабре 2010 года Емелина Л.Г. не смогла получить лекарственный препарат золедроновой кислоты (торговые наименования - акласта, зомета, резорба) по рецепту № *** от 21.12.2010 года, поскольку данный препарат в количестве 10 упаковок на сумму 99 792 рубля был закуплен комитетом в 4 квартале 2010 года по договору *** от 25.11.2010 г. и до 10.12.2010 г. отпущен по рецептам, поставленным на отсроченное обеспечение. В связи с ограничениями, налагаемыми Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, дополнительное приобретение препарата золедроновой кислоты в декабре 2010 года комитетом было невозможно. 04.02.2011 г. Емелиной Л.Г. был выписан рецепт № *** на препарат золедроновой кислоты. 10.02.2011 г. рецепт был предъявлен в аптечное учреждение и поставлен на отсроченное обеспечение. Данный рецепт был обслужен 02.03.2011 года. Указал, что требования истца являются необоснованными, поскольку лекарственный препарат был приобретен пациенткой 18 февраля 2011 года, когда рецепт являлся недействительным, в связи с истечением срока действия. Также считают необоснованными требования в части взыскания денежной компенсации морального вреда. Представитель третьего лица Государственного предприятия Псковской области «Фармация» полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 3.2.1 Положения о Государственном комитете Псковской области по здравоохранению и фармации, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009 года №375 комитет организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Составлением сводной муниципальной заявки на планируемый период и формированием государственного заказа на поставку лекарственных средств по федеральной и региональной льготе занимается Государственное учреждение здравоохранения «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств Псковской области». ГП ПО «Фармация», заключило государственный контракт с комитетом на поставку лекарственных средств по федеральной и региональной льготе, строго руководствуется установленной в контракте спецификацией на приобретение и отпуск получателями лекарственных средств. Предприятие организует приемку, хранение и доставку в пункты отпуска лекарственных средств. Закупка лекарственных средств по федеральной и региональной льготе, должна осуществляется путем проведения аукциона, котировки при условии предоставления преференции отечественному производителю. Государственным заказчиком на проведение аукциона, котировки для закупки лекарственных средств выступает комитет. ГП ПО «Фармация» при наличии лекарственных средств, а также при положительном решении вопроса на уровне комитета может поставить необходимые лекарственные средства для граждан имеющих социальные льготы. Представитель третьего лица Государственного финансового Управления Псковской области иск не признал, указывая на необоснованность заявленных требований. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Положениями Федерального закона от 22 июля 1993 года N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении. Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает, что гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Согласно перечню групп населения и категорий заболеваний, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», при амбулаторном лечении лиц, страдающих онкологическими заболеваниями, бронхиальной астмой, диабетом, шизофренией, эпилепсией, детей первых 3-х лет жизни и детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; инвалиды и другие категории граждан, установленные данной статьей. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»в состав предоставляемого отдельным категориям граждан, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе, предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами. В соответствии со ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ, Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года №328, утвержден «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», который разработан в целях регулирования мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области (далее Порядок). Меры социальной поддержки в лекарственном обеспечении в соответствии с настоящим Порядком предоставляются в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации, применительно к группам населения/категории заболеваний, указанным в статье 1 Закона области от 8 мая 2007 г. N 656-оз "О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области" (далее - Закон области). Пункт 6 указанного Положения предусматривает, что для получения меры социальной поддержки в виде бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения несовершеннолетнего или взрослого недееспособного лица законный представитель соответствующего лица (далее - иной заявитель) обращается в соответствующее учреждение здравоохранения по месту жительства или месту пребывания и предъявляет документ, удостоверяющий личность иного заявителя, и страховой медицинский полис обязательного страхования несовершеннолетнего или взрослого недееспособного лица. Согласно п. 7 Положения рецепт для бесплатного получения лекарственного средства (далее - ЛС) выписывается врачом (фельдшером) на бланке установленной формы с пометкой "бесплатно" в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на курс лечения сроком на 1 месяц и выдается гражданину или иному заявителю. В силу п. 8 Положения финансовое обеспечение предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения ЛС граждан, проживающих на территории области (далее - граждане), при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения осуществляется за счет средств, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год. Объем средств областного бюджета для осуществления бесплатного обеспечения лекарственными средствами учреждениями здравоохранения рассчитывается в соответствии с Методикой расчета финансирования учреждений здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения ЛС при амбулаторном лечении, являющейся приложением к настоящему Порядку Согласно Справке ФГУ МСЭ по Псковской области, Емелиной Л.Г. установлена 1 группа инвалидности до очередного освидетельствования *** 2012 года (л.д. 14). На основании рецепта серии *** N *** от 21.12.10 г., больной Емелиной Л.Г. выписан препарат «Rezorba» (л.д. 17). Данный рецепт был принят на отсроченное обслуживание 21 декабря 2010 года Государственным предприятием Псковской области аптека №1 (л.д. 18). Из материалов дела следует, что 10.02.11 г. Емелина Л.Г. приобрела лекарственное средство «Rezorba» в количестве 1 упаковки по цене 9900 рублей, уплата указанной суммы подтверждена контрольно-кассовым чеком (л.д. 15). В соответствии с Постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009 г. N 375, Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации организует оказание мер социальной поддержки, предусмотренных Законом области от 8 мая 2007 года №656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области». В силу ФЗ РФ N 178-ФЗ, Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации отвечает за обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными средствами, и обязан включать в заявки сведения о нуждаемости в лекарственных препаратах, в количестве необходимом для обеспечения граждан жизненно необходимыми препаратами. Таким образом, между действиями Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, выразившимися в форме невключения лекарственного средства «Резорба» в заявку на 4 квартал 2010 года в большем количестве, и нарушением прав истца на получение социальных услуг имеется прямая причинно-следственная связь. Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, предъявленных к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, произведенных на приобретение лекарственного препарата в размере 9900 рублей. В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права или посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Суд считает, что требование о взыскание в пользу Емелиной Л.Г компенсации морального вреда за необеспечение ее лекарственным препаратом, также подлежат удовлетворению, поскольку при отказе в выдаче и не обеспечение лекарством, являющимся для Емелиной Л.Г. жизненно необходимым, истице были причинены нравственные страдания. Учитывая, что ответчиком нарушен предусмотренный федеральным законодательством Порядок отпуска лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также гарантированное Емелиной Л.Г. федеральными законами право на льготное лекарственное обеспечение инвалидов, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по возмещению компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда, суд руководствуется требованиями ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходит из требований разумности и справедливости, определив его в одну тысячу рублей. При этом суд учитывает, что истица является инвалидом первой группы, имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, включающее обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с федеральными законами РФ. Лекарственное средство «Резорба» было выписано Емелиной Л.Г. в связи с онкологическим заболеванием. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ее личных неимущественных прав и не нуждаются в дополнительном подтверждении ухудшения состояния здоровья истицы. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,338 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования заместителя прокурора г. Пскова в интересах Емелиной Л.Г. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 9900 рублей и компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, удовлетворить. Взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации в пользу Емелиной Л.Г. расходы, понесенные на приобретение лекарственных препаратов в размере 9900 рублей и денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено *** 2011 года. Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова Решение в кассационном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ