Дело № 2-3820/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации **.**. 2011 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Семёновой Т.А., при секретаре Ивановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рабченюк Л.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о признании отказа незаконным, признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и перерасчете выплаты, У С Т А Н О В И Л: Рабченюк Л.И. обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о признании отказа незаконным, обязании назначить ей ежемесячную денежную выплату (далее ЕДВ) в размере, установленном для участников ВОВ и произвести перерасчет выплат с 01.01.2005 года. В обосновании требований указано, что муж истца – прапорщик Р.Н. погиб **.**.1995 года при исполнении служебных обязанностей в Чеченской Республике, защищая интересы государства. В связи с гибелью мужа ей было выдано удостоверение, в соответствии с которым она имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих. В связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О ветеранах» льготы в натуральном виде были заменены ежемесячной денежной компенсацией, размер которой составлял 150 руб. (при отказе от соцпакета), в настоящее время, с учетом индексации - 1 085 руб. 98 коп. Полагая, что ЕДВ должна быть назначена ей в таком же размере, как и участнику ВОВ, она обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное), но получила отказ, в котором ответчик указал, что муж истца погиб после 16.01.1995 года, в связи с чем право на ЕДВ, установленную для участников ВОВ, она не имеет. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку Р.Н. проходил военную службу и его гибель связана с исполнением обязанностей военной службы и полагает, что она имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах». То обстоятельство, что муж истца погиб после введения в действие ФЗ РФ «О ветеранах» само по себе не лишает ее права на льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, согласно Закону СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Полагает, что дата гибели мужа не имеет правового значения для определения размера ЕДВ. Поэтому просит суд признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное), в установлении ей права на получение ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ незаконным, признать за ней право на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном как участнику ВОВ – 2713 руб. 19 коп. и обязать произвести перерасчет недовыплаченных денежных сумм с 01.01.2005 года по настоящее время. В судебном заседании истец Рабченюк Л.И. исковые требования и доводы в их обоснование поддержала. Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) Кириллова Т.Н. исковые требования не признала и пояснила, что истцу назначена ЕДВ по категории «члены семей погибших при исполнении служебных обязанностей» в размере 150 руб. с 01.01.2005 года. Размер ЕДВ с учетом отказа от соцпакета и индексации с 01.04.2011 года составляет 1085 руб. 98 коп. ЕДВ гражданам устанавливается в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. Поскольку муж истца погиб 16.04.1995 года, то есть после вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», то Рабченюк Л.И. не имеет права на установление ЕДВ по категории участника ВОВ. Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей. Социальная поддержка, согласно ст. 13 названного закона, предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. На основании ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 23.1 Закона «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что военнослужащий Р.Н., **.**.1959 года рождения, погиб **.**.1995 года при прохождении военной службы в Чеченской Республике, что подтверждается свидетельством о его смерти и извещением военного комиссариата о гибели от 28.03.1997 года (л.д. 10, 11). Рабченюк Л.И. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, в связи с чем 10.07.1995 года ей было выдано удостоверение (л.д. 10). С 01.01.2005 года истцу была назначена ежемесячная денежная выплата как члену семьи погибшего участника боевых действий на основании пп. 4 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в размере 150 руб., а не как участнику Великой Отечественной войны, которым ЕДВ была установлена в размере 1050 руб. Полагая, что ЕДВ должна быть назначена в размере, установленном как для участников ВОВ, истец обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда, но получила отказ. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что предоставленные документы не дают права на установление истцу ЕДВ по категории «родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте» (л.д. 14-16). Согласно ст. 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и предусмотрены меры социальной защиты для каждой категории ветеранов и членов их семей, объем которых различен. В частности, различный объем мер социальной защиты установлен для участников войны и лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц (военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей. Пунктом 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. С учетом приведенных правовых норм члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, поскольку такой правовой статус был ими приобретен ранее в соответствии со статьей 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения". С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, преобразована в систему социальной поддержки. Основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определен для участников Великой Отечественной войны в сумме в 2005 году - 1 050 рублей, для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в 2005 году - 150 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации и отказа от полного набора социальных услуг с 01.04.2011 года составляет для участников Великой Отечественной войны – 2713 руб. 19 коп., для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий – 1085 руб. 98 руб. С учетом изложенного следует, что к лицам, у которых до 01 января 2005 года в соответствии с Законом СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 года, то есть до момента вступления в законную силу Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 1125-О-О от 13 октября 2009 года, введенные пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» размеры ежемесячной денежной выплаты различаются в зависимости от категории ветеранов и членов их семей. Такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных, в том числе, с моментом приобретения соответствующего правового статуса. Поскольку муж истца погиб **.**.1995 года, после вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», то на момент действия Закона СССР N 313-1 у Рабченюк Л.И. не возникло, и не было фактически реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны. При этом следует отметить, что нормы Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 в настоящее время фактически не применяются, поскольку они утратили свою актуальность с момента вступления в действие Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов и членов их семей в Российской Федерации. Учитывая, что Федеральные законы от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и от 22.08.2004 года № 122-ФЗ были приняты и вступили в законную силу после вступления в силу Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1, то с учетом положений Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.06.2001 года № 9-П, согласно общему правилу, при возникновении спорной ситуации применению подлежит норма, изданная позднее. С учетом изложенного и принимая во внимание то обстоятельство, что на момент получения истцом удостоверения о праве на льготы для родителей и жен погибших военнослужащих, действовали нормы Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Доводы о том, что муж истца погиб после вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» не должен лишать ее приобретенного статуса на права и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, являются несостоятельными. До вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» истец не имел правового статуса и льгот, предусмотренных для участников войны, поэтому его правовой статус отличен от правового статуса граждан, которым сохранены льготы и социальные гарантии, предоставлявшиеся ранее в соответствии с Законом СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Ссылка истца на определение Конституционного суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П является неправомерной, поскольку в нем речь идет об иных обстоятельствах, имеющих значение по делу. Так, согласно данному определению заявительница, являющаяся женой военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, удостоверение о право на льготы и преимущества было ей выдано военным комиссариатов в 1990 году, то есть в период действия закона СССР от 01.08.1989 года, таким образом, на момент принятия Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах» у заявительницы возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, что не допускает в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера, данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с пп 2 п. 4 ст. 23.1ФЗ «О ветеранах». Таким образом, требования Рабченюк Л.И. об обязании ответчика выплачивать ей ежемесячную денежную выплату, как участнику Великой Отечественной войны, начиная с 01.01.2005 года, основаны на неправильном толковании норм материального права и удовлетворению не подлежат. ЕДВ истцу выплачивается в соответствии с действующим законодательством и оснований для ее изменения не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Рабченюк Л.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о признании отказа незаконным, признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и перерасчете выплаты, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено **.**. 2011 года. Судья Т.А. Семёнова Решение в кассационном порядке обжаловано. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения. Вступило в законную силу.