Дело №2-3476/2011 ** ** 2011 г. г.Псков Псковский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Падучих С.А., при секретаре Фадеевой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Псковской области к Дачному некоммерческому товариществу "Дружба-2" о признании отсутствующим права собственности на земельные участки, исключении записи о праве собственности из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и истребовании земельных участков, Администрация Псковской области обратилась в суд с иском к ДНТ "Дружба-2" о признании отсутствующим права собственности на земельные участки, исключении записи о праве собственности из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и истребовании земельных участков. В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования уточнил и просил истребовать из чужого незаконного владения ДНТ "Дружба-2" земельные участки с КН №**:39 и КН №**:40, расположенные по адресу: г.Псков, ул.Д., дом №**, путем прекращения права собственности ответчика на данные объекты недвижимости (л.д.56). В обоснование требований истец указал, что постановлением Администрации г.Пскова от 02.02.2009 №151 (далее - Постановление №151) в собственность Дачному некоммерческому товариществу "Дружба-2" был предоставлен земельный участок с КН №**:21 площадью 27.433 м2 по адресу: г.Псков, ул.Д., д.№**. Данное постановление было издано Администрацией г.Пскова с превышением ее компетенции, так как данный земельный участок располагался в границах зон охраны объектов культурного наследия и в силу п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и закона Псковской области от 29.12.2005 №518-ОЗ «Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области» распоряжаться им могла только Администрация Псковской области и Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям. Таким образом, указанный земельный участок выбыл из ведения и распоряжения Администрации Псковской области помимо ее воли. Кроме того, на момент предоставления земельного участка ДНТ "Дружба-2" еще даже не существовало в качестве юридического лица, то есть оно не могло приобретать каких-либо прав или обязанностей. Более того, государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с КН №**:21 на момент издания постановления проведен не был, то есть он не существовал в гражданском правовом обороте в качестве индивидуально определенной вещи, а, следовательно, не мог предоставляться ДНТ "Дружба-2". В дальнейшем постановлением Администрации г.Пскова №708 от 17.04.2009 вышеуказанное постановление о предоставлении земельного участка было отменено, как изданное с нарушением законодательства. Не смотря на указанные обстоятельства, 27.10.2010 земельный участок с КН №**:21 был снят с государственного кадастрового учета в связи с его разделом на 19 вновь образованных земельных участков с присвоением новых кадастровых номеров. В том числе были образованы земельные участки с КН №**:39 и КН №**:40, которые остались в собственности ДНТ, а остальные участки были проданы членам товарищества. Так как Постановление №151 было отменено до этого, то на момент раздела земельного участка с КН №**:21 и регистрации права ДНТ на земельные участки с КН №**:39 и КН №**:40 у ДНТ "Дружба-2" отсутствовали правовые основания для обладания земельными участками. Соответственно ДНТ "Дружба-2" не имело правовых оснований осуществлять в отношении земельного участка с КН №**:21 правомочия собственника, в том числе, подвергать его разделу и отчуждать. Кроме того, земельный участок с КН №**:21 не мог быть выделен для ведения дачного хозяйства, что в силу ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предполагает право на возведение жилого дома и хозяйственных строений и сооружений на нем, так как спорный участок в соответствии с Генпланом г.Пскова находится в зонах Р-2 и Р-3, которые предназначены для формирования городских парков, бульваров, скверов, садов и набережных в целях отдыха, спорта и проведения досуга населения. Строительство в этих зонах запрещено в силу п.9 ст.85 ЗК РФ. В связи с тем, что ДНТ "Дружба-2" не могло не знать об отмене Постановления №151, так как информация об этом была опубликована в средствах массовой информации официально, то, следовательно, соответствующие сделки купли-продажи земельных участков и приобретения права на участки с КН №**:39 и КН №**:40 были умышленно совершены ДНТ "Дружба-2" с нарушением закона. В связи с изложенным, на основании ст.301 и ст.302 ГК РФ вышеуказанные земельные участки подлежат истребованию из чужого незаконного владения ответчика, путем прекращения его права собственности на данные объекты недвижимости. Третье лицо по делу – Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям – заявил к ответчику самостоятельные требования об истребовании из его незаконного владения земельных участков с КН №**:39 и КН №**:40 путем прекращения права собственности по основаниям, аналогичным иску Администрации Псковской области (л.д.62). В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении по вышеуказанным основаниям. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела должным образом. Представитель третьего лица - Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям - требования истца и свои самостоятельные требования поддержал по аналогичным с истцом мотивам. Дополнил, что указанные участки находятся на территории Корытовского лесопарка, который относится к городским лесам, как одной из категорий защитных лесов. Пунктом 5.1 ст.105 ЛК РФ установлен запрет на строительство на землях, занятых городскими лесами. Полномочиями по распоряжению указанным земельным участком Администрация г.Пскова не располагала, участок выбыл из государственной собственности помимо воли органа, на который возложены полномочия по распоряжению земельными участком от имени государства. Представитель третьего лица - Администрации г.Пскова - требования истца поддержал, полагает, что земельный участок с КН №**:21 был выделен ДНТ "Дружба-2" незаконно, ввиду чего все последующие сделки с ним так же являются незаконными. Кроме того, указал, что Администрация Псковской области и Государственный комитет по имущественным отношениям о предоставлении ДНТ "Дружба-2" земельного участка с КН №**:21 не извещались, в известность не ставились. Представитель третьего лица - Государственного комитета Псковской области по культуре - иск поддержала. Пояснила, что спорные земельные участки находятся в границах зоны охраны объектов культурного наследия – зоне охраняемого природного ландшафта. Любое строительство в данной зоне запрещено и распоряжение данными земельными участками в соответствии с законом Псковской области от 29.12.2005 № 518-оз должно было осуществляться Администрацией Псковской области и Государственным комитетом по имущественным отношениям. Представители третьих лиц – Управления Росреестра по Псковской области, ФБУ «Кадастровая палата» по Псковской области – в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены должным образом. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: 15 декабря 2008 года Г.А.Г., З.М.А., С.Е.М., Д.Е.И., Б.В.С., Е.И.А., П.Т.И., Г.А.С. провели собрание, на котором приняли решение учредить ДНТ "Дружба-2", утвердили устав товарищества, выбрали Правление, председателем которого избрали Г.А.Г. Кроме того, было постановлено зарегистрировать товарищество в установленном законом порядке и обратиться в Администрацию г.Пскова о предоставлении земельного участка для организации деятельности (л.д.77). Согласно утвержденному уставу ДНТ "Дружба-2" приобретает права юридического лица с момента его регистрации (п.2.1). Целями деятельности товарищества являются управление территорией, в пределах которой находятся дачные участки членов товарищества, ее обслуживание и эксплуатация, создание инженерно-технической и социально-бытовой инфраструктуры, организация строительства на отведенных земельных участках зданий, строений и сооружений (п.3.1). Товарищество вправе отчуждать принадлежащее ему имущество другим лицам (п.4.2.).Высшим органом управления товариществом является общее собрание его членов (п.9.1) (л.д.69-76). 02 февраля 2009 года Администрацией г.Пскова издано постановление №151, согласно которому было постановлено предоставить ДНТ "Дружба-2" в собственность бесплатно земельный участок площадью 27.433 м.кв. в качестве земель общего пользования для ведения дачного хозяйства и уставной деятельности (л.д.16). 06 марта 2009 года указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с КН №**:21 по адресу: г.Псков, ул.Д., дом №** (л.д.14, 85, 86). 18 марта 2009 года ДНТ "Дружба-2" было зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д.18). 26 марта 2009 года ДТН "Дружба-2", в лице действующего по доверенности гр-на С.П.В., обратилось в УФРС по Псковской области с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок (л.д.79). 03 апреля 2009 года право собственности ДТН "Дружба-2" на данный участок было зарегистрировано (л.д.143). 17 апреля 2009 года Администрацией г.Пскова было издано постановление об отмене постановления №151 от 02 февраля 2009 года (л.д.17). 28 апреля 2010 года общее собрание членов ДНТ "Дружба-2" решило произвести раздел участка (л.д.82). 20 июля 2010 года Г.А.Г. обратился в Управление Росреестра по Псковской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета раздела предоставленного ДНТ "Дружба-2" земельного участка с одновременным образованием из него 19 новых земельных участков, представив соответствующее межевое дело (л.д.103-112). 27 июля 2010 года 19 участков, образованные из земельного участка с КН №**:21, в том числе земельные участки с КН №**:39, №**:40 были поставлены на государственный кадастровый учет (л.д. 58, 60, 102). 01 октября 2010 года ДТН "Дружба-2", в лице действующей по доверенности гр-ки М.Н.В., обратилось в Управление Росреестра по Псковской области с заявлением о регистрации прекращения права собственности на земельный участок с КН №**:21 в связи с его разделом (л.д.81). Одновременно М.Н.В. были представлены заявления о регистрации права собственности ДТН "Дружба-2" на образовавшиеся в результате раздела земельные участки, в том числе с КН №**:39 (л.д.83), КН №**:40 (л.д.84). Право собственности ДНТ "Дружба-2" на указанные земельные участки было зарегистрировано (л.д.19, 20). Оценивая указанные фактические обстоятельства, суд исходит из следующего: Истцом и третьим лицом заявлены иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Согласно ст.302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. В силу ст.305 ГК РФ права, предусмотренные ст.ст.301-302 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Исходя из указанных норм закона, юридически значимым по данному делу является установление следующих обстоятельств: - являются ли истец и третье лицо, заявившее самостоятельные требования относительно предмета спора, собственниками либо законными владельцами спорных участков; - является ли владение ответчика спорными участками незаконным; - выбыло ли спорное имущество из владения истца и третьего лица ввиду его утери, похищения либо иным путем помимо их воли. - является ли ответчик добросовестным приобретателем спорных участков или нет. В соответствии со ст.16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами. До предоставления земельного участка с КН №**:21 ДНТ "Дружба-2" данные земли в индивидуально определенный земельный участок сформированы не были и в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований не находились, то есть относились к государственной собственности, которая разграничена не была. Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» устанавливает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. На территории Псковской области действует закон Псковской области №518-оз от 29.12.2005 года "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области". В редакции, действовавшей на момент издания Администрацией г.Пскова 02 февраля 2009 года постановления №151 о предоставлении ДНТ "Дружба-2" земельного участка, закон Псковской области №518-оз от 29.12.2005 года устанавливал, что распоряжение земельными участками в г.Пскове, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенными для строительства, а так же земельными участками в границах территорий объектов культурного наследия и в границах зон охраны объектов культурного наследия осуществляется Администрацией Псковской области или уполномоченным ею органом, каковым в силу постановления Администрации Псковской области от 06.12.2007 №435 является Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям. Согласно ответам на запросы суда и пояснениям представителя Государственного комитета Псковской области по культуре в судебном заседании спорные земельные участки, как в целом и земельный участок с КН №**:21, из которого они были образованы, находятся в границах зоны охраны объектов культурного наследия - зоне охраняемого природного ландшафта (л.д.38). Таким образом, Администрация Псковской области и Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям в силу прямого указания приведенных законодательных актов осуществляли полномочия законных владельцев в отношении данных земель, в связи с чем они вправе заявлять требования, предусмотренные ст.301 и ст.302 ГК РФ. С учетом вышеприведенных обстоятельств Администрация г.Пскова не имела полномочий на принятие 02 февраля 2009 года постановления №151 и предоставление ДНТ "Дружба-2" земельного участка с КН №**:21 в собственность, то есть Администрация г.Пскова издала незаконный акт и незаконно распорядилась не принадлежащим ей имуществом. Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания для возникновения гражданских прав. Таким образом, так как в силу вышеприведенных норм закона Администрация г.Пскова не имела право издавать акт о передаче указанного участка в собственность ДНТ "Дружба-2", то принятое 02 февраля 2009 года постановления №151 основанием для возникновения права собственности на данный земельный участок у ДНТ "Дружба-2" послужить не могло. Следовательно, ДНТ "Дружба-2" незаконно зарегистрировало право собственности на данный участок и в дальнейшем незаконно владело и распоряжалось им, в том числе произвело его раздел и приобрело в свою собственность земельные участки с КН №**:39 и №**:40. Ввиду изложенного владение ответчиком земельными участками с КН №**:39 и №**:40 является незаконным. Помимо этого, имеются и другие существенные пороки постановления Администрации г.Пскова №151 от 02 февраля 2009 года. Так, на момент издания указанного постановления Администрацией г.Пскова ДНТ "Дружба-2" еще не было зарегистрировано в качестве юридического лица, ввиду чего в силу ч.3 ст.49 ГК РФ и ч.2 ст.6 Федерального закона №66-ФЗ от 13.05.2008 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не могло приобретать никаких прав и обязанностей. Кроме того, предоставление участка ДНТ до его регистрации помимо прочего являлось прямым нарушением ч.4 ст.14 данного закона, так как согласно данной норме земельный участок может предоставляться садоводческому, огородническому или дачному объединению только после его государственной регистрации. Более того, согласно рассматриваемому постановлению земельный участок предоставлялся ДНТ "Дружба-2" в качестве земель общего пользования. Согласно ст.1 Федерального закона №66-ФЗ от 13.05.2008 имущество общего пользования садоводческих, огороднических или дачных объединений – это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей. Согласно ч.4 ст.14 данного закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению в собственность именно как юридическому лицу. Исходя из п.6 и п.7 ст.19 закона члены товарищества при его ликвидации вправе получать причитающуюся долю имущества общего пользования, при отчуждении своего участка вправе одновременно отчуждать свою долю имущества общего пользования. Исходя из смысла указанных норм закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, не могут быть разделены в натуре между членами соответствующих объединений, а должны находиться в собственности товарищества, так как предназначены для удовлетворения потребностей всех его членов. Помимо этого, согласно ч.4 ст.14 названного закона предоставление земельных участков в собственность членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения допускается только после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру. Доказательств разработки такого проекта и его утверждения суду не представлено. Таким образом, участок членами ДНТ "Дружба-2" был разделен незаконно. При принятии 02 февраля 2009 года постановления №151 Администрация г.Пскова действовала без ведома и согласия как Администрации Псковской области, так и Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям, что следует из пояснений их представителей и подтверждается представителем Администрации г.Пскова. Следовательно, земельный участок с КН №**:21, из которого в последствии были выделены земельные участки с КН №**:39 и №**:40, выбыл из ведения истца и третьего лица помимо их воли. Доказательств обратного суду не представлено. Оснований для признания ответчика добросовестным приобретателем спорных земельных участок суд не находит. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 установлены критерии признания лица добросовестным приобретателем. Так, приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества. Запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя. Ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем. В тоже время, ДНТ "Дружба-2" приобрело свои права на спорые участки на основании незаконного акта муниципального органа, о чем ДНТ "Дружба-2" должно было быть заведомо известно в силу действующего законодательства, а также того факта, что данный акт был издан еще до создания и регистрации ДНТ "Дружба-2" в качестве юридического лица. С учетом всех вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что требования истца и третьего лица – Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям – об истребования из незаконного владения ответчика вышеуказанных земельных участков подлежат удовлетворению. При этом, земельные участки подлежат истребованию обратно в государственную собственность. В тоже время оснований для указания в решении суда о том, что истребование производится путем прекращения права собственности, не имеется, так как решение суда об истребовании имущества уже само по себе является основанием для регистрации регистрирующим органом прекращения за ответчиком данного права (абз.2 п.52 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010). При вынесении решения с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Псков» на основании ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец. Размер пошлины определяется судом исходя из того, что спорный участок предоставлялся ответчику бесплатно, ввиду чего размер пошлины должен составлять 4.000 руб., как за требование имущественного характера, не подлежащего оценке. На основании всего вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, Исковые требования Администрации Псковской области и Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям – удовлетворить. Истребовать от дачного некоммерческого товарищества "Дружба-2" земельный участок с КН №**:39 и земельный участок с КН №**:40, расположенные по адресу: г.Псков, ул.Д., дом №**, возвратив их в государственную собственность. Взыскать с дачного некоммерческого товарищества "Дружба-2" в доход бюджета муниципального образования «Город Псков» 4.000 рублей государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ** ** 2011 года. Судья С.А. Падучих Решение не обжаловалось. Вступило в законную силу.