решение по делу по иску о признании отказа в постановке на учет нуждающихся незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся и обязании обеспечить жилой площадью



Дело № 2-3667/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

** ** 2011 г. г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Падучих С.А.,

при секретаре Фадеевой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хорькина П.И. к Администрации г.Пскова о признании отказа в постановке на учет нуждающихся незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся и обязании обеспечить жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Хорькин П.И. обратился в суд с иском к Администрации г.Пскова о признании отказа в постановке на учет нуждающихся незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся и обязании обеспечить жилым помещением.

В обоснование требований указано, что истец является ветераном Великой Отечественной войны. В настоящее время он проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности его дочери – М.Н., по адресу: г. Псков, ул.К., д.№**, кв.№**.

В апреле 2011г. Хорькин П.И. обратился в Администрацию г.Пскова с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании Указа Президента РФ от 07 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

08 апреля 2011г. постановлением Администрации г.Пскова в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях было отказано. Мотивом принятого решения послужило то обстоятельство, что в марте 2010 г. в квартире по месту жительства Хорькина П.И. была зарегистрирована невестка его дочери – М.Е., в результате чего уменьшился метраж жилой площади, приходящейся на каждого из проживающих, и стал меньше учетной нормы, установленной на территории г.Пскова.

Считая данный отказ незаконным, полагал, что не являясь собственником квартиры по адресу: г. Псков, ул.К., д.№**, кв.№**, препятствовать регистрации в ней иных лиц был не вправе; действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении своих жилищных условий, не совершал.

В связи с этим просил суд признать отказ Администрации г.Пскова в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать ответчика принять его на указанный учет и обеспечить жилым помещением.

Истец в судебное заседание не явился, о дне и времени разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель истца в судебном заседании предъявленные требования поддержал и указал, что на удовлетворении требования о признании отказа Администрации г.Пскова в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и обязании принять Хорькина П.И. на учет настаивал; требование об обязании ответчика обеспечить истца жильем оставил на усмотрение суда.

Представитель ответчика Администрации г.Пскове и третьего лица Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскове в лице Хмелева С.Н. иск не признал. При этом, не оспаривая факта, что истец не является собственником квартиры по адресу: г. Псков, ул.К., д.№**, кв.№**, полагал, что в результате регистрации М.Е. по данному жилью Хорькин П.И., исходя из метража приходящейся на каждого из зарегистрированных жилой площади, стал являться нуждающимся в улучшении жилищных условий. Таким образом, поскольку истец намеренно ухудшил свои жилищные условий, то законных оснований для постановки его на учет не имеется.

Кроме того, указал, что вопросы обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны находятся в компетенции органов государственной власти субъекта РФ, т.е. Псковской области; в полномочия Администрации г.Пскова разрешение данного вопроса не входит.

Представители третьих лиц Администрации Псковской области и Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области решение по существу спора в части признания отказа Администрации г.Пскова в постановке Хорькина П.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и обязании принять на учет оставили на усмотрение суда.

Что касается требования об обеспечении истца жилой площадью, пояснили, что указанная обязанность возложена на них. Более того, соответствующее обеспечение производится посредством предоставления гражданину единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, а не реальной площади. Поскольку Хорькин П.И. в установленном законом порядке с заявлением и необходимым пакетом документов в Администрацию Псковской области не обращался, отказа в обеспечении жильем не получал, то оснований для удовлетворения соответствующего требования не имеется.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ) одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 указанного Федерального закона.

При этом, участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях содержится в ст. 51 ЖК РФ.

Из материалов дела усматривается, что Хорькин П.И. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии №** (л.д.8).

В апреле 2011 г. истец обратился в Администрацию г.Пскова с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и обеспечению жилой площадью в связи с названным выше Указом Президента.

Однако постановлением №544 от 08 апреля 2011г. в удовлетворении данного обращения ему было отказано (л.д.9).

При этом, как следует из сообщения Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова от 19 мая 2011г., причиной такого отказа послужило то обстоятельство, что в квартиру, занимаемую Хорькиным П.И., была вселена невестка собственника - М.Е., в результате чего метраж жилой площади, приходящийся на каждого из проживающих, уменьшился и позволил истцу требовать признания его нуждающимся (л.д.11).

Судом установлено, что Хорькин П.И. зарегистрирован по адресу: г.Псков, ул.К., д.№**, кв.№**, что подтверждается содержанием архивной справки №** от 10 ноября 2011г. (л.д.29).

Данное жилье принадлежит на праве собственности его дочери М.Н., что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 октября 2011г. (л.д.23).

Совместно с истцом на данной жилой площади значатся зарегистрированными 4 человека: собственник квартиры – М.Н., её супруг – М.А., сын – М.М. и супруга сына – М.Е. (л.д.29).

При этом последняя была зарегистрирована в квартире 24 марта 2010г., в результате чего метраж жилой площади, приходящийся на каждого из проживающих, стал менее 14 кв.м., установленных постановлением Псковской городской Думы от 08 июля 2005г. №447 для решения вопроса о постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, по мнению ответчика, истец намеренно ухудшил свои жилищные условия и утратил право на обеспечение жилой площадью.

Вместе с тем, давая правовую оценку правомерности такого отказа, суд исходит из следующего:

В соответствии с положениями ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Вместе с тем, исходя из позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 19 апреля 2007г. №258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Судом установлено, что собственником квартиры по адресу: г.Псков, ул.К., д.№**, кв.№** является дочь истца - М.Н.

При этом в силу ст.209 ГК РФ именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

С учетом указанной нормы закона, суд приходит к выводу, что регистрация М.Е. в квартире, где также зарегистрирован и истец, не может являться намеренным ухудшением жилищных условий, так как изначально истец не вправе был решать вопросы судьбы данного жилья.

Кроме того, в соответствии со ст.6 Закона Псковской области от 10 июля 2006г. №566-оз «О порядке ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма …..» к намеренным действиям, направленным на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относится вселение заявителем в занимаемое им жилое помещение любых лиц.

Однако, судом установлено, что истец в квартиру №** по адресу: г.Псков, ул.К., д.№**, М.Е. не вселял, соответствующих решений в установленном законом порядке не принимал.

С учетом изложенного, суд считает отказ Администрации г.Пскова в постановке Хорькина П.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и полагает необходимым обязать ответчика принять его на указанный учет.

При разрешении исковых требований, суд также учитывает, что другого жилого помещения в собственности Хорькина П.И. не имеется, что подтверждается сообщением Управления Росреестра по Псковской области (л.д.24) и справкой ГП ПО «БТИ» (л.д.12).

Что касается требования об обязании Администрации г.Пскова обеспечить истца жилой площадь, то оснований для его удовлетворения суд не находит в связи со следующим.

В соответствии с ч.1, 2 и 3 ст.23.2 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жильем переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ.

При этом последние в силу п.11 указанной нормы закона самостоятельно определяют порядок предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В то же время, Хорькин П.И. ни в Администрацию Псковской области, ни в Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов не обращался, отказа в обеспечении ему дано не было.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска в данной иска суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ :

Исковые требования Хорькина П.И. – удовлетворить частично.

Признать постановление Администрации г. Пскова №544 от 08 апреля 2011 года в части отказа в постановке Хорькина П.И. на учет нуждающихся в жилом помещении - незаконным.

Обязать Администрацию г. Пскова поставить Хорькина П.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Псковский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено ** ** 2011 г.

Судья Псковского городского суда С.А.Падучих

Решение в кассационном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.