Решение о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда.



Дело №2-1588/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2011 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Л.В.,

при секретаре Клименко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Пскова в интересах Васильева Н.И. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 972 рублей 10 копеек и компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Пскова, действуя в интересах Васильева Н.И., в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к МП г. Пскова «Аптека №3» и Администрации Псковской области о взыскании компенсации расходов, произведенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 972 рублей 10 копеек и денежной компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей, впоследствии требования были уточнены и обращены к ответчику Государственному Комитету Псковской области по здравоохранению и фармации.

В обоснование исковых требований указал, что Васильев Н.И. является инвалидом второй группы по общему заболеванию и, в силу Федерального закона от 17.07.1999 N 178 «О государственной социальной помощи», имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами. 01.11.2011 года Васильеву Н.И. был выписан рецепт серии ****** на необходимый ему лекарственный препарат «фокусин». Однако, при обращении в аптеку лекарственный препарат Васильевым Н.И. получен не был. В связи с чем, истец вынужден был приобрести лекарственное средство за счет собственных средств. Просит суд взыскать с ответчика убытки, понесенные Васильевым Н.И. в связи с необеспечением лекарственным препаратом в размере 972 рублей 10 копеек и денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

В судебном заседании прокурор Удальцов В.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Просил суд взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации расходы, понесенные истцом на приобретение лекарственного препарата «фокусин» в сумме 972 рублей 20 копеек и денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

В судебное заседание истец Васильев Н.И. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации иск признал частично. Указал, что комитетом признаются обязательства в части взыскания расходов, понесенных на приобретение истцом лекарственного препарата «фокусин» на сумму 972 рублей 10 копеек. Считает требования истца в части взыскания денежной компенсации морального вреда необоснованными.

Представитель третьего лица Государственного финансового Управления Псковской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель третьего лица МП г. Пскова «Аптека №3» возражал против удовлетворения заявленных требований. В обоснование указал, что по отношению к Васильеву Н.И. Муниципальное предприятие г. Пскова «Аптека №3», как пункт отпуска препаратов льготным категориям граждан, в полном объеме выполнило требования заключенных контрактов и других распорядительных документов, регламентирующих порядок обеспечения льготных категорий граждан.

Представитель третьего лица Государственного предприятия Псковской области «Фармация» полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Указал, что предприятие организует приемку, хранение и доставку в пункты отпуска лекарственных средств. Закупка лекарственных средств по федеральной и региональной льготе, должна осуществляться путем проведения аукциона, котировки при условии предоставления преференции отечественному производителю. Государственным заказчиком на проведение аукциона, котировки для закупки лекарственных средств выступает комитет. ГП ПО «Фармация» при наличии лекарственных средств, а также при положительном решении вопроса на уровне комитета может поставить необходимые лекарственные средства для граждан, имеющих социальные льготы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Положениями Федерального закона от 22 июля 1993 года N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает, что гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; инвалиды и другие категории граждан, установленные данной статьей.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого отдельным категориям граждан, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе, предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

В соответствии со ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ, Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года №328, утвержден «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», который разработан в целях регулирования мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области (далее Порядок).

Пункт 6 Положения предусматривает, что для получения меры социальной поддержки в виде бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения несовершеннолетнего или взрослого недееспособного лица законный представитель соответствующего лица (далее - иной заявитель) обращается в соответствующее учреждение здравоохранения по месту жительства или месту пребывания и предъявляет документ, удостоверяющий личность иного заявителя, и страховой медицинский полис обязательного страхования несовершеннолетнего или взрослого недееспособного лица.

Согласно п. 7 Положения рецепт для бесплатного получения лекарственного средства (далее - ЛС) выписывается врачом (фельдшером) на бланке установленной формы с пометкой «бесплатно» в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на курс лечения сроком на 1 месяц и выдается гражданину или иному заявителю.

В силу п. 8 Положения финансовое обеспечение предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения ЛС граждан, проживающих на территории области (далее - граждане), при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения осуществляется за счет средств, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год. Объем средств областного бюджета для осуществления бесплатного обеспечения лекарственными средствами учреждениями здравоохранения рассчитывается в соответствии с Методикой расчета финансирования учреждений здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения ЛС при амбулаторном лечении, являющейся приложением к настоящему Порядку.

Из копии удостоверения серии ****** от 23 мая 2005 года следует, что Васильев Н.И. является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны (л.д. 9).

01 ноября 2010 года Васильеву Н.И. был выписан рецепт серии ******, сроком действия 30 дней, на получение лекарственного препарата «фокусин» (л.д. 10).

01 ноября 2010 года рецепт был принят в МП г. Пскова «Аптека №3» и в связи с отсутствием данного препарата на момент обращения, был постановлен на отсроченное обслуживание и снят в связи с истечением срока действия рецепта, поскольку не было поставок (л.д. 13).

Из прайс-листа от 01.11.2010 года усматривается, что препарат «фокусин» на момент обращения истца в аптеку №3 отсутствовал.

Анализ представленных доказательств свидетельствует о том, что в течение срока действия рецепта на получение лекарственного препарата истец не был обеспечен лекарственным препаратом «фокусин», в связи с чем, был вынужден приобрести жизненно необходимый ему препарат за счет собственных средств, что подтверждается товарным чеком от 07 марта 2011 года на покупку препарата «фокусин» на сумму 972 руб. 10 коп. (л.д. 17).

Постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009 г. N 375, утверждено Положение о Государственном комитете Псковской области по здравоохранению и фармации.

Данным Положением предусмотрено, что Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации организует оказание мер социальной поддержки, предусмотренных Законом области от 8 мая 2007 года №656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области».

В силу ФЗ РФ N 178-ФЗ, Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации отвечает за обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными средствами, и обязан включать в заявки сведения о нуждаемости в лекарственных препаратах, в количестве необходимом для обеспечения граждан жизненно необходимыми препаратами.

Суд считает, что между действиями Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, выразившимися в необеспечении Васильева Н.И. необходимым лекарственным средством «фокусин» и тем самым нарушением его прав на получение социальных услуг имеется прямая причинно-следственная связь.

Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Оценивая представленные по делу доказательства, с учетом положений ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в части взыскания с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации расходов, произведенных на приобретение лекарственного препарата в сумме 972 рублей 10 копеек.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права или посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Судом установлено, что препарат «фокусин» был выписан истцу в связи с наличием у нее заболевания, данный препарат является для Васильева Н.И. жизненно необходимым. Неисполнение ответчиком требований Закона Псковской области от 08.05.2007 № 656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области» является нарушением личного неимущественного права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленного в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Указанное нарушение ответчиком своих обязанностей причинило истцу моральный вред, выразившийся в нравственных и физических страданиях.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает наличие физических страданий, перенесенных истцом, выразившихся в негативных эмоциях и переживаниях по поводу состояния своего здоровья, наличие вины ответчика, не исполнившего должным образом свои обязанности. При этом суд исходит из требований разумности и справедливости, определив моральный вред, подлежащий взысканию в сумме 1000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,338 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора г. Пскова в интересах Васильева Н.И. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 972 рублей 10 копеек и компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, удовлетворить.

Взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации в пользу Васильева Н.И. расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата в размере 972 рублей 10 копеек и денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено *** 2011 года.

Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.