Решение о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов, и компенсациии морального вреда.



Дело №2-1570/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2011 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Л.В.,

при секретаре Лебедевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Пскова в интересах Богаревой О.В. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 5134 рублей и компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Пскова, действуя в интересах Богаревой О.В., в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ГП ПО «Фармация» и Администрации Псковской области о взыскании компенсации расходов, произведенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 5134 рублей и денежной компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей, впоследствии требования были уточнены и обращены к ответчику Государственному Комитету Псковской области по здравоохранению и фармации.

В обоснование исковых требований указал, что Богарева О.В. является инвалидом первой группы по общему заболеванию и, в силу Федерального закона от 17.07.1999 N 178 «О государственной социальной помощи», имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами. 16.12.2010 года Богаревой О.В. был выписан рецепт серии ****** на жизненно необходимый ей лекарственный препарат «клексан». Однако, при обращении в аптеку лекарственный препарат Богаревой О.В. получен не был. В связи с чем, истец вынуждена была приобрести лекарственное средство за счет собственных средств. Просит суд взыскать с ответчика убытки, понесенные Богаревой О.В. в связи с необеспечением лекарственным препаратом в размере 5134 рублей и денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

В судебном заседании прокурор Ульянова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Просила суд взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации расходы, понесенные истцом на приобретение лекарственного препарата «клексан» в сумме 5134 рублей и денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

В судебном заседании истец Богарева О.В. исковые требования поддержала в полном объеме. В обоснование указала, что является инвалидом первой группы по общему заболеванию. В связи с наличием у нее заболевания – хронический гломерулонефрит, с 1996 года получает коррекцию программным гемодиализом, в состав назначенного ей лечения входит препарат «клексан», который является для нее жизненно необходимым препаратом. 16.12.2010 года по назначению лечащего врача Федоровой Т.А. ей был выписан рецепт на лекарственный препарат «клексан». В связи с отсутствием препарата в аптеке на момент обращения, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. Однако получен не был в связи с его отсутствием. Также препарат не был получен по рецепту от 29 января 2011 года. Поскольку данное лекарственное средство является для нее жизненно необходимым, то 13 января 2011 года и 09 февраля 2011 года она приобрела лекарственный препарат за счет собственных средств. Просит суд взыскать с ответчика убытки в связи с необеспечением ее лекарственными препаратами в размере 5134 рублей. Считает, что действиями ответчика ей были причинены физические и нравственные страдания, поскольку несвоевременное обеспечение необходимым ей лекарственным препаратом отразилось на состоянии ее здоровья, в связи с чем просила суд взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации иск не признал. Указал, что в соответствии со стандартами заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа у пациентов с терминальной стадией хронической почечной недостаточности, принятому в ГУЗ «Псковская областная больница» обязательными при проведении процедуры являются препараты: физиологический раствор, гепарин и спирт 70 %. Препарат Гепарин предоставлялся Богаревой О.В. на отделении при проведении программного гемодиализа в период с декабря 2010 года по 10 февраля 2011 года. Препарат «клексан» - эноксапарин натрия, низкомолекулярный гепарин, используемый для предупреждения гиперкоагуляции в системе экстракорпоральной циркуляции при проведении гемодиализа, в стандарт заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа у пациентов с терминальной стадией хронической почечной недостаточности не входит. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года №328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», граждане имеющие право на получение набора социальных услуг, обеспечиваются лекарственными средствами, предусмотренными Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, в соответствии со стандартами медицинской помощи. Поскольку "клексан" в стандарт оказания медицинской помощи не входит, пациенты обеспечиваются препаратом только при наличии финансовых средств на приобретение данного препарата.

Представитель третьего лица Государственного финансового Управления Псковской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель третьего лица Государственного предприятия Псковской области «Фармация» полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Указал, что предприятие организует приемку, хранение и доставку в пункты отпуска лекарственных средств. Закупка лекарственных средств по федеральной и региональной льготе, должна осуществляться путем проведения аукциона, котировки при условии предоставления преференции отечественному производителю. Государственным заказчиком на проведение аукциона, котировки для закупки лекарственных средств выступает комитет. ГП ПО «Фармация» при наличии лекарственных средств, а также при положительном решении вопроса на уровне комитета может поставить необходимые лекарственные средства для граждан, имеющих социальные льготы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей Ф.Т. и П.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Положениями Федерального закона от 22 июля 1993 года N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает, что гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; инвалиды и другие категории граждан, установленные данной статьей.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого отдельным категориям граждан, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе, предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

В соответствии со ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ, Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года №328, утвержден «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», который разработан в целях регулирования мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области (далее Порядок).

Пункт 6 Положения предусматривает, что для получения меры социальной поддержки в виде бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения несовершеннолетнего или взрослого недееспособного лица законный представитель соответствующего лица (далее - иной заявитель) обращается в соответствующее учреждение здравоохранения по месту жительства или месту пребывания и предъявляет документ, удостоверяющий личность иного заявителя, и страховой медицинский полис обязательного страхования несовершеннолетнего или взрослого недееспособного лица.

Согласно п. 7 Положения рецепт для бесплатного получения лекарственного средства (далее - ЛС) выписывается врачом (фельдшером) на бланке установленной формы с пометкой «бесплатно» в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на курс лечения сроком на 1 месяц и выдается гражданину или иному заявителю.

В силу п. 8 Положения финансовое обеспечение предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения ЛС граждан, проживающих на территории области (далее - граждане), при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения осуществляется за счет средств, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год. Объем средств областного бюджета для осуществления бесплатного обеспечения лекарственными средствами учреждениями здравоохранения рассчитывается в соответствии с Методикой расчета финансирования учреждений здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения ЛС при амбулаторном лечении, являющейся приложением к настоящему Порядку.

Из копии справки МСЭ №*** следует, что Богарева О.В. является инвалидом первой группы по общему заболеванию (л.д. 14).

Из ответа Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонного) от ***2011 года №*** следует, что Богаревой О.В. с ***2005 года установлена ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 1 группы» в размере 950 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты с ***2011 года составляет 1865 руб. 02 коп., с учетом заявления об отказе от транспортной составляющей набора социальных услуг (л.д. 122-122).

Согласно выписке из амбулаторной карты №*** Богаревой О.В., истица страдает хроническим гломерулонефритом с исходом в ХПН. С 1996 года получает коррекцию программным гемодиализом. Вводный период осложнился геморрагическим перикардитом с тампонадой сердца, остеомиелитом ребер, сепсисом. С 2008 года Богарева О.В. переведена с гепарина на низкомолекулярный гепарин - клексан 80 мг в экстракорпоральный контур в начале процедуры гемодиализа. Получает лечение: программный гемодиализ 12 часов в неделю, карбонат кальция 7 ч.л. в сут., альфа Дз Тева 0,25 мкг, рекормон 2000 МЕ п/к 2 раза в неделю, клексан 80 мг в/в на диализе 3 раза в неделю.

Допрошенная в качестве свидетеля Ф.Т. (врач Псковской областной больницы) показала, что Богарева О.В. в связи с наличием у нее с 1996 года хронического гломерулонефрита, получает коррекцию программным гемодиализом, в связи с чем ей назначен препарат клексан 80 мг на диализе 3 раза в неделю. Данный лекарственный препарат не входит в стандарты заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа. Препарат клексан является для Богаревой О.В. жизненно необходимым, в связи с чем, истице выдается направление на приобретение лекарственного средства на льготной основе.

Свидетель П.И. показала, что на основании направления врача-специалиста она выписывает рецепты на получение лекарственных препаратов, гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами. На основании направления врача Ф.Т. были выписаны Богаревой Т.А. рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата Клексан в связи с наличием у нее заболевания хронический гломерулонефрит.

Судом установлено, что 16 декабря 2010 года Богаревой О.В. был выписан рецепт серии ******, сроком действия 30 дней, на получение лекарственного препарата «клексан» (л.д. 20).

22 декабря 2010 рецепт был принят в МП г. Пскова «Аптека №1» и в связи с отсутствием данного препарата на момент обращения, был постановлен на отсроченное обслуживание и снят в связи с истечением срока действия рецепта, поскольку не было поставок (л.д. 21, 92).

20 января 2011 года Богаревой О.В. был выписан рецепт серии ******, сроком действия 30 дней, на получение лекарственного препарата «клексан».

31 января 2011 года рецепт был принят в МП г. Пскова «Аптека №1», в связи с отсутствием данного препарата на момент обращения, постановлен на отсроченное обслуживание, снят в связи с истечением срока действия рецепта (л.д. 23).

Анализ представленных доказательств свидетельствует о том, что в течение срока действия рецептов на получение лекарственного препарата истец не была обеспечена лекарственным препаратом «клексан», в связи с чем, была вынуждена приобрести жизненно необходимый ей препарат за счет собственных средств, что подтверждается товарными чеками от 13 января 2011 года и от 09 февраля 2011 года на покупку препарата «клексан» на общую сумму 5134 руб. (л.д. 24).

Постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009 г. N 375, утверждено Положение о Государственном комитете Псковской области по здравоохранению и фармации.

Данным Положением предусмотрено, что Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации организует оказание мер социальной поддержки, предусмотренных Законом области от 8 мая 2007 года №656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области».

В силу ФЗ РФ № 178-ФЗ, Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации отвечает за обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными средствами, и обязан включать в заявки сведения о нуждаемости в лекарственных препаратах, в количестве необходимом для обеспечения граждан жизненно необходимыми препаратами.

Постановлением Администрации Псковской области от 31 декабря 2010 года №557 «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания жителям Псковской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год», препарат эноксапарин натрия – клексан включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (в том числе дорогостоящих), приобретаемых за счет средств областного бюджета, средств местных бюджетов, средств ОМС для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2010 года №1938-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год» эноксапарин натрия включен в данный Перечень.

Судом установлено, что лекарственных препарат клексан выписан истице в связи с наличием у нее тяжелого заболевания - хронический гломерулонефрит, и является для нее жизненно необходимым лекарственным средством.

С учетом изложенного, между действиями Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, выразившимися в необеспечении Богаревой О.В. необходимым лекарственным средством «клексан» и тем самым нарушением ее прав на получение социальных услуг имеется прямая причинно-следственная связь.

Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Оценивая представленные по делу доказательства, с учетом положений ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в части взыскания с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации расходов, произведенных на приобретение лекарственного препарата в сумме 5134 рублей.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права или посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Судом установлено, что препарат «клексан» был выписан истице в связи с наличием у нее заболевания – хронический гломерулонефрит, данный препарат является для Богаревой О.В. жизненно необходимым. Неисполнение ответчиком требований Закона «О государственной социальной помощи» является нарушением личного неимущественного права истицы на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленного в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Указанное нарушение ответчиком своих обязанностей причинило Богаревой О.В. моральный вред, выразившийся в нравственных и физических страданиях.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает наличие физических страданий, перенесенных истицей, выразившихся в негативных эмоциях и переживаниях по поводу состояния своего здоровья, наличие вины ответчика, не исполнившего должным образом свои обязанности. При этом суд исходит из требований разумности и справедливости, определив моральный вред, подлежащий взысканию в сумме 1000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,338 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора г. Пскова в интересах Богаревой О.В. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 5134 рублей и компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, удовлетворить.

Взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации в пользу Богаревой О.В. расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата в размере 5134 рублей и денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено *** 2011 года.

Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.