Дело №2-1572/2011 РЕШЕНИЕ *** 2011 года город Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Емельяновой Л.В., при секретаре Бердниковой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Пскова в интересах Черезова С.М. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 2422 руб. 40 коп. и компенсации морального вреда в сумме 1000 руб., УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора города Пскова, действуя в интересах Черезова С.М., в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ГП ПО «Фармация» и Администрации Псковской области о взыскании компенсации расходов, произведенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 2422 руб. 40 коп. и денежной компенсации морального вреда в сумме 1000 руб., впоследствии требования были уточнены и обращены к ответчику Государственному Комитету Псковской области по здравоохранению и фармации. В обоснование исковых требований указал, что Черезов С.М. является инвалидом 2 группы и, в силу Федерального закона от 17.07.1999 N 178 «О государственной социальной помощи», имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами. 14.12.2010 года Черезову С.М. был выписан рецепт серии *** №*** на необходимый ему лекарственный препарат «Проноран», однако лекарственное средство истцом получено не было, также препарат не был получен Черезовым С.М. и по рецепту от 24 января 2011 года серии *** №***. 24 февраля 2011 года выписан рецепт серии *** №*** на лекарственный препарат «мадопар». Однако, при обращении в аптеку лекарственный препарат Черезовым С.М.. получен также не был. В связи с чем, истец вынужден был приобрести лекарственные средства за счет собственных средств. Просит суд взыскать с ответчика убытки, понесенные Черезовым С.М. в связи с необеспечением его лекарственными препаратами в размере 2422 руб. 40 коп. и денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.. В судебное заседание Черезов С.М. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В судебном заседании прокурор Удальцов В.В. уточнил заявленные требования. Просил суд взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации в пользу Черезова С.М. убытки в размере 944 руб. в части расходов на приобретение лекарственного препарата «проноран», от требований в части взыскания убытков на приобретение препарата «мадопар» отказался, в связи с тем, что данный препарат был получен истцом, также полагал, что Черезову С.М. был причинен моральный вред, в связи с чем просил суд взыскать с ответчика в пользу Черезова С.М. денежную компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей. В судебном заседании представитель ответчика Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации иск признал частично, указав, что в декабре 2010 года Черезову С.М. выписан лекарственный препарат «проноран» по рецепту № *** *** от 14.12.2010 г., 16 декабря 2010 года рецепт был предъявлен в аптечное учреждение и поставлен на отсроченное обеспечение в ОРР № 1 ГППО «Фармация». Согласно регламенту Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации организует работу по формированию государственного заказа на поставку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для федеральных льготников в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данный закон регулирует конкурсные процедуры по приобретению лекарственных препаратов таким образом, что период времени от объявления конкурсных процедур до поставок лекарственных препаратов составляет не менее 25 дней, а приобретение препаратов по договору у единственного поставщика ограничивается суммой 100 000 рублей в квартал на однородный товар. Данная форма приобретения лекарственных препаратов используется комитетом исключительно для обеспечения рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание. Препарат «проноран» относится к группе «Средства для лечения паркинсонизма», препарат данной группы был закуплен комитетом в 4 квартале 2010 года по договору № 71 от 25.11.2010 г. для отпуска по рецептам, поставленным на отсроченное обеспечение. В связи с ограничениями, налагаемыми Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, дополнительное приобретение препаратов группы «Средства для лечения паркинсонизма» в декабре 2010 года комитетом было невозможно. В связи с теми обстоятельствами, что лекарственный препарат «проноран» по рецепту № *** от 14.12.2010 г., поставленному на отсроченное обеспечение в ОРР № 1 ГППО «Фармация» 16.12.2010 г. пациентом получен не был, комитетом признаются обязательства в части взыскания расходов, понесенных 15.12.2010 г. на приобретение лекарственного препарата «проноран» на сумму 944 рубля. В 2011 году Черезову СМ. препарат «проноран» был выписан: 24.01.2011 г. по рецепту № *** - 3 упаковки, 22.02.2011 г. по рецепту № *** - 3 упаковки, 23.03.2011 г. по рецепту № *** - 3 упаковки, 15.04.2011 г. по рецепту № *** - 3 упаковки. Все указанные рецепты на препарат «проноран» обслужены. В 2011 году Черезову СМ. препарат «мадопар» был выписан: 24.01.2011 г. по рецепту № *** -1 упаковка, 22.02.2011 г. по рецепту № *** - 1 упаковка, 23.03.2011 г. по рецепту № *** - 1 упаковка, 15.04.2011 г. по рецепту № *** - 1 упаковка, все указанные рецепты на препарат «мадопар» обслужены, в связи с чем требования о взыскании убытков по приобретению препарата «мадопар» не признают. Считают необоснованными требования в части взыскания денежной компенсации морального вреда. Представитель третьего лица Государственного предприятия Псковской области «Фармация» полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 3.2.1 Положения о Государственном комитете Псковской области по здравоохранению и фармации, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009 года №375, комитет организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Составлением сводной муниципальной заявки на планируемый период и формированием государственного заказа на поставку лекарственных средств по федеральной и региональной льготе занимается Государственное учреждение здравоохранения «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств Псковской области». ГП ПО «Фармация», заключило государственный контракт с комитетом на поставку лекарственных средств по федеральной и региональной льготе, строго руководствуется установленной в контракте спецификацией на приобретение и отпуск получателями лекарственных средств. Предприятие организует приемку, хранение и доставку в пункты отпуска лекарственных средств. Закупка лекарственных средств по федеральной и региональной льготе, должна осуществляется путем проведения аукциона, котировки при условии предоставления преференции отечественному производителю. Государственным заказчиком на проведение аукциона, котировки для закупки лекарственных средств выступает комитет. ГП ПО «Фармация» при наличии лекарственных средств, а также при положительном решении вопроса на уровне комитета может поставить необходимые лекарственные средства для граждан, имеющих социальные льготы. Представитель третьего лица Государственного финансового Управления Псковской области иск не признала, указывая на необоснованность заявленных требований. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Положениями Федерального закона от 22 июля 1993 года N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении. Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает, что гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; инвалиды и другие категории граждан, установленные данной статьей. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»в состав предоставляемого отдельным категориям граждан, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе, предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами. В соответствии со ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ, Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года №328, утвержден «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», который разработан в целях регулирования мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области (далее Порядок). Меры социальной поддержки в лекарственном обеспечении в соответствии с настоящим Порядком предоставляются в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации, применительно к группам населения/категории заболеваний, указанным в статье 1 Закона области от 8 мая 2007 г. N 656-оз "О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области" (далее - Закон области). Пункт 6 указанного Положения предусматривает, что для получения меры социальной поддержки в виде бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения несовершеннолетнего или взрослого недееспособного лица законный представитель соответствующего лица (далее - иной заявитель) обращается в соответствующее учреждение здравоохранения по месту жительства или месту пребывания и предъявляет документ, удостоверяющий личность иного заявителя, и страховой медицинский полис обязательного страхования несовершеннолетнего или взрослого недееспособного лица. Согласно п. 7 Положения рецепт для бесплатного получения лекарственного средства (далее - ЛС) выписывается врачом (фельдшером) на бланке установленной формы с пометкой "бесплатно" в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на курс лечения сроком на 1 месяц и выдается гражданину или иному заявителю. В силу п. 8 Положения финансовое обеспечение предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения ЛС граждан, проживающих на территории области (далее - граждане), при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения осуществляется за счет средств, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год. Объем средств областного бюджета для осуществления бесплатного обеспечения лекарственными средствами учреждениями здравоохранения рассчитывается в соответствии с Методикой расчета финансирования учреждений здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения ЛС при амбулаторном лечении, являющейся приложением к настоящему Порядку Согласно справке ФГУ МСЭ по Псковской области филиал №***, Черезову С.М. установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (л.д. 15). На основании рецепта серии *** N *** от 14.12.10 г., больному Черезову С.М. выписан препарат «проноран», рецепт был принят на отсроченное обслуживание 16 декабря 2010 года, что подтверждается копией книги отсроченных рецептов (л.д. 17). Из материалов дела следует, что 15 декабря 2010 года Черезовым С.М. приобретено лекарственное средство «пронорам» в количестве 2 упаковок по цене 944 руб., уплата указанной суммы подтверждена товарным чеком (л.д. 20). 24 января 2011 года Черезову С.М. на основании рецепта серии *** №*** выписан препарат «проноран», сведений о том, что данный рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание, не представлено. Вместе с тем, из копии реестра рецептов ГП ПО «Фармация» усматривается, что 24 января 2011 года Черезову С.М. также выписан рецепт серии *** № *** на препарат «проноран», который 26.01.2011 года был постановлен на отсроченное обслуживание и 10 февраля 2011 года препарат получен истцом (л.д. 18, 23). Судом установлено, что 24 января 2011 года больному Черезову С.М. на основании рецепта серии *** №*** выписан препарат «мадопар», который был принят на отсроченное обслуживание 26 января 2011 года (л.д. 19). Из копии реестра рецептов ГП ПО «Фармация» следует, что препарат «мадопар» был получен истцом по предъявленному рецепту 21 февраля 2011 года (л.д. 23). Постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009 г. N 375, утверждено Положение о Государственном комитете Псковской области по здравоохранению и фармации. Данным Положением предусмотрено, что Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации организует оказание мер социальной поддержки, предусмотренных Законом области от 8 мая 2007 года №656-оз «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области». В силу ФЗ РФ N 178-ФЗ, Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации отвечает за обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными средствами, и обязан включать в заявки сведения о нуждаемости в лекарственных препаратах, в количестве необходимом для обеспечения граждан жизненно необходимыми препаратами. Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, предъявленных к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, произведенных на приобретение лекарственного препарата в части взыскания убытков, понесенных истцом в сумме 944 руб. Что касается требований о взыскании убытков, связанных с приобретением лекарственного препарата по рецепту серии *** №*** от 24.01.2011 года на препарат «мадопар», то суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку лекарственный препарат был предоставлен истцу по данному рецепту в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права или посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Суд считает, что требование о взыскание в пользу Черезова С.М. компенсации морального вреда за необеспечение его лекарственными препаратами, подлежат удовлетворению, поскольку при отказе в выдаче и необеспечение лекарством, являющимся для Черезова С.М. жизненно необходимым, истцу были причинены нравственные страдания. Учитывая, что ответчиком нарушен предусмотренный федеральным законодательством Порядок отпуска лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также гарантированное Черезову С.М. федеральными законами право на льготное лекарственное обеспечение инвалидов, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по возмещению компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда, суд руководствуется требованиями ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходит из требований разумности и справедливости, определив его в одну тысячу рублей. При этом суд учитывает, что истец является инвалидом второй группы, имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, включающее обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с федеральными законами РФ. Лекарственное средство «проноран» было выписано Черезову С.М., как средство для лечения паркинсонизма. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении его личных неимущественных прав и не нуждаются в дополнительном подтверждении ухудшения состояния здоровья истца. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,338 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования заместителя прокурора г. Пскова в интересах Черезова С.М. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов в размере 2422 руб. 40 коп. и компенсации морального вреда в размере 1000 руб., удовлетворить частично. Взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации в пользу Черезова С.М. расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата в размере 944 руб. и денежную компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.. В остальной части иска отказать. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено *** 2011 года. Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова Решение в кассационном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ