Дело № 2-957/2012 Р Е Ш Е Н И Е г. Псков 21 февраля 2012 года Псковский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Зайцевой Е.К., с участием прокурора Спроге Е.В., при секретаре Мирончук Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яковлева Владимира Алексеевича об оспаривании постановления Территориальной избирательной комиссии города Пскова от 01 февраля 2012 года, УСТАНОВИЛ: Яковлев В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Территориальной избирательной комиссии города Пскова от 01 февраля 2012 года. В обоснование заявления указано, что Псковским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (далее ПРО ПП «РОДП «ЯБЛОКО») он выдвинут кандидатом в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №10. 01 февраля 2012 года Территориальной избирательной комиссией города Пскова (далее - ТИК г. Пскова) было принято постановление №22/139, которым ему было отказано в регистрации в качестве кандидата для участия в выборах. Основанием отказа в регистрации явилась неполнота представленных кандидатом в депутаты документов со ссылкой на п.п. «в» п.8 ст. 36 Избирательного кодекса Псковской области. Какие-либо иные основания отказа в регистрации в постановлении не указаны, как и конкретные недостатки, послужившие причиной отказа в регистрации. Заявитель считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене по тем основаниям, что он в нарушение закона не был извещен о заседании ТИК г. Пскова, на котором будет рассмотрен вопрос об отказе в его регистрации как кандидата в депутаты Псковской городской Думы, соответственно он не мог принять личное участие в заседании. Кроме того, в нарушение п.1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ТИК г. Пскова не известила его о выявленных недостатках документов, поданных на регистрацию. При таких обстоятельствах, поскольку он был лишен права вносить уточнения и дополнения в представленные для регистрации документы, просит суд признать незаконным и отменить постановление ТИК г. Пскова от 01.02.2012 г. №22/139 об отказе в его регистрации в качестве кандидата в депутаты и обязать ТИК г. Пскова зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Псковской городской Думы по одномандатному округу №10. Кроме того, в оспариваемом постановлении неверно указано наименование избирательного объединения, выдвинувшего кандидата. Заявитель Яковлев В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Представитель заявителя Яковлева В.А. – Шлосберг Л.М. также просил удовлетворить заявленные требования и пояснил, что причиной отказа регистрации Яковлева В.А. в качестве кандидата в депутаты послужило предоставление заявителем вместе с иными необходимым для регистрации документами первого финансового отчета, в котором отсутствовал номер специального избирательного счета. Вместе с тем, сдача финансового отчета без указания номера специального избирательного счета была вынужденной мерой. Так, 21 января 2012 года Региональный совет ПРО РОДП «ЯБЛОКО», являющийся избирательным объединением, выдвинул список кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах на выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва. Документы о выдвижении кандидатов от уполномоченного представителя избирательного объединения были приняты ТИК г. Пскова 23 января 2012 года в 09 час. 15 мин. Прием документов для регистрации кандидатов должен быть завершен в 18 час. 00 мин. этого же дня. В связи с этим представитель избирательного объединения обращался к председателю ТИК г.Пскова с просьбой провести заседание комиссии по заверению списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением в одномандатных избирательных округах, до 15 часов 23 января 2012 года, но в удовлетворении указанного ходатайства ему было отказано. Заседание ТИК г. Пскова состоялось 23 января 2012 года в 17 часов 00 минут. Копия заверенного списка кандидатов по одномандатным избирательным округам была получена заявителем в 17 часов 50 минут. Разрешение на открытие специального избирательного счета заявитель получил 23 января 2012 года после 18 ч 00 мин, т.е. после сдачи иных необходимых документов. Таким образом, Яковлев В.А. был лишен возможности открыть специальный избирательный счет и указать его номер в первом финансовом отчете до 18 часов 00 минут 23 января 2012 года. Указанный счет был открыт заявителем 24 января 2012 года. Об открытии специального избирательного счета на имя Яковлева В.А. Шлосберг Л.М. сообщил в ТИК г. Пскова путем направления почтового отправления 25 января 2012 года. Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии г. Пскова, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявления возражал. Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица. Заслушав заявителя Яковлева В.А., его представителя Шлосберга Л.М., заключение прокурора, полагавшего заявление обоснованным, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Конституцией Российской Федерации гарантировано право народа осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3 Конституции Российской Федерации). В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность, все общественные объединения равны перед законом (ст.13 Конституции РФ). Статьями 32 и 130 Конституции РФ гарантировано право граждан участвовать в управлении делами государства, их право избирать и быть избранными в органы власти и органы местного самоуправления. Согласно преамбуле к Федеральному закону от 12.06.2002 г. №67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что закреплено в ч.1 ст.1 указанного закона. В силу ч.6 ст.1 вышеуказанного Федерального закона, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации (ч.ч.1, 3 ст.20 Федерального закона) На основании пп. «а» п.9 ст.26 Федерального закона территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Порядок организации и проведения на территории Псковской области выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований определяется Законом Псковской области от 01.08.2003 г. №295-оз (в ред. от 03.11.2011 г.) «Избирательный кодекс Псковской области». Судом установлено, что решением Псковской городской Думы от 09 декабря 2011 года №2015 выборы депутатов Псковской городской Думы пятого созыва назначены на 04 марта 2012 года. Согласно выписке из протокола от 21 января 2012 года Региональным советом Псковского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» выдвинут список кандидатов в одномандатных избирательных округах на выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва, в число которых включен Яковлев В.А. 23 января 2012 года в 09 часов 15 минут представитель избирательного объединения ПРО ПП «РОДП «ЯБЛОКО» Шлосберг Л.М. сдал в ТИК г.Пскова документы для заверения единого списка кандидатов, что подтверждается справкой о приеме документов (л.д.19). Постановлением ТИК г.Пскова от 23 января 2012 года №16/50 заверен список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутый избирательным объединением Псковского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» (л.д.20). Копии указанного постановления и заверенного списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва выданы уполномоченному представителю указанного избирательного объединения в 17 ч 50 мин. В тот же день в 18 часов 50 минут ТИК г. Пскова от заявителя Яковлева В.А. был принят пакет документов, необходимых для регистрации, что подтверждается соответствующей справкой. Постановлением ТИК г. Пскова № 22/139 от 01 февраля 2012 года в регистрации Яковлева В.А. в качестве кандидата в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО»», по одномандатному избирательному округу № 4 отказано в связи с нарушением Яковлевым В.А. п.п. в п. 8 статьи 36 Закона Псковской области «Избирательный кодекс Псковской области», то есть в связи с отсутствием необходимых документов (л.д.12). Из пояснений Яковлева В.А. и его представителя Шлосберга Л.М. следует, что причиной отказа в регистрации заявителя послужило предоставление им первого финансового отчета без указания в нем номера избирательного счета, который мог быть открыт только после сдачи всех необходимых документов и получения соответствующего разрешения ТИК г. Пскова на его открытие. Указанный счет был открыт Яковлевым В.А. 24 января 2012 года (л.д.21-23), о номере специального избирательного счета в ТИК г. Пскова им было сообщено путем направления почтовой корреспонденции 25.01.2012г., что подтверждается почтовым уведомлением. В соответствии с п.3 ст.34 «Избирательного кодекса Псковской области» при приеме избирательных документов избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, в случае, если документы доставлены в избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. В соответствии с Разъяснением порядка применения пункта 1.1., подпунктов «в.1», «в.2» п. 24, п.п. «б.1», «б.2» п.п. 25, п.п. «з», «и» п. 26 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2007 г. №203/1272-4 отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов. Согласно п.1.1. ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 вышеуказанного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки. На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения. Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения либо направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения. Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (уточнение и дополнение сведений о кандидате, приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона, иного закона, в том числе в части их оформления), может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов. Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона. Указанные положения закона являются правовой гарантией избирательного процесса в части предоставления возможности исправления допущенных избирательным объединением или кандидатом в депутаты нарушений при оформлении документов. Аналогичные положения содержатся в ст. 36 Избирательного кодекса Псковской области, со ссылкой на п.п. «в» п. 8 которой заявителю было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты. При таких обстоятельствах, поскольку в нарушение вышеуказанных требований закона, направленных на защиту избирательных прав кандидатов в депутаты, Яковлев В.А. не был извещен ТИК г. Пскова о неполноте поданных им документов, в связи с чем заявитель был лишен предоставленного ему законом права на внесение уточнений и дополнений в поданные им документы, а именно права на внесение в финансовый отчет сведений о номере открытого им специального избирательного счета, суд полагает, что обжалуемое постановление ТИК г. Пскова не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. Кроме того, суд соглашается с доводами заявителя о том, что поскольку прием документов от кандидатов в депутаты ПРО ПП «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатным избирательным округам» для их регистрации начался в ТИК г. Пскова после 17 ч 50 мин. 23 января 2012 года, то есть после заверения ТИК списка кандидатов в депутаты по одномандатным округам, при этом открытие кандидатами в депутаты специального избирательного счета возможно только после получения ими заверенной копии списка, то реальной возможности предоставить в установленный законом срок - до 18 ч. 00 мин. 23 января 2012 года финансовый отчет с указанием номера специального избирательного счета у заявителя не имелось. Также суд учитывает, что в оспариваемом постановлении допущена ошибка в написании избирательного объединения, выдвинувшего Яковлева В.А. в кандидаты в депутаты, а именно: вместо избирательного объединения «Псковское региональное отделение Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО», указано избирательное объединение «Политическая партия «Российская демократическая партия «Яблоко». Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что каких-либо иных оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Яковлева В.А., равно как и указания на конкретные документы, отсутствие которых послужило основанием для отказа в его регистрации, оспариваемое постановление не содержит, суд полагает возможным удовлетворить требования заявителя об обязании ТИК г.Пскова зарегистрировать Яковлева В.А. в качестве кандидата в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10. В силу ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств исполнение решения суда может оказаться невозможным. Учитывая, что законодателем в целях обеспечения избирательных прав граждан установлены сокращенные сроки рассмотрения дел указанной категории, а также принимая во внимание относительно небольшой период времени, оставшийся до даты проведения выборов, суд полагает возможным удовлетворить просьбу заявителя и обратить указанное решение к немедленному исполнению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 197-199, 212, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Яковлева Владимира Алексеевича удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии города Пскова от 01 февраля 2012 г. № 22/139 «Об отказе в регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» для участия в выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Яковлева Владимира Алексеевича». Обязать Территориальную избирательную комиссию города Пскова зарегистрировать Яковлева Владимира Алексеевича, выдвинутого Псковским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», кандидатом в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №10. Решение обратить к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение пяти дней со дня его вынесения через Псковский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2012 года. Председательствующий Е.К. Зайцева Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.