Дело № 2-870/2012 Именем Российской Федерации 10 февраля 2012 года г. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Иойлевой Е. В. с участием прокурора Ушкачева А.В. при секретаре Белобродской Н.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Михайлова Игоря Сергеевича о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии г. Пскова и обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по одномандатному избирательному округу, установил: Михайлов И.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии г. Пскова № 21/128 от 1 февраля 2012 года и обязании зарегистрировать его кандидатом в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по одномандатному избирательному округу № 12. В обоснование заявления Михайлов И.С. указал, что оспариваемым постановлением нарушается его право быть избранным в органы местного самоуправления Российской Федерации, поскольку ему отказано в регистрации как кандидата в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва. Основанием отказа явилось нарушение, как указано в постановлении, порядка выдвижения кандидата, а именно: выдвижение было осуществлено Бюро Комитета регионального отделения КПРФ. Данный вывод Территориальной избирательной комиссии нарушает положения Устава КПРФ и противоречит представленным документам о делегировании полномочий по выдвижению постоянно действующему коллегиальному органу партии. Мотивируя отказ в регистрации кандидата в депутаты тем, что «Псковское областное отделение КПРФ» нарушило нормы Устава КПРФ, Территориальная избирательная комиссия вышла за пределы своей компетенции, в которую не входит толкование партийных документов. Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления в его названии и резолютивной части указано, что кандидат выдвинут избирательным объединением «Коммунистическая партия Российской Федерации». Вместе с тем, документы о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам и последующее заверение списка кандидатов осуществлено избирательному объединению «Псковское областное отделение политической партии КПРФ». Таким образом, постановление принято в отношении кандидата, выдвинутого иным избирательным объединением. Заявитель также полагает, что он был лишен права вносить уточнения и дополнения в представленные для регистрации документы, так как Территориальная комиссия не извещала его о выявленных недостатках, как предусмотрено п.1.1 ст. 38 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Михайлов И.С. просил признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии и обязать ТИК зарегистрировать его кандидатом в депутаты от избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии КПРФ», решение обратить к немедленному исполнению. Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Пскова в судебном заседании отсутствовал. В письменных возражениях указал на необоснованность заявленных требований. О времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд в известность не поставил, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело без его участия. Прокурор полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, заключил, что Бюро Комитета избирательного объединения не обладает полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты на основных выборах в органы местного самоуправления. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Решением Псковской городской Думы № 2015 от 9 декабря 2011 года на 4 марта 2012 года назначены выборы депутатов Псковской городской Думы пятого созыва. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Город Псков» по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления постановлением Избирательной комиссии Псковской области возложены на Территориальную избирательную комиссию города Пскова. 21 января 2012 года постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Пскова № 14/38 был заверен список кандидатов от избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным избирательным округам. Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Пскова № 21/128 от 1 февраля 2012 года отказано в регистрации Михайлова И.С. в качестве кандидата в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по одномандатному избирательному округу № 12, в связи с нарушением порядка выдвижения кандидата в депутаты. В качестве основания принятого решения было указано, что в нарушение части 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» решение о выдвижении кандидата в депутаты органа местного самоуправления принято не Конференцией регионального отделения КПРФ, а Бюро Комитета, в компетенцию которого входит выдвижение кандидатов в депутаты лишь на повторных и дополнительных выборах. Иные основания отказа в регистрации кандидата Михайлова И.С. не указаны. Давая правовую оценку изложенным обстоятельствам, суд исходит из следующего: Статья 35 ч.2 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Аналогичное положение содержится в п.2 ст. 31 Закона Псковской области «Избирательный кодекс Псковской области». В силу части 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения списков кандидатов не только конференциями или общими собраниями региональных отделений партии, но и иными органами, предусмотренными уставом политической партии. Согласно п. 3.1 Устава КПРФ региональные отделения являются структурными подразделениями партии. При этом согласно п. п. 6.2, 6.3 Устава КПРФ выдвижение кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления относится к компетенции Конференции регионального отделения КПРФ. Пунктом 6.11 Устава для решения политических, организационных и текущих вопросов предусмотрено создание Бюро Комитета как самостоятельного структурного органа партии. По поручению вышестоящих органов партии Бюро Комитета помимо прямо указанных в данном пункте задач вправе решать и другие вопросы. Таким образом, Бюро Комитета является самостоятельным органом структурного подразделения партии. Как следует из представленных материалов, 23 сентября 2011 года Х совместным Пленумом ЦК И ЦКРК КПРФ принято постановление «О делегировании полномочий Пленума партии региональным и местным отделениям КПРФ по решению некоторых вопросов, связанных с деятельностью политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», которым прямо рекомендовано региональным отделениям политической партии КПРФ предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции непосредственно Бюро Комитета регионального отделения КПРФ по решению вопроса выдвижения кандидата в депутаты на соответствующие муниципальные выборы и на иные выборные должности в органы местного самоуправления. 1 октября 2011 года ХХХV1 (2 этап) Конференция Псковского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» во исполнение решения Пленума партии приняла постановление о делегировании полномочий Конференции Бюро Комитета Псковского областного отделения по вопросу выдвижения в целях оперативного решения вопросов, связанных с участием избирательного объединения в выборах. Учитывая, что Федеральный закон «О политических партиях» не содержит положений об ограничении полномочий органов партии при решении вопроса о делегировании, а также то обстоятельство, что в соответствии с Уставом КПРФ, выдвижение кандидатов в депутаты не является исключительной компетенцией Конференции, суд полагает, что постановление территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата Михайлова И.С. нельзя признать законным. Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов в депутаты иным органом, предусмотренным уставом политической партии, а Уставом КПРФ в качестве структурного органа партии предусмотрено Бюро, данный орган обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты. По смыслу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на избирательную комиссию возлагается обязанность извещения кандидата в случае выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов не позднее, чем за три дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов. Данное положение закона является правовой гарантией избирательного процесса в целях исправления допущенных избирательным объединением или кандидатом в депутаты нарушений при оформлении документов. Поскольку в данном случае Территориальная избирательная комиссия не уведомила избирательное объединение и кандидата в депутаты Михайлова И.С. о выявленных, по мнению комиссии, нарушениях и не представила возможности их исправить, то постановление № 21/128 от 1 февраля 2012 года принято с нарушением указанных норм закона. Кроме того, оспариваемое постановление вынесено в отношении избирательного объединения «Коммунистическая партия Российской Федерации», а не в отношении избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии КПРФ», список кандидатов в депутаты которого заверен Территориальной избирательной комиссией города Пскова. Доводы представителя Территориальной избирательной комиссии и прокурора о том, что заключения Управления Министерства Юстиции РФ по Псковской области (письмо №02-116 от 24.01.2012 г.) и Центральной избирательной комиссии РФ (письмо №05-15/1239 от 30.01.2012 г.), подтверждают невозможность делегирования полномочий и нелегитимность действий Бюро Комитета по выдвижению кандидатов в депутаты суд считает несостоятельными виду следующего: Основой основ Российской государственности в настоящее время является ее демократическое устройство (ст.1 Конституции РФ). Конституцией Российской Федерации гарантировано право народа осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3 Конституции Российской Федерации). В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность, все общественные объединения равны перед законом (ст.13 Конституции РФ). Статьями 32 и 130 Конституции РФ гарантировано право граждан участвовать в управлении делами государства, их право избирать и быть избранными в органы власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения В силу ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Принцип правовой определенности, предполагающий, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретенных прав и обязанностей, является одним из ведущих принципов международной правовой системы. Частью 1 ст.38 Федерального закона "О политических партиях", статьей 23 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" органами Министерства юстиции РФ и избирательными комиссиями субъекта РФ осуществляется контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации в субъекте РФ. Представители Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области и избирательной комиссии Псковской области, присутствующие при вынесении постановления XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01 октября 2011 года о делегировании полномочий Бюро Комитета, заявили об отсутствии нарушении и замечаний. При таких обстоятельствах у избирательного объединения были все основания полагать, что его действия являются законными. Принимая во внимание изложенное, требования заявителя суд считает обоснованными. В связи с тем, что установленный законом срок для регистрации кандидатов на момент рассмотрения настоящего гражданского дела истек, восстановление прав заявителя возможно лишь при возложении на избирательную комиссию обязанности по регистрации кандидата в депутаты. Учитывая, что неисполнение решения суда может существенно повлиять на проведение и результаты выборов в Псковскую городскую Думу пятого созыва, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению на основании ст. 212 ч.1 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 210, 212, 246, 260.1, 261 ГПК РФ, суд Решил: Заявление Михайлова Игоря Сергеевича удовлетворить. Признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии г. Пскова № 21/128 от 1 февраля 2012 года об отказе в регистрации Михайлова Игоря Сергеевича – кандидата в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 12. Обязать Территориальную избирательную комиссию г. Пскова зарегистрировать Михайлова Игоря Сергеевича кандидатом в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по одномандатному избирательному округу № 12, для участия в выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва. Решение обратить к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Псковского областного суда через Псковский городской суд в течение 5 дней со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 13 февраля 2012 года. Председательствующий: Е.В. Иойлева Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.