Дело № 2-950/2012 о признании незаконным постановления ТИК г.Пскова и обязании зарегистировать кандидатом в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва



Дело № 2-950/2012

Решение

Именем Российской Федерации

г. Псков 20 февраля 2012 года

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Иойлевой Е.В.

с участием прокурора Ушкачева А.В.

при секретаре Белобродской Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гайдука Артура Марковича о защите избирательных прав,

Установил:

Гайдук А.М. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав.

В обоснование заявления Гайдук А.М. указал, что Псковским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (далее ПП «РОДП «ЯБЛОКО») он выдвинут кандидатом в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

1 февраля 2012 года ТИК г. Пскова было принято постановление №22/133, которым ему было отказано в регистрации в качестве кандидата для участия в выборах. Основанием отказа в регистрации явилась неполнота представленных кандидатом в депутаты документов со ссылкой на п.п. «в» п.8 ст. 36 Избирательного кодекса Псковской области. Другие основания отказа в регистрации не указаны, как и конкретные недостатки, послужившие причиной отказа в регистрации.

Считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене по тем основаниям, что не был извещен о заседании Территориальной избирательной комиссии г. Пскова, на котором будет рассмотрен вопрос об отказе в его регистрации как кандидата в депутаты Псковской городской Думы, соответственно он не мог принять личное участие в заседании. Заявитель полагает, что он был лишен права вносить уточнения и дополнения в представленные для регистрации документы, так как Территориальная избирательная комиссия не извещала его о выявленных недостатках, как предусмотрено п.1.1 ст. 38 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В судебном заседании заявитель и его представитель Шлосберг Л.М. заявленные требования поддержали, просили, признать незаконным и отменить постановление ТИК г. Пскова от 01.02.2012 г. №22/133 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Гайдука А.М.,, обязать ТИК г. Пскова зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Псковской городской Думы по одномандатному округу и обратить решение к немедленному исполнению.

Шлосберг Л.М. также пояснил, что он только 1 февраля 2012 года на заседании ТИК узнал о том, что причиной отказа явилось предоставление вместе с необходимым для регистрации пакетом документов финансового отчета, в котором отсутствовал номер специального избирательного счета. О других причинах отказа ему ничего не известно.

Полагает, что сдача финансового отчета без указания номера специального избирательного счета была вынужденной, поскольку ТИК г. Пскова намерено создала условия, препятствующие в реализации избирательных прав кандидатов в депутаты ПРО ПП «РОДП «ЯБЛОКО». Действия ТИК лишили заявителя возможности в рабочее время открыть в ОАО «Сбербанк России» до 18 ч 23 января 2012 года специальный избирательный счет, подготовить первый финансовый отчет с указанием номера счета и представить его в избирательную комиссию.

Шлосберг Л.М показал, что 21 января 2012 года Региональный совет ПРО РОДП «ЯБЛОКО», являющийся избирательным объединением, выдвинул список кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах на выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва. Документы о выдвижении кандидатов от уполномоченного представителя избирательного объединения были приняты ТИК г. Пскова 23 января 2012 года в 09 час. 15 мин. Прием документов для регистрации кандидатов должен быть завершен в 18 ч этого же дня. Разрешение на открытие специального избирательного счета заявитель получил 23 января 2012 года около 18 ч. При этом, уполномоченный представитель избирательного объединения обращался к председателю ТИК г.Пскова с просьбой провести заседание комиссии по заверению списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением в одномандатных избирательных округах, до 15 часов 23 января 2012 года, с целью предоставления разумного времени для открытия специальных избирательных счетов кандидатов, выдвинутых в одномандатных избирательных округах. Председатель ТИК г. Пскова в удовлетворении указанного ходатайства отказал, заседание ТИК г. Пскова состоялось 23 января 2012 года в 17 часов 00 минут. Копия заверенного списка кандидатов по одномандатным избирательным округам была получена заявителем в 17 часов 50 минут, что лишило его возможности открыть специальный избирательный счет и указать его номер в финансовом отчете, учитывая время приема документов на регистрацию в Территориальной избирательной комиссии.

В течение всего дня 23 января 2012 года заявитель вместе с другими кандидатами и представителем избирательного объединения находился на территории избирательной комиссии. Им были сданы в установленный законом срок документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе финансовый отчет, без указания в нем номера специального избирательного счета. Полагает, что отчет соответствовал предъявляемым требованиям с учетом того, что финансовые операции по счету не проводились, денежных средств на счете не было. После сдачи им документов на регистрацию он 23 января 2012 года открыл спецсчет.

Шлосберг Л.М. также пояснил, что им лично были направлены заказным письмом с уведомлением о вручении в ТИК сведения об открытии специальных избирательных счетов на каждого кандидата в депутаты, в том числе и на Гайдука А.М. Сведения поступили в ТИК 27 января 2012 года.

Таким образом, в избирательной комиссии имелись и имеются все необходимые документы для регистрации кандидата в депутаты.

Кроме того, в оспариваемом постановлении неверно указано наименование избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не указано, какие именно недостатки документов послужили причиной отказа в регистрации.

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии г. Пскова В.М. Кротов в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

Прокурор полагал, что требования заявителя подлежат удовлетворению, поскольку Территориальной избирательной комиссией нарушены положения п.1.1 ст. 38 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В оспариваемом постановлении не указано, отсутствие каких именно документов послужило причиной отказа в регистрации кандидата в депутаты.

Кроме того, кандидат в депутаты Территориальной избирательной комиссией поставлен в безвыходную ситуацию и лишен возможности представить своевременно до окончания пресекательного десятидневного срока финансовый отчет с указанием номера его специального избирательного счета

Заслушав заявителя Гайдука А.М., его представителя Шлосберга Л.М., заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Псковской городской Думы № 2015 от 9 декабря 2011 года 4 марта 2012 года назначены выборы депутатов Псковской городской Думы пятого созыва.

Согласно выписке из протокола 21 января 2012 года Региональным советом Псковского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» выдвинут список кандидатов в одномандатных избирательных округах на выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва, в число которых включен Гайдук А.М.

Постановлением ТИК г.Пскова от 23 января 2012 года №16/50 заверен список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутый избирательным объединением ПРО ПП «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО». Копии указанного постановления и заверенного списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва выданы уполномоченному представителю указанного избирательного объединения в 17 ч 50 мин.

В тот же день ТИК г. Пскова от заявителя был принят пакет документов, необходимых для регистрации, о чем ему была выдана соответствующая справка.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Пскова № 22/133 от 1 февраля 2012 года отказано в регистрации Гайдука А.М. в качестве кандидата в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО»», по одномандатному избирательному округу № 2.

В качестве основания принятого решения было указано на нарушение п.п. в п. 8 статьи 36 Закона Псковской области «Избирательный кодекс Псковской области», то есть на отсутствие необходимых документов.

Иные основания отказа в регистрации кандидата Гайдука А.М., равно как и конкретные документы, отсутствие которых послужило основанием для отказа в регистрации, не указаны.

Давая правовую оценку изложенным обстоятельствам, суд исходит из следующего:

Основой основ Российской государственности в настоящее время является ее демократическое устройство (ст.1 Конституции РФ).

Конституцией Российской Федерации гарантировано право народа осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3 Конституции Российской Федерации).

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность, все общественные объединения равны перед законом (ст.13 Конституции РФ).

Статьями 32 и 130 Конституции РФ гарантировано право граждан участвовать в управлении делами государства, их право избирать и быть избранными в органы власти и органы местного самоуправления.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определяются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что закреплено в ч.1 ст.1 указанного закона.

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, указанный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

В силу ч.6 ст.1 вышеуказанного Федерального закона, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации (ч.ч.1, 3 ст.20 Федерального закона)

На основании пп. «а» п.9 ст.26 Федерального закона территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Порядок организации и проведения на территории Псковской области выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований определяется Законом Псковской области от 01.08.2003 г. №295-оз (в ред. от 03.11.2011 г.) «Избирательный кодекс Псковской области».

В соответствии с п.3 ст.34 «Избирательного кодекса Псковской области» при приеме избирательных документов избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, в случае, если документы доставлены в избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

В соответствии с Разъяснением порядка применения пункта 1.1., подпунктов «в.1», «в.2» п. 24, пп. «б.1», «б.2» пп. 25, пп. «з», «и» п. 26 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2007 г. №203/1272-4 отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно п.1.1. ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 вышеуказанного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

В нарушение указанного требования закона, направленного на защиту избирательных прав кандидата в депутаты, Гайдук А.М. не был извещен о неполноте поданных им документов. Его право внести уточнения и дополнения в поданные им документы, то есть внести в финансовый отчет сведения о номере открытого им специального избирательного счета, не было обеспечено ТИК, что гарантируется установленными Федеральным законом полномочиями избирательной комиссии ( п.п. а ч. 9 ст. 26 ФЗ-67).

Доводы представителя ТИК о том, что требования п.1.1. ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не относятся к оформлению финансового отчета являются несостоятельными с учетом изложенного, а также принимая во внимание, что именно отсутствие надлежаще оформленного финансового отчета явилось причиной отказа в регистрации кандидата в депутаты.

По смыслу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на избирательную комиссию возлагается обязанность извещения кандидата в случае выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов не позднее, чем за три дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидатов.

В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.

На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения.

Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения либо направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.

Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (уточнение и дополнение сведений о кандидате, приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона, иного закона, в том числе в части их оформления), может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.

Аналогичные требования содержатся в ст. 36 Избирательного кодекса Псковской области, со ссылкой на п. п.в п. 8 которой отказано в регистрации кандидата Гайдука А.М.

Данное положение закона является правовой гарантией избирательного процесса в целях исправления допущенных избирательным объединением или кандидатом в депутаты нарушений при оформлении документов.

Поскольку в данном случае Территориальная избирательная комиссия не уведомила избирательное объединение и кандидата в депутаты Гайдука А.М. о выявленных, по мнению комиссии, нарушениях и не представила возможности их исправить, то постановление № 22/133 от 1 февраля 2012 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты является незаконным.

Судом установлено, что прием документов от кандидатов в депутаты ПРО ПП «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатным избирательным округам» для их регистрации начался в ТИК г. Пскова после 17 ч 50 мин. 23 января 2012 года, то есть после получения копии заверенного списка кандидатов в депутаты по одномандатным округам. Это обстоятельство не оспаривается участниками судебного заседания.

Принимая во внимание, что открытие кандидатами в депутаты специального избирательного счета стало возможным только после получения ими заверенной копии списка, физическая возможность предоставления в установленный законом срок до 18 ч 23 января 2012 года финансового отчета с указанием номера специального избирательного счета у кандидатов в депутаты отсутствовала.

Кроме того, оспариваемое постановление вынесено в отношении кандидата в депутаты избирательного объединения Политическая партия «Российская демократическая партия «Яблоко», а не в отношении избирательного объединения Псковское региональное отделение «Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО», список кандидатов в депутаты которого заверен Территориальной избирательной комиссией города Пскова.

Принимая во внимание изложенное, требования заявителя суд считает обоснованными.

Согласно ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств исполнение решения суда может оказаться невозможным.

Поскольку установленный законом срок для регистрации кандидатов на момент рассмотрения настоящего гражданского дела истек, восстановление прав заявителя возможно лишь при возложении на избирательную комиссию обязанности по регистрации кандидата в депутаты.

В связи с тем, что законодателем в целях обеспечения избирательных прав граждан установлены сокращенные сроки рассмотрения дел указанной категории, и принимая во внимание относительно небольшой период времени, оставшийся до даты проведения выборов, суд полагает возможным удовлетворить просьбу заявителя и обратить указанное решение к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 210, 212, 246, 260.1, 261 ГПК РФ, суд

Решил:

Удовлетворить заявление Гайдука Артура Марковича.

Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии города Пскова от 1 февраля 2012 г. № 22/133 «Об отказе в регистрации кандидата выдвинутого избирательным объединением Политическая партия «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» для участия в выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Гайдука Артура Марковича».

Обязать Территориальную избирательную комиссию города Пскова зарегистрировать Гайдука Артура Марковича, выдвинутого Псковским региональным объединением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 2 для участия в выборах Псковской городской Думы пятого созыва.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий Е.В. Иойлева

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.