решение по иску о признании права на заключение договора социального найма жилого помещения и обязании заключить договор социального найма жилого помещения



Дело № 2-32/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.**. 2012 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овдеенко Я.В. к войсковой части 64044, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на заключение договора социального найма, признании решения незаконным и обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Овдеенко Я.В. обратился в суд с иском к войсковой части 64044, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на заключение договора социального найма, признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным и обязании заключить договор социального найма на квартиру № *** в доме № *** по ул. Ш. в г. Пскове.

В обоснование заявления указано, что истец проходил военную службу в войсковой части 64044.

05 июня 2009 года был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения выслуга истца в календарном исчислении составляла более 13 лет, в связи с чем он подлежал обеспечению постоянным жильем.

15 сентября 2010 года решением жилищной комиссии войсковой части 64044 Овдеенко Я.В. на состав семьи два человека, включая несовершеннолетнюю дочь, была распределена двухкомнатная квартира по адресу: г. Псков, ул. Ш., д. № ***, кв. № ***.

27 мая 2011 года решением ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ истцу было отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по причине превышения нормы предоставления жилого помещения по площади на 10,5 кв.м., поскольку норма предоставления жилой площади для военнослужащих на двух человек составляет не более 45 кв.м., а площадь распределенной квартиры – 55, 35 кв.м.

Истец считает данный отказ незаконным, и просит суд признать за ним право на заключение договора социального найма жилого помещения по адресу: г. Псков, ул. Ш., д. № ***, кв. № *** и обязать ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ заключить с ним договор социального найма на указанное жилье.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФГУ «Псковская КЭЧ района», ФГУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений», Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное).

В судебном заседании истец и его представитель Иванов А.В. требования и доводы в их обоснование поддержали, пояснив, что Овдеенко Я.В. состоял на учете нуждающихся составом два человека, включая несовершеннолетнюю дочь, в связи с чем согласно требованиям ст. 58 ЖК РФ ему должна быть предоставлена двухкомнатная квартира площадью 45 кв.м. Поскольку истцу распределена двухкомнатная квартира площадью 55, 35 кв.м., что превышает установленные законодательством нормы предоставления, Овдеенко Я.В. направил в адрес ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ заявление о компенсации затрат федерального бюджета за площадь, превышающую нормы предоставления жилья, однако ответа на данное заявление до сих пор не получил.

Представитель ответчика – войсковой части 64044 Никишин Д.В. в судебном заседании пояснил, что поскольку истец выразил готовность доплатить за превышение площади жилого помещения, вопрос о разрешении исковых требований он оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждении) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) Кириллова Т.Н. вопрос о разрешении исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – ФГУ «Псковская КЭЧ района» в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по иску не представил.

Представитель третьего лица – ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по иску не представил.

Представитель третьего лица – ФГУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представил возражения на исковое заявление, в котором указал, что уполномоченным органом по вопросам обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в западном военном округе является ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (л.д. 77).

Выслушав истца Овдеенко Я.В., его представителя – Иванова А.В., представителя ответчика – Никишина Д.В., представителя третьего лица – Кириллову Т.Н., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу статей 37 ч. 1 и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 ч. 4, 71 п. «м», 72 п. «б» ч. 1 и 114 пп. «д», «е», военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Порядок и условия прохождения военной службы урегулированы Федеральным законом от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.09.1999 года № 1237 (в ред. от 01.07.2010 года), а также иными нормативно-правовыми актами.

Согласно ч. 2, 3 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Таким образом, граждане, проходящие военную службу, имеют специальный правовой статус, который включает в себя особые права и обязанности, выражающиеся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется согласно специальному законодательству и правилам.

К таковым относится Федеральный закон от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в том числе реализации ими права на жилище.

Положениями ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Согласно п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Судом установлено, что Овдеенко Я.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части 64044.

На основании приказа командующего войсками Ленинградского военного округа от 05 июня 2009 года № *** Овдеенко Я.В. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 23). На момент увольнения выслуга истца в календарном исчислении составила 13 лет 10 месяцев, в льготном исчислении – 19 лет 4 мес., в связи с чем у него возникло право на обеспечением постоянным жилым помещением.

Решением жилищной комиссии войсковой части 64044 от 15 сентября 2010 года № *** истцу была распределена двухкомнатная квартира общей площадью 55,35 кв.м. для постоянного проживания по адресу: г. Псков, микрорайон в границах ул. Ю., Г., Р, дом шифр ***, кв. № *** (л.д. 9, 10). Указанное жилое помещение было распределено Овдеенко Я.В. с учетом несовершеннолетней дочери – О.Е., 2010 года рождения.

Решением ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № *** от 27 мая 2011 года Овдеенко Я.В. отказано в предоставлении распределенного жилого помещения по адресу: г. Псков, ул. Ш., д. № ***, кв. № *** в связи с превышением размера распределенной площади жилого помещения на 10,35 кв.м. (л.д. 8).

Истец не согласен с данным решением, ссылаясь в обоснование своих возражений на готовность произвести доплату за площадь жилого помещения, превышающую норму предоставления.

Проверив доводы истца, суд полагает их обоснованными по следующим основаниям.

На момент распределения Овдеенко Я.В. жилищной комиссией войсковой части спорного жилого помещения действовала статья 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 01.12.2008 года N 225-ФЗ, которая устанавливала, что норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в пункте 1 той же статьи, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности.

Анализируя указанные нормы закона, суд приходит к выводу, что на момент распределения истцу жилого помещении нормой предоставления общей площади жилого помещения, в силу вышеприведенных законодательных положений, для Овдеенко Я.В. на состав семьи два человека, являлась норма не более 45 кв.м. (18 х 2 + 9).

При этом суд принимает во внимание, что в настоящее время статья 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» действует в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ, согласно пункту 1 которой норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, осталась прежней - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно техническому паспорту на квартиру № *** в доме № *** по ул. Ш. в г. Пскове площадь данного жилья составляет 53,4 кв.м. (л.д. 83-86), следовательно, Овдеенко Я.В. предоставлено жилое помещение с превышением размера площади на 8,4 кв.м.

Между тем, Приказом Министра Обороны РФ от 22 августа 2011 года № *** установлен порядок компенсации военнослужащими за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления (л.д. 51-56).

Согласно п. 4 Порядка взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленных статьей 15.1. Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 22 августа 2011 года № 1450, военнослужащему может быть предоставлено помещение сверх нормы, установленной статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при признании его в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении при условии подачи в любое время заявления по форме в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны, специализированные органы Министерства обороны.

Разрешая исковые требования суд принимает во внимание, что решение жилищной комиссии о распределении двухкомнатной квартиры Овдеенко Я.В. ответчиком не обжаловалось, и учитывает, что 03 февраля 2012 года Овдеенко Я.В. направил в адрес ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ заявление, в котором выразил свое согласие на компенсацию затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления, однако ответа до сих пор не получил, что по мнению суда, нарушает право истца на обеспечением жильем.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Овдеенко Я.В. являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Овдеенко Я.В. удовлетворить.

Признать решение ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № *** от 27 мая 2011 года об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма незаконным.

Признать за Овдеенко Я.В. право на заключение договора социального найма и обязать ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ заключить с Овдеенко Я.В. договор социального найма на жилое помещение по адресу: г. Псков, ул. Ш., д. № ***, кв. № ***, включив в договор в качестве члена семьи нанимателя О.Е., **.**. 2010 года рождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2012 года.

Судья Т.А. Семёнова

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.