решение по делу по заявлению о признании постановления Территориальной избирательной комиссии г.Пскова незаконным и обязании зарегистрировать единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва



Дело №2-838/2012

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2012 г. г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Падучих С.А.,

с участием прокурора Пулатовой З.И.,

при секретаре Пискуновой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательного объединения "Псковское областное отделение политической партии "Коммунистическая партиия Российской Федерации" о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии г.Пскова об отказе в регистрации единого списка кандидатов для участия в выборах депутатов Псковской городской Думы,

УСТАНОВИЛ:

Избирательное объединение "Псковское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее – ИО ПОО ПП "КПРФ") обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии г.Пскова об отказе в регистрации единого списка кандидатов для участия в выборах депутатов Псковской городской Думы.

В обоснование заявления указано, что на 4 марта 2011 года назначены выборы в Псковскую городскую Думу пятого созыва. ИО ПОО ПП "КПРФ" представило в территориальную избирательную комиссию г.Пскова (далее – ТИК) единый список кандидатов для участия в указанных выборах. Решением от 01 февраля 2012 года №21/116 ТИК г.Пскова отказало в регистрации данного списка. Мотивом отказа явился тот факт, что выдвижение кандидатов было осуществлено Бюро Комитета Регионального отделения КПРФ. По мнению ТИК, кандидаты могли выдвигаться только Конференцией регионального отделения КПРФ. Однако, данный вывод ТИК не верен, так как в силу постановления Пленума ЦК КПРФ от 23 сентября 2011 года, решения Конференции ПОО ПП "КПРФ" от 01 октября 2011 года и п.6.2 и п.6.11 Устава партии указанные полномочия были от Конференции переданы Бюро. Кроме того, исходя из текста решения, им было отказано в регистрации списка кандидатов, выдвинутых "избирательным объединением "КПРФ", хотя в действительности со списком обращалось избирательное объединение "Псковское областное отделение политической партии "КПРФ". Также ИО ПОО ПП "КПРФ" полагает, что в регистрации списка 01 февраля 2012 года не могло быть отказано, так как ТИК не известило в установленном порядке избирательное объединение о каких-либо недостатках данного документа, чем лишило возможности их устранить. Ввиду изложенного просили вышеуказанное решение ТИК отменить и обязать ТИК зарегистрировать единый список кандидатов от ИО ПОО ПП "КПРФ", обратив решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель заявителя изложенные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по вышеуказанным основаниям.

Представитель территориальной избирательной комиссии г.Пскова с заявлением не согласился, просил в его удовлетворении отказать. Полагал обжалуемое решение законным и обоснованным по изложенным в нем мотивам. Указал, что данное нарушение было выявлено только 01 февраля 2012 года при непосредственном рассмотрении вопроса о регистрации списка, ввиду чего ранее о нем избирательное объединение не уведомлялось. Неточное наименование избирательного объединения в оспариваемом постановлении является технической неточностью. Также пояснил, что никаких иных нарушений и препятствий к регистрации списка, помимо обжалуемого факта, не имеется.

Прокурор полагал требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, заключил, что выдвижение списка кандидатов Бюро Комитета избирательного объединения действующее законодательство и устав партии не нарушает.

Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит установленным, что:

09 декабря 2011 года решением Псковской городской Думы четвертого созыва №2015 на 04 марта 2012 года назначены выборы депутатов в Псковскую городскую Думу пятого созыва.

18 января 2012 года представитель ИО ПОО ПП "КПРФ" сдал в ТИК г.Пскова документы для заверения единого списка кандидатов, выдвинутых данным избирательным объединением для участия в указанных выборах. В том числе был сдан сам единый список кандидатов.

21 января 2012 года постановлением ТИК г.Пскова №14/37 список кандидатов от ИО ПОО ПП "КПРФ" был заверен.

30 января 2012 года в адрес избирательного объединения было направлено извещение о том, что 01 февраля 2012 года в 14.00 ТИК будет рассматривать вопрос о регистрации единого списка кандидатов. О каких-либо несоответствиях списка и приложенных к нему документов требованиям закона в извещении не указывалось.

01 февраля 2012 года постановлением №21/116 ТИК г.Пскова отказала ИО ПОО ПП "КПРФ" в регистрации вышеуказанного списка кандидатов.

Мотивом отказа, исходя из содержания постановления, явился тот факт, что выдвижение кандидатов единого списка было осуществлено Бюро Комитета регионального отделения КПРФ, хотя, по мнению ТИК г.Пскова, исходя из п.2 ст.25 Федерального закона "О политических партиях", п.п.5.3 и 6.3 Устава "КПРФ" выдвигаться кандидаты могли только Конференцией регионального отделения.

Давая правовую оценку изложенным обстоятельствам, суд исходит из следующего:

Согласно ч.2 ст.35 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов и списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".

Аналогичное положение содержится и в ч.2 ст.31 Закона Псковской области от 01.08.2003 N 295-оз "Избирательный кодекс Псковской области".

Согласно ч.2 ст.25 федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии списков кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии списков кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения списков кандидатов не только конференциями или общими собраниями региональных отделений партии, но и иными органами, предусмотренными уставом политической партии.

Обоснованность именно данного толкования законодательства подтверждается правовой позицией, высказанной Верховным Судом РФ в определениях от 10.10.2009 года №64-В09-9, №64-В09-7, №64-В09-6, №64-В09-5, №64-В09-4, №64-В09-3.

Согласно п.3.1 Устава "КПРФ" региональные отделения являются структурными подразделениями партии.

В силу п.6.2 Устава высшим руководящим органом регионального структурного подразделения является Конференция, проводимая не реже одного раза в два года.

Согласно п.6.3 Устава Конференция правомочна самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции вышестоящих органов. При этом к компетенции Конференции относится, в том числе, выдвижение списков кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта РФ и органах местного самоуправления.

Пунктом 6.11 Устава для решения политических, организационных и текущих вопросов предусмотрено создание Бюро Комитета. Таким образом, Бюро Комитета является самостоятельным органом структурного подразделения партии.

При этом также в силу положений п.6.11 Устава Бюро Комитета помимо прямо указанных в данном пункте задач может решать и другие вопросы по поручению вышестоящих органов партии.

Постановлением 2-ого этапа XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01 октября 2011 года Конференция решила полномочия по выдвижению списков кандидатов в депутаты делегировать Бюро Комитета.

При этом указанное постановление региональным отделением "КПРФ" было принято во исполнение постановления X совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ, которым всем региональным отделениям партии было прямо рекомендовано предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции по выдвижению списков кандидатов в депутаты на муниципальных выборах Бюро Комитета.

Таким образом, так как Бюро Комитета является органом партии, предусмотренным ее уставом, данный орган, согласно уставу, вправе решать любые вопросы по поручению вышестоящих органов, Конференция делегировала Бюро Комитета свои полномочия по выдвижению списков кандидатов в депутаты на муниципальных выборах, и возможность такого выдвижения иными органами, предусмотренными уставом политической партии, федеральным законом не исключается, то суд находит доводы заявителя о незаконности оспариваемого решения обоснованными.

Учитывая, что Федеральный закон "О политических партиях" не содержит положений об ограничении полномочий органов партии при решении вопроса о делегировании, а также то обстоятельство, что в соответствии с Уставом "КПРФ", выдвижение кандидатов в депутаты не является исключительной компетенцией Конференции, то суд полагает, что Конференция была вправе делегировать указанные полномочия Бюро Комитета.

Кроме того, согласно п.1.1 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, извещает об этом избирательное объединение.

Не позднее чем за один день до дня указанного заседания избирательное объединение вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с п.2 и 3 ст.33 данного закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Таким образом, федеральный законодатель в качестве правовых гарантий избирательного процесса предусмотрел право избирательных объединений исправлять допущенные ими нарушения в связи с наличием документов, оформленных с нарушением требований закона, а у избирательных комиссий имеется корреспондирующая обязанность по извещению избирательных объединений о наличии таких нарушений в указанных документах.

На наличие данных взаимосвязанных прав и обязанностей у названных участников избирательного процесса указано, в частности, в определениях Верховного Суда РФ от 15.02.2008 №80-Г08-1, от 04.02.2008 №49-Г08-3, от 28.11.2007 №16-Г07-35, от 22.11.2007 №18-Г07-18.

Так как в данном случае ТИК не уведомил ИО ПОО ПП "КПРФ" о выявленных, по мнению ТИК, нарушениях при оформлении документов и не предоставил возможности их исправить, то оспариваемое решение принято с нарушением вышеуказанных норм закона.

При этом суд также учитывает, что оспариваемое постановление исходя из его буквального толкования вынесено в отношении избирательного объединения "Коммунистическая партия Российской Федерации", а не в отношении избирательного объединения "Псковское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", хотя именно последнее представляло список кандидатов и именно ему данный список был заверен.

Ссылки представителя ТИК на то, что обоснованность принятия оспариваемого решения подтверждается полученными избирательной комиссией заключениями Министерства Юстиции РФ по Псковской области (письмо №02-116 от 24.01.2012 г.) и ЦИК РФ (письмо №05-15/1239 от 30.01.2012 г.), переданными из избирательной комиссии Псковской области, суд принять не может.

Основой Российской государственности в настоящее время является ее демократическое устройство (ст.1 Конституции РФ).

Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, а высшим выражением власти народа являются свободные выборы (ст.3 Конституции РФ).

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность, все общественные объединения равны перед законом (ст.13 Конституции РФ).

Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства, имеют право избирать и быть избранными в органы власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст.ст.32 и 130 Конституции РФ).

При этом в силу ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Одним из ведущих принципов международного права и Российской правовой системы является принцип правовой определенности, который предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретенных прав и обязанностей, на что неоднократно указывал Конституционный суд РФ (в т.ч. в постановлениях от 5 февраля 2007 года №2-П, от 21.01.2010 №1-П).

В силу положений ч.1 ст.38 Федерального закона "О политических партиях" и п.30.10 ст.7 Указа Президента РФ от 13.10.2004 №1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" контроль за соблюдением политическими партиями и их региональными отделениями законодательства Российской Федерации осуществляется органами Минюста РФ.

Согласно ст.23 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии субъекта РФ осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации в субъекте РФ.

Из представленного суду протокола 2-ого этапа XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01 октября 2011 года, где и было принято решение о делегировании полномочий Бюро Комитета, следует, что на данной Конференции присутствовали представители и Минюста РФ по Псковской области и избирательной комиссии Псковской области. При этом оба представителя указали, что замечаний и нарушений не имеется.

При таких обстоятельствах у избирательного объединения не имелось оснований полагать, что оно действует с нарушением требований закона или устава, и, напротив, были все основания полагать, что оно действует законно, разумно и добросовестно.

Поэтому указанные письма Минюста РФ по Псковской области и ЦИК РФ, полученные ТИК из избирательной комиссии Псковской области, не могут рассматриваться в качестве обоснования принятия ТИК оспариваемого решения, так как, с учетом ранее занятой представителями Управления и избирательной комиссии области позиции, противоречат принципу правовой стабильности, создают для участников избирательных правоотношений правовую неопределенность.

Принятое в условиях указанной правовой неопределенности решение ТИК об отказе в регистрации списка кандидатов ИО ПОО ПП "КПРФ" лишает жителей г.Пскова возможности в полной мере реализовывать свое право на избрание желаемых ими кандидатов в органы местного самоуправления города, а избирательное объединение возможности участвовать в избирательном процессе.

С учетом всего вышеизложенного суд находит, что оспариваемое заявителем постановление является незаконным, а список кандидатов от ИО ПОО ПП "КПРФ" подлежит регистрации.

В силу положений ст.212 ГПК РФ суд обращает решение к немедленному исполнению, так как иное приведет к невозможности реального восстановления нарушенных прав заявителя.

На основании всего вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Заявление избирательного объединения "Псковское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" – удовлетворить.

Признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии города Пскова №21/116 от 01 февраля 2012 года об отказе в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением "Псковское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" для участия в выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва.

Обязать территориальную избирательную комиссию города Пскова зарегистрировать единый список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением "Псковское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", для участия в выборах депутатов Псковской городской Думы пятого созыва.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение пяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2012 года.

Судья С.А. Падучих

Решение обжаловалось в апелляционном порядке.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения.

Вступило в законную силу.