решение по иску о признании права состоять в очереди на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета



Дело № 2-2581/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.**. 2011 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошляка О.В. к УФСИН России по Псковской области о признании права быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства и обязании быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Кошляк О.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Псковской области о признании права быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Пскове и обязании жилищную комиссию принять документы для решения вопроса о постановке на учет.

В обоснование иска указано, что 08 июля 2008 года Кошляк О.В. был уволен из ВС РФ по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет в календарном исчислении составила 15 лет 08 месяцев 23 дня, в льготном исчислении – 21 год 01 месяц 23 дня.

В период прохождения службы Кошляку О.В. было предоставлено служебное жилье.

Во время службы Кошляк О.В. пытался обратиться в жилищную комиссию ИК № 6 и УФСИН России по Псковской области с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но его убедили в том, что если у него имеется служебное жилье, то иного жилого помещения ему не положено.

Считает, что он относится к категории военнослужащего и на момент увольнения со службы жилого помещения не имел, иного способа получения жилья за счет средств федерального бюджета, кроме как быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеется, а поэтому просит признать за ним право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в г. Пскове и обязать жилищную комиссию принять документы для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Администрация г. Пскова, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области, ФСИН России, Администрация Себежского района (л.д. 44,77,94,138).

В судебном заседании истец исковые требования уточнил и просил признать за ним право быть принятым в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном после увольнения в постоянном месте жительстве г. Псков и обязать жилищную комиссию принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование истец и его представитель Скрипилев Л.А. привели доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика УФСИН России по Псковской области и третьего лица ФСИН России Васильева Т.К. с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что правила принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены ст. 52 ЖК РФ, ч. 1 которой предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По общему правилу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ предоставлению жилого помещения предшествует принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляет орган местного самоуправления (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ). С момента введения в действие ЖК РФ, у УФСИН по Псковской области отсутствуют правовые основания постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту их службы.

Представитель третьего лица – Администрации г. Пскова в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, решение по делу оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Панкова И.В. с исковыми требованиями не согласилась, указав, что Кошляк О.В. обращался с заявлением о предоставлении ему жилья, и ему было предоставлено служебное жилье. На учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в ИК-6 истец не вставал, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья не обращался.

Представитель третьего лица – Администрации Себежского района в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против исковых требований не возражал.

Выслушав истца и его представителя Скрипилева Л.А., представителя ответчика и третьего лица ФСИН России Васильеву Т.К., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в исправительной колонии № 6 УФСИН России по Псковской области.

Приказом УФСИН России по Псковской области № *** от 08 июля 2008 года Кошляк О.В. был уволен по ст. 58 п. «з» - по ограниченному состоянию здоровью. Выслуга лет по состоянию на 08 июля 2008 года составляет в календарном исчислении - 15 лет 08 месяцев 23 дня, в льготном исчислении – 21 год 01 месяц 23 дня (л.д.10).

Во время прохождения службы Кошляку О.В. на основании распоряжения Администрации Себежского района было предоставлено служебное жилье в виде однокомнатной квартиры по адресу: поселок городского типа Сосновый бор, ул. С., д. № ***, кв. № *** (л.д. 9).

Материалами дела установлено, что Кошляк О.В. собственного жилья не имеет, с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в ИК № 6 и УФСИН России по Псковской области в период прохождения службы не обращался.

В связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ.

Статья 6 названного закона устанавливает следующий порядок нахождения на учете граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений, а именно: граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

После 01 марта 2005 года принятие на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях осуществляется на основании ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, указанные в ст. 49 ЖК РФ вправе состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, в частности, как относящиеся к определенной федеральным законом, указом президента РФ категории граждан.

На основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 12 апреля 2011 № 551-О-О, по смыслу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан, следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возлагается на орган местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта РФ о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления.

Довод представителя истца о том, что Кошляку О.В. было предоставлено служебное жилье, а значит, он должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд не принимает во внимание в связи со следующим.

В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, которыми устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 6 Правил определен круг лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета.

В силу п. 12 указанных Правил, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Согласно п. 22 Правил, в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

С учетом изложенного, постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях носит заявительный характер и зависит от волеизъявления лица, нуждающегося в жилом помещении.

В обоснование своей позиции представитель истца ссылается на то, что Кошляк О.В. относится к категории военнослужащих, уволен из ВС РФ по состоянию здоровья и не утратил статус военнослужащего.

Однако, доводы представителя истца основаны на неправильном толковании норм материального права в связи со следующим.

В соответствии с п. 1 вышеуказанных Правил, под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а под сотрудниками органов внутренних дел - лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы.

Следовательно, сотрудники уголовно-исполнительной системы относятся к сотрудникам органов внутренних дел, а не к военнослужащим.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Кошляк О.В. не может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в УФСИН России по Псковской области в связи с отсутствием к тому законных оснований, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.

При этом, в целях реализации жилищных прав истец сохраняет возможность на обращение с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления для решения вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кошляка О.В. к УФСИН России по Псковской области о признании права быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства и обязании быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Псковский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2011 года.

Судья Т.А. Семёнова

Решение в апелляционном порядке обжаловано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда решение оставлено без изменения. Вступило в законную силу.