решение по иску об обязании назначить ежемесячную денежную выплату и произвести перерасчет невыплаченных сумм



Дело № 2-3822/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.**. 2011 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Т.А.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниленковой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о признании отказа незаконным, признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и перерасчете выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Даниленкова Н.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о признании отказа незаконным, обязании назначить ей ежемесячную денежную выплату (далее ЕДВ) в размере, установленном для участников ВОВ и произвести перерасчет выплат с 01.01.2005 года.

В обоснование требований указано, что сын истца Д.Л. погиб **.**.1999 года при исполнении служебных обязанностей в Чеченской Республике, защищая интересы государства. В связи с гибелью сына **.**.1999 года она пользовалась льготами, предусмотренными Законом от 01.08.1989 года № 313-1.

В связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О ветеранах» льготы в натуральном виде были заменены ежемесячной денежной компенсацией, размер которой составлял 150 руб. (при отказе от соцпакета), в настоящее время, с учетом индексации - 1 085 руб. 98 коп., что значительно ниже ЕДВ, установленной для участников Великой Отечественной войны, которая в настоящее время, с учетом индексации составляет 2713 руб. 19 коп.

Полагая, что ЕДВ должна быть назначена ей в таком же размере, как и участнику ВОВ, истец обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное), но получила отказ.

Истец считает данный отказ незаконным, поскольку ее сын проходил срочную военную службу и его гибель связана с исполнением обязанностей военной службы и полагает, что она имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

То обстоятельство, что Д.Л. погиб после введения в действие ФЗ РФ «О ветеранах», само по себе не лишает ее права на льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, согласно Закону СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения". Полагает, что дата гибели сына не имеет правового значения для определения размера ЕДВ.

Поэтому просит суд признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное), в установлении ей права на получение ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ незаконным, признать за ней право на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном как участнику ВОВ – 2713 руб. 19 коп. и обязать произвести перерасчет недовыплаченных денежных сумм с 01.01.2005 года по настоящее время.

В судебном заседании истец исковые требования и доводы в их обоснование поддержала.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) Кириллова Т.Н. исковые требования не признала и пояснила, что истцу назначена ЕДВ по категории «члены семей погибших при исполнении служебных обязанностей» в размере 150 руб. с 01.01.2005 года. Размер ЕДВ с учетом отказа от соцпакета и индексации с 01.04.2011 года составляет 1085 руб. 98 коп. ЕДВ гражданам устанавливается в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. Юридически значимым фактом для приобретения права на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 является факт гибели военнослужащего, наступившей до 16.01.1995 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»). В связи с чем, истец не имеет права на установление ЕДВ по категории участника ВОВ. Кроме того, указала, что выплата ЕДВ производится с момента обращения, однако, заявитель обратилась с указанными требованиями в Управление только в октябре 2011 года, в связи с чем, просила применить срок исковой давности.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешая заявленное представителем ответчика ходатайство о применении срока исковой давности, суд считает, что срок обращения с указанными требованиями истицей не пропущен в связи со следующим.

В силу ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Статья 200 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами. Согласно ст. 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования в случаях, установленных законом.

В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Поскольку в данном случае спор возник по поводу установления права на ЕДВ, то по аналогии закона срок исковой давности по заявленным требованиям не подлежит применению.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.

Социальная поддержка, согласно ст. 13 названного закона, предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

На основании ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23.1 Закона «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Даниленкова Н.Н. является матерью военнослужащего Д.Л., **.**.1978 года рождения, погибшего **.**.1999 года при прохождении срочной военной службы в Чеченской Республике, что подтверждается свидетельством о рождении Д.Л., свидетельством о его смерти и извещением военного комиссариата о гибели от **.**.1999 года (л.д. 11, 12,13).

03.11.1999 года Даниленковой Н.Н. военным комиссариатом было выдано удостоверение, дающее ей право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (л.д. 10).

С 01.01.2005 года истцу была назначена ежемесячная денежная выплата как члену семьи погибшего участника боевых действий на основании п. 3 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» в размере 150 руб., а не как участнику Великой Отечественной войны, которым ЕДВ была установлена в размере 1050 руб.

Полагая, что ЕДВ должна быть назначена в размере, установленном как для участников ВОВ, истец обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда в г. Пскове и Псковском районе, но получила отказ. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что предоставленные документы не дают права на установление истице ЕДВ по категории «родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте».

Согласно ст. 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и предусмотрены меры социальной защиты для каждой категории ветеранов и членов их семей, объем которых различен. В частности, различный объем мер социальной защиты установлен для участников войны и лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц (военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей.

Пунктом 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

С учетом приведенных правовых норм члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, поскольку такой правовой статус был ими приобретен ранее в соответствии со статьей 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, преобразована в систему социальной поддержки. Основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определен для участников Великой Отечественной войны в сумме в 2005 году - 1 050 рублей, для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в 2005 году - 150 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации и отказа от полного набора социальных услуг с 01.04.2011 года составляет для участников Великой Отечественной войны – 2713 руб. 19 коп., для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий – 1085 руб. 98 руб.

С учетом изложенного следует, что к лицам, у которых до 01 января 2005 года в соответствии с Законом СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 года, то есть до момента вступления в законную силу Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 1125-О-О от 13 октября 2009 года, введенные пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" размеры ежемесячной денежной выплаты различаются в зависимости от категории ветеранов и членов их семей. Такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных, в том числе, с моментом приобретения соответствующего правового статуса.

Поскольку сын истца погиб **.**.1999 года, после вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", то на момент действия Закона СССР N 313-1 у истца не возникло, и не было фактически реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны.

При этом следует отметить, что нормы Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 в настоящее время фактически не применяются, поскольку они утратили свою актуальность с момента вступления в действие Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов и членов их семей в Российской Федерации.

Учитывая, что Федеральные законы от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и от 22.08.2004 года № 122-ФЗ были приняты и вступили в законную силу после вступления в силу Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1, то с учетом положений Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.06.2001 года № 9-П, согласно общему правилу, при возникновении спорной ситуации применению подлежит норма, изданная позднее.

С учетом изложенного и принимая во внимание то обстоятельство, что на момент получения истцом удостоверения о праве на льготы для родителей и жен погибших военнослужащих, действовали нормы Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, а поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Доводы о том, что сын истца погиб после вступления в силу Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не должен лишать его приобретенного статуса на права и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, являются несостоятельными.

До вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" истец не имела правового статуса и льгот, предусмотренных для участников войны, поэтому ее правовой статус отличен от правового статуса граждан, которым сохранены льготы и социальные гарантии, предоставлявшиеся ранее в соответствии с Законом СССР от 01 августа 1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".

Неправомерна ссылка истца на определение Конституционного суда РФ от 04.04.2007 года № 331-О-П, поскольку в нем речь идет об иных обстоятельствах, имеющих значение по делу.

Так, согласно данному определению заявительница, являющаяся женой военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, удостоверение о право на льготы и преимущества было ей выдано военным комиссариатов в 1990 году, то есть в период действия закона СССР от 01.08.1989 года, таким образом, на момент принятия Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах» у заявительницы возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, что не допускает в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера, данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с пп 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, требования Даниленковой Н.Н. об обязании ответчика выплачивать ей ежемесячную денежную выплату, как участнику Великой Отечественной войны, начиная с 01.01.2005 года, основаны на неправильном толковании норм материального права и удовлетворению не подлежат. ЕДВ истцу выплачивается в соответствии с действующим законодательством и оснований для ее изменения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Даниленковой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о признании отказа незаконным, признании права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и перерасчете выплаты, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2011 года.

Судья Т.А. Семёнова

Решение в кассационном порядке не обжаловалось. Вступило в законную силу.