решение по иску о признании права на получение субсидии на компенсацию расходов по приобретению жилья и возложении обязанности выдать свидетельство на право получения субсидии



Дело № 2-3497/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.**. 2011 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Адаева И.А.

при секретаре Хатулевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Мироновой А.А. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии на компенсацию расходов по приобретению жилья и о возложении обязанности выдать свидетельство на право получения субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Миронова А.А. обратилась в суд с иском к Администрации Псковской области Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на получение субсидии на компенсацию расходов по приобретению жилья в соответствии с программой «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы в сумме 228310 руб., о возложении обязанности выдать свидетельство на право получения субсидии, о взыскании 200 руб. расходов по уплате госпошлины и 2 000 руб. расходов по оплате юридических услуг.

В обоснование указала, что **.**.2009 она подала заявление на участие в долгосрочной целевой Программе «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы. В 2010 году ее семья была включена в Сводный список молодых семей, участников областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы. Сроки реализации программы, согласно паспорту программы – это 2008-2010 годы. Однако до настоящего времени субсидия на компенсацию приобретенного ею в апреле 2010 года жилья по ипотеке, она не получена. Поскольку все условия программы ею выполнены, полагает, что односторонний отказ ответчиков от исполнения обязательств по программе является нарушением ее прав. Просила иск удовлетворить.

Представители Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б. и Иванова А.В. исковые требования не признали, указав в письменных возражениях и в судебном заседании, что право истца на получение субсидии Управлением не оспаривается. Миронова А.А. до настоящего времени состоит в очереди на получение субсидии в рамках программы и получит субсидию по мере поступления средств, в порядке очередности. Пояснили, что с 2008 года ГГУ социальной защиты населения области организует работу по реализации мероприятий областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы. Участники программы разделены на 2 категории: претенденты на социальную выплату за счет средств федерального и областного бюджетов (софинансирование) и те, кто претендует на социальную выплату за счет средств областного бюджета. Миронова А.А. отнесена к категории претендентов на получение социальной выплаты за счет средств областного бюджета. Оформление свидетельств и выдача их молодым семьям осуществляется в порядке очередности, определенной списком молодых семей – претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ. Данный порядок применяется в отношении всех участников программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы.

Представитель Администрации Псковской области Белкин И.Н. исковые требования не признал, указав, что право истца на получение субсидии Администрацией области не оспаривается. Участие в программе носит добровольный характер. Пояснил, что в 2011 году было выдано 92 сертификата по программе «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2011-2015 годы» и 54 сертификата по программе «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы. Перераспределить самостоятельно денежные средства, поступающие из бюджетов разного уровня Администрация области не вправе. На данный момент по согласованию с Министерством регионального развития РФ определено, что на реализацию программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы выделяется 25% ассигнований из федерального бюджета и 75% - из областного бюджета. По программе «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы данное соотношение составляет: 60% - федеральный бюджет, 40% - областной бюджет. Поэтому большая часть бюджетных ассигнований направляется на реализацию прав участников, принявших участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы». Сводный список формируется специалистом Управления соцзащиты населения, который впоследствии утверждается губернатором области. Порядок формирования сводных списков определяется Правилами программы. Бюджетные ассигнования, выделенные для реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы, полностью использованы. При организации программы невозможно заранее определить объем достаточных бюджетных ассигнований, необходимых для реализации программы. Администрацией Псковской области и Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области истцу не было отказано в выдаче субсидии. Выплата субсидии Мироновой А.А. будет произведена по мере поступления средств и в порядке очередности.

Представитель третьего лица – ГФУ Псковской области Докучаева Н.М. иск не признала, поддержала позицию представителей ответчиков.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы.

В рамках данной программы разработана областная долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы, утвержденная Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 29.05.2008 № 381.

Установлено, что Миронова А.А. является участником областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы на основании заявления от 29.05.2009 (л.д.9).

Согласно ответу ГГУ социальной защиты населения Псковской области от **.**.2010 семья Мироновой А.А. была включена в Сводный список молодых семей участников указанной Программы на 2010 год под номером *** (л.д.10).

Как следует из ответа ТУ г. Пскова ГГУ социальной защиты населения Псковской области от **.**.2011 размер социальной выплаты, предоставляемой на

погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному

кредиту Мироновой А.А., составляет 228310 руб. (л.д. 23-24).

В связи с тем, что указанная социальная выплата до настоящего времени не произведена, Миронова А.А. обратилась в суд с настоящим иском о защите нарушенных прав.

Оценив доводы сторон, суд не усматривает нарушения права истца на получение субсидии на компенсацию расходов по приобретению жилья по следующим основаниям.

Постановлением Администрации Псковской области от 05.06.2008 № 153 «Об утверждении Правил формирования списков молодых семей на право участия в областной долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы и постановлением Администрации Псковской области от 30.09.2008 № 265 «О предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома и дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства)» определены порядок предоставления социальных выплат молодым семьям, признанных участниками целевой программы. Мероприятия по исполнению целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы, которая являлась подпрограммой федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285, были выполнены, объем финансирования программы был определен заранее. Корректировка финансирования данной целевой программы осуществляется за счет средств областного бюджета.

В связи с окончанием срока действия целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы, Постановлением Администрации Псковской области от 27.01.2011 № 24 была принята и утверждена областная долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011-2015 годы». Данной программой установлено, что в первоочередном порядке социальная выплата, предусмотренная в рамках новой программы будет предоставляться молодым семьям, признанным участниками областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы, в порядке очередности семей, указанных в сводных списках 2008-2010 годов. Новая программа осуществляется по правилам предыдущей программы.

Учитывая, что продление действия областной долгосрочной целевой программы допускается путем принятия новой, следовательно, изменений условий и порядка предоставления социальных выплат в отношении участников программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы не произошло.

Разделом 2 целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы предусмотрено, что предоставление социальной выплаты молодым семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, и молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ, осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов (софинансирование). Предоставление социальной выплаты молодым семьям, имеющим обеспеченность общей площадью жилья менее размера общей площади жилья, установленного Администрацией области, осуществляется за счет средств областного

бюджета.

В связи с этим, участники программы разделены на 2 категории: претенденты на

социальную выплату за счет средств федерального и областного бюджетов (софинансирование) (пункт 3.1), и претенденты на социальную выплату за счет средств

областного бюджета (пункт 3.2).

Миронова А.А. признана участником программы по п. 3.2 Правил формирования списков, то есть за счет средств областного бюджета, поскольку не была признана нуждающейся на основании п. 1 ст. 51 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации, порядок принятия решений о разработке, реализации, а также объем бюджетных ассигнований долгосрочных целевых программ определяются соответственно указанными органами в устанавливаемом ими порядке. По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. По результатам указанной оценки Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию программ утверждается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в составе ведомственной структуры расходов областного бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов областного бюджета в соответствии с актом Администрации области, утвердившим программу. При необходимости дальнейшего достижения целей и решения задач программно-целевым методом исполнитель-координатор программы вносит в Государственное управление межотраслевого взаимодействия и перспективного планирования Псковской области предложения о продлении срока реализации программы, который истекает в текущем году. Срок реализации программы может продлеваться не более чем на 1 год. При необходимости продления срока реализации программы более чем на 1 год разрабатывается новая программа, подготовка и утверждение которой осуществляется в соответствии с указанным Порядком. Пункт 9 приложения № 4 к Порядку устанавливает возможность принятия решения о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию программы, приостановлении или о досрочном прекращении ее реализации.

В настоящее время происходит реализация сразу двух программ путем софинансирования бюджетов.

Управление социальной защиты населения является главным распорядителем средств областного бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств областного бюджета. Согласно Положению о Государственном финансовом управлении Псковской области, утвержденному постановлением Администрации Псковской области от 07.07.2009 № 245, ГФУ является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере бюджетной, финансовой, денежной и кредитной политики. Основной целью ГФУ является реализация государственной политики в бюджетной, финансовой, денежной и кредитной сферах области.

Из справки от 18.11.2011 о финансировании областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы усматривается, что в 2010 году на финансирование целевой программы из средств областного бюджета было выделено 40000000 рублей, в том числе 7405720 рублей, направленных на софинансирование, из них было использовано в 2010 году 35181497 рублей, а остаток в размере 5147000 рублей перешел на финансирование 2011 года. В 2010 году за счет средств областного бюджета в порядке очередности в Сводном списке 2008 года свидетельства выданы 65 молодым семьям, реализовано 64 свидетельства. В 2011 году в бюджете области на предоставление социальной выплаты молодым семьям предусмотрены 65000000 рублей, в том числе 35671000 рублей, направленных на софинасирование. В 2011 году за счет средств областного бюджета в порядке очередности в Сводном списке 2008-2009 годов свидетельства выданы 56 молодым семьям на общую сумму 26256218, 86 рублей (л.д.147-151).

Разделом 5 областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы предусмотрено, что выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья происходит исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

Пунктом 36 Правил программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы установлено, что оформление свидетельств и выдача их молодым семьям осуществляется в порядке очередности, определенной списком молодых семей – претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ. Данный порядок применяется в отношении всех участников программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы.

Таким образом, учитывая, что право истца на получение социальной выплаты ответчиками не оспаривается, и в настоящее время она состоит в Сводном списке под номером 239, субсидия будет предоставлена Мироновой А.А. за счет средств областного бюджета в порядке очередности в сводном списке по мере поступления денежных средств на данные цели.

Тот факт, что, приобретая квартиру, Миронова А.А. рассчитывала получить социальную выплату в 2010 году на компенсацию приобретенного жилья, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку ответчики стороной по указанной сделке не являются, и каких-либо обязательств в рамках договора купли-продажи объекта недвижимости на них не возлагалось.

Кроме того, внеочередное предоставление субсидии Мироновой А.А. и ее семье повлечет согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ нарушение прав других граждан, состоящих в сводном списке перед истцом.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Мироновой А.А. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на получении субсидии на компенсацию расходов по приобретению жилья и о возложении обязанности выдать

свидетельство на право получения субсидии отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено **.**. 2011 года.

Судья И.А.Адаев

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.