решение по иску о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета



Дело № 2-3867/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

** *** 2011 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Теселкиной С.М.

при секретаре Васильевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулаченок Н.Ф. к Администрации города Пскова о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признании незаконным постановления Администрации города Пскова в части снятия с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Кулаченок Н.Ф. обратился в суд с иском к Администрации города Пскова о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признании незаконным постановления Администрации города Пскова № ** от ** ***2011 года в части снятия с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года под учетным № **.

В обоснование требований истец и его представитель Скрипилев Л.А. пояснили, что Кулаченок Н.Ф. является военнослужащим, уволенным из Вооруженных сил СССР в 1990 году по выслуге установленного срока службы, с ** ***1990 года он состоял на учете граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Администрации города Пскова от ** ***2011 года № ** Кулаченок Н.Ф. был снят с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием оснований для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

С данным решением истец не согласен, полагает его незаконным, поскольку жилым помещением он обеспечен не был, календарная выслуга лет на момент увольнения составила 20 лет 01 месяц 10 дней.

Поэтому Кулаченок Н.Ф. просит признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признать незаконным постановление Администрации города Пскова № ** от ** ***2011 года в части снятия его с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также восстановить в очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года под учетным № **.

Представитель ответчика Администрации города Пскова Хмелев С.Н. исковые требования не признал, пояснил, что истец был снят с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», то есть в связи с отсутствием оснований для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Выслушав истца Кулаченок Н.Ф., его представителя Скрипилева Л.А., представителя ответчика Администрации города Пскова Хмелева С.Н., исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными по следующим основаниям.

Статьей 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилого помещения или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

Судом установлено, что Кулаченок Н.Ф. ** ***1990 года был уволен с военной службы по выслуге установленного срока службы (п. «а» ст.46 Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 02.10.1985г. № 934) в связи с сокращением Вооруженных Сил СССР (л.д. 32).

В момент увольнения его выслуга лет составила 20 лет 01 месяц 10 дней (л.д. 7, 10).

На основании личного заявления ** ***1990 года истец был принят на очередь на получение жилой площади по избранному месту жительства в Комитете по жилищным вопросам Администрации г. Пскова.

По состоянию на ** ***2011 года в списках граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года, истец находился под учетным № **.

Постановлением Администрации города Пскова от ** ***2011 года № ** (л.д. 35) Кулаченок Н.Ф. был снят с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием оснований для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Оценивая обоснованность принятого Администрацией города Пскова решения, суд исходит из положений ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст. 11 ЖК РФ нарушенные жилищные права подлежат судебной защите.

Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Ранее действующей редакцией данной статьи было установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет.

По мнению Администрации города Пскова, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и отсутствием указания в действующей редакции на причину увольнения «по выслуге установленного срока службы» истец право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не имеет.

С данной позицией суд согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно пункту 14 «Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете: до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.

Так как жилое помещение Кулаченок Н.Ф. до настоящего времени не предоставлено, данный пункт Правил, по мнению суда, применению в отношении истца не подлежит.

Кроме того, приведенными пунктами статьи 56 ЖК РФ основание, принятое при вынесении решения Администрацией города Пскова о снятии истца с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предусмотрено.

Суд полагает, что приведенный в указанной норме перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию он не подлежит.

Следует также учитывать, что в силу ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Оценивая доводы сторон, суд принимает во внимание, что срок службы Кулаченок Н.Ф. в календарном исчислении составляет более 20 лет. Жилых помещений в собственности или по договору социального найма он не имеет, в связи с чем на момент увольнения и принятия его на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он имел право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Внесение изменений в действующее законодательство, по мнению суда, не может ухудшать его положение.

Суд полагает, что для разрешения настоящего спора необходимо учитывать и то обстоятельство, что Кулаченок Н.Ф., имея право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в ранее действующей редакции Федерального закона «О статусе военнослужащих», будучи в установленном порядке признанным нуждающимся в жилом помещении, состоял на учете граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 1990 года, то есть более 20 лет, однако на протяжении указанного периода времени жилым помещением обеспечен не был.

С учетом изложенного суд считает, что Администрацией города Пскова нарушены жилищные права истца, которые подлежат судебной защите.

Ссылку представителя Администрации города Пскова на правовое заключение прокуратуры города Пскова (л.д. 36) и само заключение суд полагает несостоятельными, основанными на неверном толковании действующего законодательства, в том числе ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в связи с чем во внимание их не принимает.

Поэтому суд находит требования Кулаченок Н.Ф. о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признании незаконным постановления Администрации города Пскова в части снятия с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кулаченок Н.Ф. к Администрации города Пскова удовлетворить.

Признать за Кулаченок Н.Ф. право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Признать постановление Администрации города Пскова № ** от ** ***2011 года в части снятия Кулаченок Н.Ф. с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать Администрацию города Пскова восстановить Кулаченок Н.Ф. в списках граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года под учетным № **.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ** ***2011г.

Судья С.М. Теселкина

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.