Решение об обязании производить уборку лестничных клеток



Дело № 2-682/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.***. 2012 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Масленникова В.В.

с участием прокурора Куприкова А.М.

при секретаре Якутиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Степановой Н.А., Захаровой С.С., Ильина Е.А. к ООО «Микрорайон № 7» о признании бездействия в части отсутствия организации уборки лестничных клеток жилого дома № *** по ул. Р. в г. Пскове и обязании производить уборку лестничных клеток первого, третьего и четвертого подъезда дома,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Пскова обратился в суд в интересах Степановой Н. А., Захаровой С. С., Ильина Е. А. с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ООО «Микрорайон № 7» о признании бездействия в части отсутствия организации уборки лестничных клеток жилого дома № *** по ул. Р. в г. Пскове и обязании производить уборку лестничных клеток первого, третьего и четвертого подъездов указанного дома в соответствии с требованиями п.3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года - сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц.

В обоснование заявленных требований указал, что дом № *** по ул.Ротной в г.Пскове находится на обслуживании управляющей организации ООО «Микрорайон №7». В ходе проведенной проверки выявлены нарушения управляющей организацией требований ЖК РФ, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в части выполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества дома, а именно обеспечения надлежащего санитарного состояния лестничных клеток и благоприятных условий проживания граждан, несмотря на взимание соответствующей платы. В связи с этим просил суд признать незаконным бездействие ООО «Микрорайон №7» в части отсутствия организации уборки лестничных клеток в указанном доме и обязать произвести указанные работы в первом, третьем и четвертом подъездах указанного жилого дома, где располагаются квартиры истцов.

Истцы Степанова Н.А., Захарова С.С., Ильин Е.А. в судебное заседание не явились, о дне и времени разбирательства извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Микрорайон №7» не оспаривал факт непроведения работ по уборке лестничных клеток, исковые требования признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Степанова Н.А., Захарова С.С., Ильин Е.А. являются собственниками квартир № № ***; ***; *** в доме № *** по ул.Р. в г.Пскове соответственно (л.д.20, 27).

**.***. 2008 года между ООО «Микрорайон №7» с одной стороны и собственниками жилого дома № *** по ул. Р. в г. Пскове заключен договор управления указанным многоквартирным домом (л.д.15-16).

Как усматривается из содержания договора управления многоквартирным домом № *** по ул. Р. в г.Пскове (п.1.1) целью управления домом является обеспечение ответчиком благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащее содержания общего имущества.

Согласно п.2.1.1 данного договора управляющая организация приняла на себя обязательство организовывать и проводить управление домом, его содержание, текущий и капитальный ремонт в объеме собранных денежных средств и в порядке, утвержденном собственниками в соответствии с перечнем услуг и работ по содержанию общего имущества и придомовой территории дома; п.2.1.5 – выполнять дополнительные поручения по управлению, содержанию и ремонту жилого дома, перечень которых указан в Приложении № 4, при условии заключения дополнительных соглашений или индивидуальных договоров.

При этом, названным выше Приложением № 4, в число дополнительных услуг по содержанию общего имущества включено подметание полов во всех помещениях общего пользования, кабинах лифта и их влажная уборка

В тоже время в соответствии с правилами ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме и т.д.) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч.5 ст.5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения.

В силу ч.3 ст.39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), в силу п.10 которого общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

При этом Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила №170). Из раздела первого «Основные положения» Правил № 170 следует, что они определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.

Пунктом 1.1 Правил № 170 предусмотрено, что эти Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту, в том числе, организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Таким образом, требования, изложенные в Правилах № 170, устанавливающие объем и порядок содержания жилищного фонда в силу приведенных норм закона обязательны для исполнения всеми управляющими организациями при осуществлении ими деятельности по содержанию имущества многоквартирного дома.

При этом пункт п.3.2.1 Правил № 170 предусматривает, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток и нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.

Кроме того, п.3.2.7 указанных Правил № 170 закрепляет, что периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. Так, при использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.

Кроме того, согласно п.11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования. При этом, к числу указанных помещений отнесены межквартирные лестничные площади и лестницы (подп. «а» п.2 Правил № 491).

Исходя из перечисленных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что уборка и санитарно-гигиеническая очистка лестниц и лестничных площадок является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и носит для соответствующей управляющей организации обязательный характер, определенный вышеуказанными нормами законодательства.

При этом, не указание в договоре управления многоквартирным домом на то, что управляющая организация обязуется такие услуги оказывать или отнесение их к дополнительным платным услугам, основанием для освобождения от их проведения не является, поскольку такая обязанность предусмотрена в силу прямого указания закона.

Кроме того, в соответствии с п.4.8 договора управления многоквартирным домом №*** по ул.Ротная в г.Пскове размер платы по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома подлежал определению на собрании собственников дома с учетом предложений Управляющей организации.

Согласно протоколу №1 общего очно-заочного собрания собственников по вопросу установления размеров платежей собственников помещений за управление, содержание и ремонт общедомового имущества принято решение установить его согласно Постановлению Псковской городской Думы с расходованием полученных денежных средств по решению общего собрания.

Решением Псковской городской Думы от 17 июля 2009 года № 861 установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в расчет которого включены, в том числе, и расходы по уборке лестничных клеток в сумме 0,95 руб. за 1 кв.м. общей площади в месяц.

Установленные указанным выше решением суммы, в том числе и с учетом расходов по уборке лестничных клеток, взимались ООО «Микрорайон №7» с жильцов дома. Однако денежные средства, выставляемые к оплате за уборку лестничных клеток, расходовались на иные цели.

В тоже время, решения общего собрания собственников жилого дома № *** по ул. Р. в г.Пскове по вопросу возможности расходования данных средств на иные цели не было, разрешения на это жильцы дома управляющей компании не давали.

При таких обстоятельствах и поскольку обязанность по уборке лестничных клеток возложена на управляющую организацию законом и не может быть изменена договором, и, принимая во внимание, что соответствующая услуга ответчиком не оказывается, но оплачивается жителями дома, что нарушает права истцов на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия проживания, предъявленные прокурором г.Пскова требования являются обоснованными.

Поскольку истцы, в интересах которых выступает прокурор, проживают в квартирах № № ***;***;*** спорного дома, то суд полагает необходимым обязать ответчика совершить необходимые действия в тех подъездах, где расположены данные квартиры.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «Микрорайон №7» производить уборку лестничных клеток первого, третьего и четвертого подъездов дома № *** по ул. Ротная в г. Пскове в соответствии с требованиями п.3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года - сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено **.***. 2012 года.

Судья В.В. Масленников

Решение в апелляционном порядке не обжаловалось.

Вступило в законную силу.