Дело № 2-976/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ** *** 2012 года г. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Мальгиной М.И., при секретаре судебного заседания Григорьевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова В.М. к Министерству регионального развития Российской Федерации, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о выделении денежных средств на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья, направлении заявки на выделение денежных средств из федерального бюджета на предоставление субсидии и выдаче свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья, УСТАНОВИЛ: Иванов В.М., имеющий статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и являющийся инвалидом первой группы, обратился в суд с иском к Министерству регионального развития Российской Федерации, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о выделении денежных средств на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья, направлении заявки на выделение денежных средств из федерального бюджета на предоставление субсидии и выдаче свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья. В обоснование заявленных требований истец указал, что имеет право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем в порядке, определенном Законом Псковской области от 07 июля 2006 года № 563-оз "О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области», принятого в соответствии с п.11 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Постановления Администрации Псковской области от 14.08.2006 № 326 «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий». Постановлением Администрации г. Пскова от **.**.2011 г. № ** был признан нуждающимся в жилом помещении с **.**.2011 г. на основании решения Псковского городского суда от **.**.2011 года по делу № 2-2485/2011., в связи с чем был включен в сводный список ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При обращении в Территориальное управление Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о предоставлении ему субсидии истец получил ответ, из которого усматривается, что в сводном списке он состоит под номером ** – среди бывших узников, а вопрос о предоставлении субсидии будет рассмотрен при поступлении денежных средств из федерального бюджета. Аналогичный по содержанию ответ он получил на свое обращение к ответчику - Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области. Истец считает, что фактически ему отказано в предоставлении мер социальной поддержки, несмотря на то, что по объему прав на получение мер социальной поддержки он, имея статус бывшего несовершеннолетнего узника, приравнен к инвалидам Великой Отечественной войны в силу положений ст.14 Закона «О ветеранах», в связи с чем просит обязать Министерство регионального развития РФ выделить ему из федерального бюджета денежные средства на приобретение или строительства жилья, Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области обязать направить заявку в Министерство регионального развития РФ на выделение указанных средств из федерального бюджета и выдать ему свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья. Представитель ответчика – Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск, в которых, не оспаривая права истца на получение субсидии на приобретение или строительство жилья в порядке, установленном субьектом РФ – Псковской областью, с заявленными истцом требованиями не согласился. В обоснование возражений ответчиком указано, что во исполнение ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, которыми определен порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в т.ч. указанных категорий граждан. Пунктом 3 Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития РФ, на цели, указанные в п.1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта РФ по форме и в срок, которые установлены Министерством, предоставление соответствующему субъекту РФ персональных субсидий для предоставления конкретному лицу не предусмотрено действующим законодательством. Представитель ответчика – Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области иск Иванова В.М. не признал по основаниям, изложенным соответчиком – Министерством регионального развития, кроме того, просил учесть, что предоставление субсидий перечисленным в Постановлении Администрации Псковской области от 14.08.2006 № 326 «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий» лицам осуществляется в порядке очередности в соответствии с датой их постановки на учет. Представитель ответчика также указал, что оснований для внеочередного – в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», обеспечения жильем истца не имеется. Представитель третьего лица – Администрации Псковской области с иском не согласен по основаниям, изложенным ответчиками. Представитель третьего лица – Территориального управления г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск с доводами, аналогичными доводам ответчиков. Выслушав объяснения истца, представителей ответчика - Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области и третьего лица - Администрации Псковской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Из материалов дела судом установлено, что Иванов В.М. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, имеет первую группу инвалидности по общему заболеванию. Постановлением Администрации г. Пскова от **.** 2011 года № ** истец признан нуждающимся в жилом помещении на основании решения Псковского городского суда от **.**.2011 г. в соответствии с п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ. **.** 2011 года Иванов В.М. обратился в Территориальное управление г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке, определенном Законом Псковской области от 07 июля 2006 года № 563-ОЗ "О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» и был включен в Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условий путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения Приказом Главного управления соцзащиты населения Псковской области от **.**.2011г. Однако **.** 2011 года истцу было отказано в выдаче свидетельства о предоставлении субсидии по тому основанию, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в порядке реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 не подлежат (л.д.8-11). При разрешении спора суд исходит из того, что несовершеннолетние узники фашизма имеют свой самостоятельный статус, по предоставляемым мерам социальной поддержки приравнены к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны в силу положений пункта 8 статьи 154 вступившего в силу с 01 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Среди мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено в т.ч. обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подп. 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»). Согласно пункту 1 статьи 23.2 названного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем указанной категории лиц, при этом форма представления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В рамках реализации переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем указанных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принят Закон Псковской области № 563-ОЗ от 07 июля 2006 года «О представлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области», положениями которого определена форма предоставления такой меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилья. Наличие у Иванова В.М. права на получение соответствующей меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в форме, установленной законодательством Псковской области, исходя из даты постановки на учет нуждающихся с **.**.2011 г., ответчиками не оспаривается. Это право истца не требует дополнительного признания в судебном порядке. По состоянию на момент рассмотрения дела по существу судом – на **.**.2012 г. Иванов В.М. состоит в сводном списке под номером **. Согласно Положению о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утв. Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 г № 326, решение о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения принимается комиссией при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий, состав которой утверждается актом Администрации области. Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области является уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления, после принятия соответствующего решения вышеназванной Комиссией. Решения о предоставлении истцу субсидии на приобретение (строительство) жилья комиссией не принималось. В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. При этом бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, а также иные лица, приравненные к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, в тексте Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года не поименованы. Указание на то, что Указ распространяет на них свое действие, в нем отсутствует. Анализ норм действующего законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественно войны, - бывшие узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, права на внеочередное обеспечение жильем не имеют. Иванов В.М. как несовершеннолетний узник фашизма, также не имеет права на внеочередное предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилья. Его право на соответствующую меру социальной поддержки должно быть реализовано в порядке очередности с учетом времени постановки на учет нуждающихся и включения в Сводный список. Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов. В соответствии с п.п.3,4 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации. Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Согласно п.2 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 г № 40, Министерство регионального развития, как главный распорядитель средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных положениями Федерального закона «О ветеранах», в пределах лимитов, утвержденных ему на эти цели. Факт включения истца в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения ответчиками – Министерством регионального развития Российской Федерации и Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области не оспаривается. Из представленной Главным управлением соцзащиты населения Псковской области копии информационного сообщения от 03.03.2012 года № СЗ-09-1928 следует, что во исполнение факсограммы от 23.03.2012 № 267ф-ИП/07 Управлением направлена информация по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны по состоянию на 01.04.2012 года. Оценивая представленные сторонами по делу доказательства, суд считает, что заявленные Ивановым В.М. исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194, 196, 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иванову В.М. в удовлетворении исковых требований к Министерству регионального развития Российской Федерации, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о направлении заявки на выделение денежных средств из федерального бюджета на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилья, выделении денежных средств на приобретение или строительство жилья и выдаче свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья отказать. Решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд. Мотивированное решение в окончательной форме составлено судом **.** 2012 года. Судья М.И. Мальгина Решение в апелляционном порядке не обжаловано. Не вступило в законную силу.