Дело № 2-165/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ** *** 2012 года гор. Псков Псковский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Теселкиной С.М. при секретаре Ивановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова Н.С. к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», УСТАНОВИЛ: Карпов Н.С. обратился в суд с иском к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 07.05.08 г. В обоснование требований указано, что Карпов Н.С. является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, с ** *** 1993 года ему установлена 2 группа инвалидности. Постановлением Администрации города В. от ** ***2011 года истец был признан нуждающимся в жилом помещении. Карпов Н.С. полагает, что он имеет право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в рамках Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" № 714 от 07.05.08 г. (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. N 30). Так как до настоящего времени субсидия во внеочередном порядке ему не предоставлена, он просит данное право подтвердить решением суда. Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представители Коршакова С.В., Сысоева С.Н. и Преснухин Ю.В. требования поддержали по изложенным основаниям. Представитель ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б. иск не признала. Пояснила, что право истца как несовершеннолетнего узника концлагерей на обеспечение жильем в рамках Федерального закона «О ветеранах» не оспаривается, он включен в Сводный список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Однако обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента РФ № 714 он не подлежит, так как бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном нормативном акте не названы. Представитель третьего лица Администрации Псковской области Белкин И.Н. иск не признал. Выслушав представителей истца Коршакову С.В., Сысоеву С.Н. и Преснухина Ю.В., представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогову Н.Б., представителя третьего лица Администрации Псковской области Белкина И.Н., исследовав материалы дела, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных требований. Судом установлено, что Карпов Н.С. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л.д. 11). Постановлением Администрации города В. от ** ***2011 года № ** он был принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании заявления от ** ***2011 года истец был включен в Сводный список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Оценивая обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, суд исходит из следующего. Согласно Указу Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" № 714 от 07.05.08 г. (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. N 30) было признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах". Правительству РФ предложено предусмотреть бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом в 2009 - 2011 годах. Тем самым в данном нормативном акте указан круг лиц, которых необходимо обеспечить жильем. Так как бывшие несовершеннолетние узники фашизма в этом Указе не названы, суд полагает, что реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в соответствии с этим Указом. Следует также учитывать, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно пункту 8 статьи 154 названного Федерального закона, проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Таким образом, законодателем несовершеннолетние узники фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки приравнены к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. Данной нормой (ст. 23.2) установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах" следует, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2). В силу пункта 3.1 статьи 23.2 по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2). Законом Псковской области № 563-оз от 07.07.2006 года, принятым в целях реализации переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем указанных категорий граждан, форма предоставления вышеназванной меры социальной поддержки была определена в виде субсидии на приобретение или строительство жилья. Суд учитывает, что истец в установленном порядке был включен в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Обстоятельством, имеющим юридическое значение для разрешения настоящего спора, является наличие права истца на соответствующую социальную поддержку во внеочередном порядке. Анализируя изложенные нормативно-правовые акты, суд приходит к выводу о том, что законодатель, наделяя несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны аналогичными льготами, что и участников Великой Отечественной войны (в том числе и правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет), не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Следовательно, лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, права на внеочередное обеспечение жильем не имеют. Таким образом, суд полагает, что доводы Карпова Н.С. и его представителей о наличии у истца права на внеочередное предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в рамках Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" № 714 от 07.05.08 г. (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. N 30) являются ошибочными, поэтому отказывает ему в иске. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Карпову Н.С. к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" № 714 от 07.05.08 г. отказать. Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ** *** 2012 года Судья С.М. Теселкина Решение обжаловано в апелляционном порядке. Определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения. Вступило в законную силу.